Пучкова Евгения Викторовна
преподаватель
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69882
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучшая рабочая программа педагога», в соответствии с ФООП и ФГОС
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа МДК 03. 05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69882


Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятия, курсовая работа (проект) Объем, ак. ч. /
в том числе
в форме практической подготовки,
ак. ч.
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
Раздел 5. Специфика литературы для детей дошкольного возраста
МДК 03. 05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Тема 5.1. 

Теоретические основы детской литературы и художественного чтения в ДОО

Содержание 4/3
Понятия «детская литература», «круг детского чтения». Принципы отбора произведений литературы и фольклора для детей дошкольного возраста. Виды и жанры детской литературы. Место детской литературы в обучении и воспитании детей. 2 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Санитарно-гигиенические требования к книжному изданию для детей
Книжная иллюстрация и ее роль в формировании у ребенка интереса к чтению 2
В том числе практических и лабораторных занятий 3
Анализ книг, адресованных детям дошкольного возраста с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических требований к книжному изданию для детей 1
Сравнительный анализ иллюстраций к одному произведению, выполненных разными художниками 1
Тема 5.2. 

Детский фольклор как вид искусства, его роль в формировании личности ребенка 

Содержание  8/4 ПК 3.1, ПК 3.2, 

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Устное народное творчество и его педагогическая ценность. Детский фольклор. Малые формы фольклора и их особенности. 4
Сказки. Русские народные, зарубежные и литературные сказки. 2
Сборники фольклорных произведений, адресованные детям дошкольного возраста 2
В том числе практических и лабораторных занятий 4
Анализ русских народных сказок, доступных детям дошкольного возраста. 2
Составление сборника загадок для детей определенной возрастной группы и обосновать целесообразность отбора загадок в сборник 2
Тема 5.3. 

Русская классическая литература в детском чтении

Содержание  6/2 ПК 3.1, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Понятие о басне и аллегоризме. Басни И.А. Крылова в детском чтении. 2
Педагогическая и литературная деятельность Л.Н. Толстого. Создание книг для детей: «Азбука» и «Русские книги для чтения». Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в круг детского чтения. Рассказы для детей. 2
Произведения К.Д.Ушинского в чтении детей дошкольного возраста 2
В том числе практических и лабораторных занятий 2 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Презентация литературного произведения К.Д.Ушинского (по выбору студента) 2
Тема 5.4.

Формирование и развитие русской детской литературы в разные исторические периоды

Содержание  14/6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 2
Творчество К.И.Чуковского. Особенности сказочного мира К.И.Чуковского. 2
Сказки для детей Максима Горького. Авторский замысел и исполнение. Проблемы, образы героев, приемы изображения персонажей сказок. 2
Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
Красота природы, ее богатство и многообразие – главные темы творчества М. Пришвина.  2
Рассказы В. Бианки «Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок-колючий бок», «Синичкин календарь» и др. «Лесная газета» — художественная энциклопедия природы. Природоведческие сказки: «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил» и др. 
Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Носорог»: реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала. 2
Творчество В. Маяковского для детей. Книжки-картинки для малышей («Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо?»). 2
Традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л. Барто («Игрушки», «Очки», «Лешенька»). Социально-психологический портрет ребенка: «Любочка», «Болтунья» и др.  2
С.Я. Маршак как детский поэт. Тематическое и жанровое многообразие. («Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта» и др.). Способность автора постичь психологию ребенка. Поэтическое видение природы.
В том числе практических и лабораторных занятий 6 ПК 3.1, ПК 3.2, 

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Презентация Литеарурного произведения К.И.Чуковского с применением элементов театрализованной деятельности 2
Литературоведческий и художественно-исполнительский анализ литературных произведений (по выбору студента) 1
Презентация произведения о природе с использованием различного наглядного материала (произведение по выбору) 3
Тема 5.5. Произведения зарубежных авторов в детском чтении Содержание  6/4 ПК 3.1, 

