Методическая разработка
«Технологическая карта урока по теме «Гидрография Евразии»
Климова Елена Владимировна,
учитель географии МБОУ Усть-Бузулукской СШ,
Алексеевского района Волгоградской области
| Планируемые образовательные результаты. | ||
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Перечислят особенности внутренних вод Евразии; распределят реки материка по бассейнам и составят таблицу; назовут и покажут реки и озёра на физической карте; обозначат реки и озёра на контурной карте; объяснят влияние рельефа и климата на внутренние воды Евразии; проанализируют диаграмму изменения уровня воды в реке Янцзы; назовут центры оледенений Евразии; сформулируют понятие «многолетняя мерзлота». | Уметь определять цель, проблему в деятельности; оценивать степень и способы достижения цели; излагать свое мнение; работать в группе; давать определения понятиям; работать с картой и находить нужную информацию; работать с диаграммами; представлять информацию в виде таблицы; сравнивать объекты и классифицировать их; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать и делать выводы. | Уметь осознавать цель и понимать смысл собственной деятельности; оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников; уметь уважительно и доброжелательно относиться к окружающим; осваивать новые роли и правила. |
Решаемые учебные проблемы: распределение рек и озёр Евразии по группам
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация «Гидрография Евразии», выполненная в MS PowerPoint
Образовательные интернет-ресурсы: Самые длинные реки Евразии https://top10a.ru/samye-dlinnye-reki-evrazii.html
Видеоуроки «Внутренние воды Евразии»: https://www.youtube.com/watch?v=UkRu5tGikE4
https://www.youtube.com/watch?v=kHye9TYhtAo
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок – путешествие.
Методы работы: по источнику получения знаний – словесные, наглядные (демонстрация карт, компьютерной презентации); практические – выполнение заданий, работа с картой; по степени активности познавательной деятельности учащихся – проблемный, частично-поисковый; методы контроля и оценки.
Средства обучения: физическая карта Евразии, контурные карты, компьютер, проектор, экран, презентация «Гидрография Евразии», выполненная в MS PowerPoint, географические атласы для 7-го класса, рабочие листы, сигнальные карточки (на этапе рефлексии).
Организационная структура урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний. Определение темы урока.
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Изучение нового учебного материала. «Открытие» нового знания.
- Закрепление учебного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| 1. ЭТАП Организационный момент | |
| Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Настраиваются на работу на уроке. |
| 2. ЭТАП Проверка домашнего задания | |
| Цель: проверить степень усвоения изученного на прошлом уроке материала.
Задает вопросы обучающимся. — Перечислите климатообразующие факторы Евразии. — В каких климатических поясах расположен материк? — На слайде вы видите климатограмму. Определите тип климата и место на карте, для которого он характерен. Проводит письменную проверку домашнего задания — «Географический диктант» На слайде представлены описания типов климата Евразии. Задача учеников – определить тип климата. (Демонстрируется слайд с заданиями) Задания. 1 вариант.
2 вариант.
|
Цель: вспомнят изученный на прошлом уроке материал; ответят на вопросы и выполнят задания учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменное задание. |
| 2. ЭТАП Актуализация знаний. Определение темы урока. | |
| Цель: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и способы действия; формировать умения определять и формулировать тему урока;
создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Гидрография Евразии»; развивать произвольное внимание и память, |
Цель: сформулируют тему урока; задумаются о значимости данной темы для себя. |
| познавательный интерес, инициативу обучающихся (прослеживается и на остальных этапах урока);
формировать коммуникативные умения, культуру общения, сотрудничество (прослеживается и на остальных этапах урока). Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Приём «Ассоциативный ряд». -Ребята, посмотрите на ряд слов и сформулируйте тему урока: описание, река, ледник, Евразия, озеро. (Демонстрируется слайд, на котором перечислены слова) -Что такое «гидрография»? — Что мы относим к внутренним водам? — Сегодня мы остановимся на реках, озёрах, ледниках и многолетней мерзлоте. — Какое значение для вас могут иметь знания по данной теме? |
Обучающиеся формулируют тему урока «Гидрография Евразии» Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения. |
| 3. ЭТАП Создание проблемной ситуации. | |
| Цель: создать проблемную ситуацию для обучающихся; подвести обучающихся к выявлению противоречий, затруднений и установлению их причин.
Предлагает обучающимся задание, не выполнимое при имеющемся у них уровне знаний. При этом сообщает, что работа будет проходить в группах. — Объединитесь в группы (впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади). Члены каждой группы должны распределить между собой роли: командир, оформитель, оратор, исследователь и при выполнении общего задания не забывать о своих обязанностях. — Распределите географические объекты по группам, так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество объектов: Байкал, Рейн, Инд, Волга, Каспийское, Обь, Ганг, Хуанхэ, Дунай, Енисей, Амударья, Янцзы. (Демонстрируется слайд, на котором перечислены эти географические объекты) Ответ запишите в верхней строке листа А4. После выполнения задания учитель задаёт вопросы: — Сколько групп географических объектов получилось? — Какие объекты вошли в каждую группу? (Вопрос задаётся в случае, если получилось одинаковое количество групп географических объектов.) Учитель сообщает, что у него – 6 групп объектов. — Почему получились разные ответы? Кто прав? Как это выяснить? |
Цель: выявят противоречие, сформулируют собственные затруднения при выполнении задания; установят причины затруднений через описание недостающих знаний; перечислят, каких знаний им не хватает для решения практической задачи.
Обучающиеся работают в группах, при этом распределяют между собой роли. В верхней строке листа А4 записывают объекты, распределённые по группам. Ораторы от каждой группы дают ответы на вопросы учителя, доказывают правильность своих ответов. Сообщают о том, что для выполнения задания не хватило знаний о внутренних водах Евразии и, чтобы выяснить, кто прав нужно познакомиться с новой темой, поработать с учебником, атласом |
| 4. ЭТАП Целеполагание. | |
| Цель: формировать умения осознавать, определять и формулировать цель урока;
формировать познавательные мотивы учебной деятельности (стремления открыть знания, приобрести умения). — Ребята, сформулируйте цель урока. Учитель при необходимости корректирует или уточняет цель урока. |
Цель: смогут осознать, определить и сформулировать цель предстоящей деятельности.
Обучающиеся формулируют цель урока. Возможные формулировки целей: — познакомиться с внутренними водами Евразии; — выявить особенности внутренних вод Евразии и т.д. |
| 5. ЭТАП Изучение нового учебного материала. «Открытие» нового знания. | |
| Цель: создать условия для получения знаний по теме «Гидрография Евразии».
— На внутренние воды любого материка оказывают влияние рельеф и климат. Какое влияние рельеф оказывает на реки? — Как реки Евразии различаются по характеру течения? — Давайте выясним, куда несут свои воды реки материка, к каким бассейнам они относятся? Вспомните, какими океанами омывается Евразия? — Давайте распределим реки Евразии по бассейнам. |
Цель: распределят реки Евразии по бассейнам; проанализируют диаграмму изменения уровня воды в реке Янцзы; назовут и покажут на карте реки, озёра, районы современного оледенения и многолетней мерзлоты на материке; нанесут реки и озёра на контурную карту.
Обучающиеся дают ответ, что рельеф оказывает влияние на характер течения рек и на направление их течения. Ответ: реки Евразии делятся на равнинные и горные. Ответ: Евразия омывается Атлантическим, Тихим, Индийским и Северным Ледовитым океанами. Следовательно, реки относятся к бассейнам всех четырёх океанов. Обучающиеся объединяются в группы по 4 человека. |
| У каждого ученика имеется рабочий лист с таблицей «Распределение рек Евразии по бассейнам». Таблица состоит из двух столбцов и пяти строк. В первом столбце указаны океаны. Задача групп – проанализировать физическую карту Евразии стр. 48-49 и заполнить второй столбец: указать реки, относящиеся к бассейну каждого океана. Итогом работы групп является одна заполненная строка таблицы. Группы предлагают свою часть общей таблицы. В результате у каждого обучающегося появляется заполненная таблица «Распределение рек Евразии по бассейнам». | |
| Учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний.
Даёт задания группам. (Демонстрируется слайд с заданиями) Группа № 1. Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Тихого океана. Запишите названия рек в таблицу. Группа № 2. Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Запишите названия рек в таблицу. Группа № 3. Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана. Запишите названия рек в таблицу. Группа № 4. Назовите и покажите на физической карте Евразии реки, относящиеся к бассейну Индийского океана. Запишите названия рек в таблицу. — Ребята, а у нас осталась незаполненной пятая строка. Почему? — Какой? Давайте выясним. Найдите на карте р. Волгу и скажите, куда она впадает? — Где расположено Каспийское море? Имеет ли оно сток в океан? — Это пятый бассейн – территория внутреннего стока. Площадь бассейна внутреннего стока в Евразии значительно больше, чем на других материках. На неё приходится 40 % территории материка. — Приведите примеры других рек, относящихся к бассейну внутреннего стока. Заполните пятую строку в таблице. (Учитель демонстрирует слайд с таблицей «Распределение рек Евразии по бассейнам».) — На этом групповая работа завершена.
— Скажите, какое влияние на реки оказывает климат? — Где наиболее густая речная сеть и почему? — Приведите примеры рек, которые замерзают и которые не замерзают. Почему? Даёт задание: проанализируйте диаграмму «Изменение уровня воды в реке Янцзы». Объясните, с чем связаны такие колебания уровня воды в реке. (Демонстрируется слайд с диаграммой.) Задание. Отметьте на контурной карте по одной реке каждого бассейна. Остальные – дома. ( Янцзы – «длинная река», «голубая река» — самая длинная (5800 км) и многоводная река Евразии. Рейн – одна из самых длинных рек в Западной Европе (1233 км), важнейший судоходный путь. Енисей – «большая вода», «великая река» — самая многоводная река бассейна Северного ледовитого океана. Ганг – священная река у индусов. Волга – самая длинная в Европе 3530 км) (Демонстрируется слайды с фотографиями рек) — Рельеф и климат оказывают влияние на озёра материка. Особенно много озёр на северо-западе. Почему? — Назовите самые большие по площади озёра этой части Евразии. Обозначьте их на карте. — Назовите самое глубокое озеро в мире, расположенное в Евразии. Какова его глубина? Какое происхождение оно имеет? Обозначьте его на карте. (Демонстрируется слайд «Байкал») — Назовите самое большое по площади озеро Евразии и в мире. Каково его происхождение? Обозначьте его на карте. Сообщает обучающимся, что Аральское море – тоже озеро остаточного происхождения. -Как называется бессточное солёное озеро, заполняющее самую глубокую впадину на суше (-418 м) (Демонстрируется видеофрагмент «Мёртвое море») — Как вы думаете, где в Евразии могут быть ледники? Где? (Демонстрируется слайд «Ледник в Гималаях») — На значительных территориях Евразии особенно в её азиатской части распространена многолетняя мерзлота. Что это такое? Почему она получила распространение на этих территориях? ((Демонстрируется слайд с картой распространения многолетней мерзлоты) 6. ЭТАП Закрепление учебного материала. Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по воспроизведению и применению новых знаний, по проверке и оценке результатов деятельности. Учитель возвращает обучающихся к проблемному заданию и просит выполнить его: Распределите географические объекты по группам, так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество объектов: Байкал, Рейн, Инд, Волга, Каспийское, Обь, Ганг, Хуанхэ, Дунай, Енисей, Амударья, Янцзы. Ответ запишите в нижней строке листа А4. Учитель демонстрирует слайд с правильным ответом и просит обучающихся проверить правильность выполнения задания и оценить ответы до и после изучения новой темы. Отчитаться по данной работе должны командиры. 7. ЭТАП Рефлексия Цель: формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Предлагает обучающимся вспомнить тему урока и цели, соотнести с работой, проделанной на уроке, и оценить меру своего личного продвижения к цели. — Вспомните тему урока и поставленные цели. Достигли мы цели или нет? — Какие особенности внутренних вод Евразии мы выделили? — Что мы делали для достижения цели? — Что для вас оказалось наиболее трудным? — Что понравилось? — Работу какой группы вы хотели бы отметить? — Как вы оцениваете степень своего продвижения к цели? Поднимите соответствующую карточку: зелёная – всё понятно, всё усвоил; жёлтая – надо ещё позаниматься дома; красная – сложно, ничего не понял (Приём «Светофор») 8. ЭТАП Домашнее задание Цель: организовать самостоятельную деятельность обучающихся по закреплению и применению полученных на уроке знаний. |
Включаются в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний: работая в группе и анализируя физическую карту Евразии, находят реки и записывают их названия в таблицы.
Следующим этапом работы являются отчёт каждой группы о проделанной работе. Все остальные по ходу дополняют таблицу необходимой информацией. Группа № 1. Оратор называет и показывает на карте реки: Янцзы, Хуанхэ, Амур, Меконг. Группа № 2. Оратор называет и показывает на карте реки: Рейн, Дунай, Сена, Темза. Группа № 3. Оратор называет и показывает на карте реки: Обь, Енисей, Лена, Печора. Группа № 4. Оратор называет и показывает на карте реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр, Евфрат. Высказывают предположение о том, что возможно, есть ещё один бассейн. Находят р. Волгу, говорят, что она впадает в Каспийское море, расположенное внутри материка и не имеющее стока в океан. Называют реки Амударья, Сырдарья. Заполняют таблицу. Обучающиеся рассаживаются по своим местам. Ответ: от климата зависят густота речной сети, режим и питание рек. Ответ: на окраинах материка, т. к. климат здесь более влажный. Приводят примеры рек. Отвечают на вопрос. Объясняют, что колебания уровня воды связаны с влиянием муссонов в летнее время. Выполняют задание в контурных картах. Объясняют это влиянием рельефа: много понижений, связанных с деятельностью ледника влажным климатом. Ответ: Ладожское, Онежское. Обозначают озёра на карте. Называют озеро Байкал (1642 м). Объясняют, что это озеро тектонического происхождения, расположено в разломе земной коры. Ответ: Каспийское море – остаток древнего морского бассейна, соединявшегося с Мировым океаном. (371000 км²) Ответ: Мёртвое море. Ответ: в горах — горные (Альпы, Гималаи, Тянь-Шань, Памир, Кавказ) и на островах — покровные (Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Новая земля). Ответ: многолетняя мерзлота – мёрзлый слой горных пород. Причина её распространения – суровый климат: холодная, малоснежная зима. Цель: смогут воспроизвести полученные новые знания; выполнить задания по применению новых знаний; осуществят самопроверку и самооценку результатов деятельности. Выполняют задание. Группы проверяют правильность выполнения задания и оценивают ответы до и после изучения новой темы. Командиры отчитываются по данной работе. Цель: определят степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели; оценят свою деятельность и деятельность одноклассников. Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, продуктивную работу в группах. Цель: смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. |
| §, вопросы; контурная карта; ссылки на видеоуроки | |
