Климова Елена Владимировна
учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть-Бузулукская средняя школа Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69871
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Технологическая карта урока по теме «Гидрография Евразии»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69871


 

Методическая разработка

 «Технологическая карта урока по теме «Гидрография Евразии»

 

Климова Елена Владимировна, 

учитель географии МБОУ Усть-Бузулукской СШ, 

Алексеевского района Волгоградской области

 

Планируемые образовательные результаты.
Предметные Метапредметные Личностные
Перечислят особенности внутренних вод Евразии; распределят реки материка по бассейнам и составят таблицу; назовут и покажут реки и озёра на физической карте; обозначат реки и озёра на контурной карте; объяснят влияние рельефа и климата на внутренние воды Евразии; проанализируют диаграмму изменения уровня воды в реке Янцзы; назовут центры оледенений Евразии; сформулируют понятие «многолетняя мерзлота». Уметь определять цель, проблему в деятельности;  оценивать степень и способы достижения цели; излагать свое мнение;  работать в группе; давать определения понятиям; работать с картой и находить нужную информацию; работать с диаграммами; представлять информацию в виде таблицы; сравнивать объекты и классифицировать  их; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать и делать выводы. Уметь осознавать цель и понимать смысл собственной деятельности; оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников; уметь уважительно и доброжелательно относиться к окружающим; осваивать новые роли и правила.

 

Решаемые учебные проблемы: распределение рек и озёр Евразии по группам

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация «Гидрография Евразии», выполненная в MS PowerPoint

 

Образовательные интернет-ресурсы: Самые длинные реки Евразии https://top10a.ru/samye-dlinnye-reki-evrazii.html      

Видеоуроки «Внутренние воды Евразии»: https://www.youtube.com/watch?v=UkRu5tGikE4 

https://www.youtube.com/watch?v=kHye9TYhtAo 

Тип урока: комбинированный

 

Форма проведения: урок – путешествие.

 

Методы работы:  по источнику получения знаний – словесные, наглядные (демонстрация карт, компьютерной презентации); практические – выполнение заданий, работа с картой; по степени активности познавательной деятельности учащихся – проблемный, частично-поисковый; методы контроля и оценки.

 

Средства обучения: физическая карта Евразии, контурные карты, компьютер, проектор, экран, презентация «Гидрография Евразии», выполненная в MS PowerPoint, географические атласы для 7-го класса, рабочие листы, сигнальные карточки (на этапе рефлексии).

 

Организационная структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний. Определение темы урока.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. Целеполагание.
  6. Изучение нового учебного материала. «Открытие» нового знания.
  7. Закрепление учебного материала.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. ЭТАП Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на работу. Настраиваются на работу на уроке.
2. ЭТАП Проверка домашнего задания
Цель: проверить степень усвоения изученного на прошлом уроке материала.

Задает вопросы обучающимся. 

— Перечислите климатообразующие факторы Евразии.

— В каких климатических поясах расположен материк?

— На слайде вы видите климатограмму. Определите тип климата и место на карте, для которого он характерен.

Проводит письменную проверку домашнего задания —  «Географический диктант»

На слайде представлены описания типов климата Евразии. Задача учеников – определить тип климата.

(Демонстрируется слайд с заданиями)

Задания.

1 вариант.

  1. Климат характерен для западного побережья Евразии. Прохладное дождливое лето и тёплая сырая зима.
  2. Очень жаркий и очень сухой климат, характерный для Аравийского полуострова.

2 вариант.

  1. Климат характерен для восточного и юго-восточного побережья Евразии. Тёплое влажное лето и холодная сухая зима.
  2. Жаркий и очень влажный климат, характерный для Малаккского полуострова и Больших Зондских островов.
Цель: вспомнят изученный на прошлом уроке материал; ответят на вопросы и выполнят задания учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание.

2. ЭТАП Актуализация знаний. Определение темы урока.
Цель: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и способы действия; формировать умения определять и формулировать тему урока;

создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Гидрография Евразии»;

развивать произвольное внимание и память,

Цель: сформулируют тему урока; задумаются о  значимости данной темы для себя.
познавательный интерес, инициативу обучающихся (прослеживается и на остальных этапах урока);

формировать коммуникативные умения, культуру общения, сотрудничество (прослеживается и на остальных этапах урока).

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. 

Приём «Ассоциативный ряд».

-Ребята, посмотрите на ряд слов и сформулируйте тему урока: описание, река, ледник, Евразия, озеро.

(Демонстрируется слайд, на котором  перечислены слова)

-Что такое «гидрография»?

— Что мы относим к внутренним водам?

— Сегодня мы остановимся на реках, озёрах, ледниках и многолетней мерзлоте.

— Какое значение для вас могут иметь знания по данной теме?

Обучающиеся формулируют тему урока «Гидрография Евразии»

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои мнения.

3. ЭТАП Создание проблемной ситуации.
Цель: создать проблемную ситуацию для обучающихся; подвести обучающихся  к выявлению противоречий, затруднений и установлению их причин.

Предлагает обучающимся задание, не выполнимое при имеющемся у них уровне знаний. При этом сообщает, что работа будет проходить в группах. 

— Объединитесь в группы (впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади). Члены каждой группы должны распределить между собой роли: командир, оформитель, оратор, исследователь и при выполнении общего задания не забывать о своих обязанностях.

— Распределите географические объекты по группам, так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество объектов: Байкал, Рейн, Инд, Волга, Каспийское, Обь, Ганг, Хуанхэ, Дунай, Енисей, Амударья, Янцзы.

 (Демонстрируется слайд, на котором  перечислены эти географические объекты)

Ответ запишите в верхней строке листа А4.

После выполнения задания учитель задаёт вопросы:

— Сколько групп географических объектов получилось?

Какие объекты вошли в каждую группу? (Вопрос задаётся в случае, если получилось одинаковое количество групп географических объектов.)

Учитель сообщает, что у него – 6 групп объектов.

— Почему получились разные ответы? Кто прав? Как это выяснить?

Цель: выявят противоречие, сформулируют собственные затруднения при выполнении задания;  установят  причины затруднений через описание недостающих знаний; перечислят, каких знаний им не хватает для решения практической задачи. 

Обучающиеся работают в группах, при этом распределяют между собой роли. В верхней строке листа А4 записывают объекты, распределённые по группам.

Ораторы от каждой группы дают ответы на вопросы учителя, доказывают правильность своих ответов.

 Сообщают о том, что для выполнения задания не хватило знаний о внутренних водах Евразии и, чтобы выяснить, кто прав нужно познакомиться с новой темой, поработать с учебником, атласом

4. ЭТАП Целеполагание.
Цель: формировать умения осознавать, определять и формулировать цель урока;

формировать познавательные мотивы учебной деятельности (стремления открыть знания, приобрести умения).

— Ребята, сформулируйте цель урока.

Учитель при необходимости корректирует или уточняет цель урока.

Цель:  смогут осознать, определить и сформулировать цель предстоящей деятельности.

Обучающиеся формулируют цель урока. Возможные формулировки целей:

— познакомиться с внутренними водами Евразии;

— выявить особенности внутренних вод Евразии и т.д.

5. ЭТАП Изучение нового учебного материала. «Открытие» нового знания.
Цель: создать условия для получения знаний по теме «Гидрография Евразии».

— На внутренние воды любого материка оказывают влияние рельеф и климат. Какое влияние рельеф оказывает на реки?

— Как реки Евразии различаются по характеру течения?

— Давайте выясним, куда несут свои воды реки материка, к каким бассейнам они относятся? Вспомните, какими океанами омывается Евразия?

— Давайте распределим реки Евразии по бассейнам. 

Цель: распределят реки Евразии по бассейнам; проанализируют диаграмму изменения уровня воды в реке Янцзы; назовут и покажут на карте реки, озёра, районы современного оледенения и многолетней мерзлоты на материке; нанесут реки и озёра на контурную карту.

Обучающиеся дают ответ, что рельеф оказывает влияние на характер течения рек и на направление их течения.

Ответ: реки Евразии делятся на равнинные и горные.

Ответ: Евразия омывается Атлантическим, Тихим, Индийским и Северным Ледовитым океанами. Следовательно, реки относятся к бассейнам всех четырёх океанов.

Обучающиеся объединяются в группы по 4 человека.

У каждого ученика имеется рабочий лист с таблицей «Распределение рек Евразии по бассейнам». Таблица состоит из двух столбцов и пяти строк. В первом столбце указаны океаны. Задача групп – проанализировать физическую карту Евразии  стр. 48-49 и заполнить второй столбец: указать реки, относящиеся к бассейну каждого океана. Итогом работы групп является одна заполненная строка таблицы. Группы предлагают свою часть общей таблицы. В результате у каждого обучающегося появляется заполненная таблица «Распределение рек Евразии по бассейнам».
Учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний.

Даёт задания группам.  (Демонстрируется слайд с заданиями)

Группа № 1. 

Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Тихого океана. Запишите названия рек в таблицу.

Группа № 2. 

Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Запишите названия рек в таблицу.

Группа № 3. 

Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана. Запишите названия рек в таблицу.

Группа № 4. 

Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Индийского океана. Запишите названия рек в таблицу.

— Ребята, а у нас осталась незаполненной пятая строка. Почему?

— Какой? Давайте выясним. Найдите на карте р. Волгу и скажите, куда она впадает?

— Где расположено Каспийское море? Имеет ли оно сток в океан?

— Это пятый бассейн – территория внутреннего стока. Площадь бассейна внутреннего стока в Евразии значительно больше, чем на других материках. На неё приходится 40 % территории материка.

— Приведите примеры других рек, относящихся к бассейну внутреннего стока. Заполните пятую строку в таблице.

(Учитель демонстрирует слайд с таблицей «Распределение рек Евразии по бассейнам».)

— На этом групповая работа завершена.

 

— Скажите, какое влияние на реки оказывает климат?

— Где наиболее густая речная сеть  и почему?

— Приведите примеры рек, которые замерзают и которые не замерзают. Почему?

 Даёт задание: проанализируйте диаграмму «Изменение уровня воды в реке Янцзы». Объясните, с чем связаны такие колебания уровня воды в реке.

(Демонстрируется слайд с диаграммой.)

Задание.

Отметьте на контурной карте по одной реке каждого бассейна. Остальные – дома.  

( Янцзы – «длинная река», «голубая река» — самая длинная (5800 км) и многоводная река Евразии. Рейн – одна из самых длинных рек в Западной Европе (1233 км), важнейший судоходный путь. Енисей – «большая вода», «великая река» — самая многоводная река бассейна Северного ледовитого океана. Ганг – священная река у индусов. Волга – самая длинная в Европе 3530 км)

(Демонстрируется слайды с фотографиями рек)

— Рельеф и климат оказывают влияние на озёра материка. Особенно много озёр на северо-западе. Почему?

— Назовите самые большие по площади озёра этой части Евразии. Обозначьте  их на карте.

— Назовите самое глубокое озеро в мире, расположенное в Евразии. Какова его глубина?  Какое происхождение оно имеет? Обозначьте его на карте. (Демонстрируется слайд «Байкал»)

 — Назовите самое большое по площади озеро Евразии и в мире. Каково его происхождение? Обозначьте его на карте.

Сообщает обучающимся, что Аральское море – тоже озеро остаточного происхождения.

-Как называется бессточное солёное озеро, заполняющее самую глубокую впадину на суше (-418 м) (Демонстрируется видеофрагмент «Мёртвое море»)

— Как вы думаете, где в Евразии могут быть ледники? Где?

(Демонстрируется слайд «Ледник в Гималаях»)

— На значительных территориях Евразии особенно в её азиатской части распространена многолетняя мерзлота. Что это такое? Почему она получила распространение на этих территориях?

((Демонстрируется слайд с картой распространения многолетней мерзлоты)

6. ЭТАП Закрепление учебного материала.

Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по воспроизведению и применению новых знаний, по проверке и оценке результатов деятельности.