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Сказки Ш. Перро в русских изданиях для детей. «Кот в сапогах». А. Милн «Винни-Пух», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Иллюстрации к сказкам. 2
Творчество для детей Д. Родари. «Чипполино»: образы сказочных героев, установление справедливости как главная цель положительных героев сказки. Сказки братьев Гримм, вошедшие в круг чтения дошкольников: «Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик». 2
Особенности авторских сюжетов сказок Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева». Л. Кэрролл и его сказки; образ Алисы. А. Линдгрен «Повести о Карлсоне».  2
В том числе практических и лабораторных занятий 4
Литературоведческий и художественно-исполнительский анализ литературных произведений (по выбору студента) 2
Разработка технологической карты занятия по обучению детей пересказу (произведение по выбору). 2
Тема 5.6. Теоретические основы работы над выразительностью речи Содержание 
В том числе практических и лабораторных занятий 2
Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности дошкольников. Связь выразительного чтения с решением педагогических задач. 2
Роль исполнительской задачи, искренности переживаний, воображения, веры в предлагаемые обстоятельства.
Задачи чтеца (по К.С.Станиславскому).
Тема 5.7.

Средства выразительности устной речи.

Содержание  ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

В том числе практических и лабораторных занятий 6
Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо-реберного дыхания. 2
Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены голоса. Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников.
Дикция. Артикуляционная гимнастика. Организация работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников. 2
Соблюдение орфоэпических норм. Интонация в совокупности ее компонентов.
Сила голоса, проявляющаяся в громкости звучания и логических ударениях. Типичные ошибки в расстановке логических ударений. Виды работы с детьми над логическими ударениями.
Паузы: логические, психологические, построчные (ритмические).

Темп и ритм, правила, определяющие их выбор.

1
Мелодика речи. Монотон. Упражнения, развивающие способность движения голоса по звукам разной высоты.
Тон голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми. Тембр, возможности его использования в целях выразительности речи 1
Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты, поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие выразительности речи. 
Тема 5.8. 

Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений

Содержание  ПК 3.1, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

В том числе практических и лабораторных занятий 2
Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его последовательность 1
Правила чтения различных композиционных звеньев текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся анализом. 1
Тема 5.9. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. Содержание  ПК 3.2, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

В том числе практических и лабораторных занятий 4
Малые фольклорные формы: Анализ содержания и формы, специфика их выразительного чтения. 1
Фольклорная сказка: ее особенности, выбор приемов чтения и рассказывания.
Литературная сказка: особенности жанровой формы, приемы повествования, своеобразие композиции, сюжета и системы образов, осознанный выбор исполнительских приемов. 1
Басня: специфика жанра и языка, особенности чтения. 1
Поэзия: особенности лирического героя, лирических мотивов, их влияние на исполнение; влияние стихотворного размера, расположения и характера рифм; соблюдение построчных пауз, цензуры.
Рассказ: взаимосвязь идейно-эмоционального содержания с выбором исполнительских средств: создание образа рассказчика и образов героев; приемы выделения узловых сюжетно-композиционных элементов. 1
Тема 5.10. Формирование выразительной речи дошкольников Содержание  ПК 3.1, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

В том числе практических и лабораторных занятий 3
Работа над выразительностью на разных этапах литературного текста: при подготовке к восприятию, первичном восприятии, элементарном анализе, проведении творческих работ по прочитанному. 1
Пересказ, его виды. Методика проведения графического, словесного, музыкального иллюстрирования. 1
Прослушивание и анализ образцового исполнения литературного произведения при непосредственной подготовке к выразительному рассказыванию.

Роль тренировочных упражнений в работе над выразительностью речи, их разновидности.

1
Тема 5.11. 

Анализ и разбор художественных произведений

Содержание 
В том числе практических и лабораторных занятий 3 ПК 3.1,

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Анализ и разбор художественного текста для детей младшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста 2
Анализ и разбор художественного текста для детей старшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста 
Подбор приемов, упражнений, направленных на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 1
Тема 5.12. Театрализованная деятельность дошкольника как форма ознакомления с литературным произведением Содержание 
В том числе практических и лабораторных занятий 5 ПК 3.1, ПК 3.5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07.

Создание воспитателем условий и предметной среды, стимулирующей ребенка к творческой деятельности. 2
Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников 
Специфика создания спектакля с дошкольниками. Анализ готовых сценариев и создание собственного сценария для одного из видов детских театров 2
Подготовка мини-спектакля 1
Курсовая работа (проект) 
Учебная практика 

Виды работ:

Производственная практика 

Виды работ:

Промежуточная аттестация 2
Всего 109

 

Рабочая программа МДК 03. 05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram