Урок по русскому языку в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши, чу-щу, ча–ща.
Тип урока: систематизация знаний.
Цели деятельности учителя: закрепить представления о твердых согласных звуках [ж], [ш] и мягких согласных [ч], [ш] при написании сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- Научить соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами;
- Находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с данными сочетаниями;
- Писать правильно слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу.
Метапредметные УУД:
познавательные
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- Отвечать на поставленные вопросы;
- Обобщать собственное представление.
коммуникативные
- Планировать сотрудничество с учителем и с одноклассниками;
- Развивать организацию своего рабочего места, подготовки к уроку;
- Уметь формулировать и правильно выражать свои мысли.
регулятивные
- Принимать учебную задачу урока.
Личностные УУД:
- Формирование умения уважительного отношения к мнениям окружающих;
- Освоение роли обучающегося, принятие данной роли;
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, математика.
Структура урока: комбинированный.
Технология: игровая технология с элементами критического мышления
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска.
Дидактические материалы:
— смайлики;
— текст загадок;
— карточки для индивидуальной работы;
— кроссворд;
— физминутки.
Ход урока:
- Организационный момент. (слайд 2)
— Я сейчас скажу слова «Доброе утро!» и назову кого — нибудь из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
— Доброе утро, девочки!
— Доброе утро, мальчики!
— Доброе утро те, у кого прекрасное настроение!
— Доброе утро те, кто целовал утром свою маму!
— Доброе утро, кто радовался встрече с друзьями!
— Доброе утро тем, кто сегодня будет стараться хорошо работать!
- Актуализация знаний, мотивация к работе на протяжении всего урока, заинтересованность к получению новой информации.
- Мозговой штурм. (слайд 3)
(На магнитной доске представлен ряд букв ч, щ, ж, ш, и, а, у, е)
— Ребята, что вы видите на доске? (Ряд букв)
— Назовите эти буквы. (Называют хором)
— Какие звуки они обозначают? Докажите. (Гласные и согласные, гласные при произношении не имеют препятствия, а согласные имеют)
— Дайте характеристику каждому согласному звуку.
— А чем отличается звонкий согласный от глухого согласного?
— А какие согласные звуки всегда твёрдые?
— Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
— А какое общее орфографическое правило объединяет эти буквы?
— Какая буква лишняя? (е)
III. Мотивация познавательной деятельности (объявление темы урока и постановка задач) (слайд 4)
— Ребята, несколько уроков мы с вами изучали тему: «Правописание сочетаний жи — ши, чу — щу и ча — ща». И вот сегодня обобщающий урок по данной теме. Мы вспомним всё, о чём с вами говорили, также будем повторять и закреплять полученные знания. Поэтому нас ожидает много интересных заданий, узнаем что — то новое. Для этого на нашем уроке нам понадобятся внимание и смекалка.
- Минутка чистописания. (слайд 5)
— Прочитайте скороговорку: Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
— Какая буква часто встречается в скороговорке?
— Сколько раз в скороговорке встречается буквосочетание «ши»? Подчеркните.
(Проверка у доски)
— Почему второе слово написано с заглавной буквы?
— Отгадайте загадку. О какой букве идёт речь? (слайд 6)
Это вилы и расчёска,
Где расчёска — там причёска.
— Так какую букву будем прописывать? Не забывайте про правильную осанку и правильное положение тетради.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку правильно держу!
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!
— Прописываем вместе со мной с комментарием всю строчку. Возьмите любимый карандаш и обведите самое красивое буквосочетание в облако.
Шш Шш
— А теперь спишите скороговорку в свои тетради и подчеркните орфограммы, которые мы нашли.( слайд 7)
- Организация познавательной деятельности, восприятия и осмысления новой информации. (слайд 8)
- Создание эмоционального положительного настроя.
Волшебная поляна в лесу. Из цветного картона вырезаны цветы, в сердцевине которых записаны сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.
— Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
- Физкультминутка. (слайд 9)
https://yandex.ru/video/preview/17231749098426457161
- «Странные слова» (слайд 10)
— У каждого на парте лежит карточка №1 с заданием. Внимательно прочитайте задание и выполните его.
Карточка №1
Прочитай внимательно, что написано. Составь слова и запиши их в тетрадь, начиная с красной строки и с заглавной буквы, через запятую, подчеркни изученную орфограмму.
ачад шидылан щаро намаши дочу вотжи кащу
- Кроссворд. (слайд 11)
— Продолжаем с вами распутывать и угадывать слова. На доске кроссворд, я сейчас буду задавать вам вопросы, а ответы будем записывать в кроссворд и в рабочие тетради. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает, а также выходит к доске.
- Грамматическая сказка
— А теперь закройте глаза и внимательно слушайте, я расскажу вам сказку.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквам
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Но вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали — искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили домой пойти спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай с пряниками пьют. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так….
— Ребята, с какими гласными дружат шипящие? (а, и, у)
- Физкультминутка. (слайд 12)
https://yandex.ru/video/preview/13204539536277790596
- Работа по карточке №2
Вставь пропущенную букву и запиши получившие предложения в тетрадь.
В роще
Около нашего дома рощ…. . Мы ч…сто гуляем в рощ… . Там растут душ…стые ландыш… и колючий ш….повник.
— На какие правила нам встретились слова?
- Закрепление изученного материала. (слайд 13)
— Ребята, давайте отгадаем загадки:
- Ползун ползёт,
Иголочки несёт.
(Ёжик) - Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки) - Горит столб,
А дыму нет.
(Свеча) - Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
VII. Подведение итогов и домашнее задание. (слайд 14)
— Что мы запомнили с урока? О чём дома расскажем?
— Дома вы будете выполнять карточку
| Фамилия и имя |
| Найди и исправь ошибки.
Жызнь, чясы, жираф, щявель, чудо, чяй, часовщик, чашка, шина, уши, шырокий, участие, роща. |
- Рефлексия деятельности, оценка.
– Ну что, ребята, покажем наше настроение ? Вы видите на доске смайлики с настроением. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Молодцы! У меня тоже хорошее настроение, благодаря вашей замечательной работе.