Учитель возвращает обучающихся к проблемному заданию и просит выполнить его: 

Распределите географические объекты по группам, так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество объектов: Байкал, Рейн, Инд, Волга, Каспийское, Обь, Ганг, Хуанхэ, Дунай, Енисей, Амударья, Янцзы.

Ответ запишите в нижней строке листа А4.

Учитель демонстрирует слайд с правильным ответом и просит обучающихся проверить правильность выполнения задания и оценить ответы до и после изучения новой темы. Отчитаться по данной работе должны командиры.

7. ЭТАП Рефлексия

Цель: формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; оценивать свою деятельность и деятельность друг друга.

Предлагает обучающимся вспомнить тему урока и цели, соотнести с работой, проделанной на уроке, и оценить меру своего личного продвижения к цели.

— Вспомните тему урока и поставленные цели.   Достигли мы цели или нет?

— Какие особенности внутренних вод Евразии мы выделили?

— Что мы делали для достижения цели?

— Что для вас оказалось наиболее трудным?

— Что понравилось?

— Работу какой группы вы хотели бы отметить?

— Как вы оцениваете степень своего продвижения к цели? Поднимите соответствующую карточку: зелёная – всё понятно, всё усвоил; жёлтая – надо ещё позаниматься дома; красная – сложно, ничего не понял (Приём «Светофор»)

8. ЭТАП Домашнее задание

Цель: организовать самостоятельную деятельность обучающихся по закреплению и применению полученных на уроке знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний: работая в группе и анализируя физическую карту Евразии, находят реки и записывают их названия в таблицы. 

Следующим этапом работы являются отчёт  каждой группы о проделанной работе. Все остальные по ходу дополняют таблицу необходимой информацией.

Группа № 1. 

Оратор называет и показывает на карте реки: Янцзы, Хуанхэ, Амур, Меконг.

Группа № 2. 

Оратор называет и показывает на карте реки: Рейн, Дунай, Сена, Темза.

Группа № 3. 

Оратор называет и показывает на карте реки: Обь, Енисей, Лена, Печора.

Группа № 4. 

Оратор называет и показывает на карте реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр, Евфрат.

Высказывают предположение о том, что возможно, есть ещё один бассейн.

Находят р. Волгу, говорят, что она впадает в Каспийское море, расположенное внутри материка и не имеющее стока в океан.

Называют реки Амударья, Сырдарья. Заполняют таблицу.

Обучающиеся рассаживаются по своим местам.

Ответ: от климата зависят густота речной сети, режим и питание рек.

Ответ: на окраинах материка, т. к. климат здесь более влажный.

Приводят примеры рек. Отвечают на вопрос.

Объясняют, что колебания уровня воды связаны с влиянием муссонов в летнее время.

Выполняют задание в контурных картах.

Объясняют это влиянием рельефа: много понижений, связанных с деятельностью ледника влажным климатом.

Ответ: Ладожское, Онежское. Обозначают озёра на карте.

Называют озеро Байкал (1642 м). Объясняют, что это озеро тектонического происхождения, расположено в разломе земной коры.

Ответ: Каспийское море – остаток древнего морского бассейна, соединявшегося с Мировым океаном. (371000 км²)

Ответ: Мёртвое море.

Ответ: в горах — горные (Альпы, Гималаи, Тянь-Шань, Памир, Кавказ) и на островах — покровные (Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Новая земля). 

Ответ: многолетняя мерзлота – мёрзлый слой горных пород. Причина её распространения – суровый климат: холодная, малоснежная зима.

Цель: смогут воспроизвести полученные новые знания; выполнить задания по применению новых знаний; осуществят самопроверку и самооценку результатов деятельности.

Выполняют задание.

Группы проверяют правильность выполнения задания и оценивают ответы до и после изучения новой темы. Командиры отчитываются по данной работе.

Цель: определят степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели; оценят свою деятельность и деятельность одноклассников.

Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, продуктивную работу в группах.

Цель: смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

§, вопросы; контурная карта; ссылки на видеоуроки

 

Методическая разработка «Технологическая карта урока по теме «Гидрография Евразии»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram