| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятия, курсовая работа (проект) | Объем, ак. ч. / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч. |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
| Раздел 5. Специфика литературы для детей дошкольного возраста | |||
| МДК 03. 05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению | |||
| Тема 5.1.
Теоретические основы детской литературы и художественного чтения в ДОО |
Содержание | 4/3 | |
| Понятия «детская литература», «круг детского чтения». Принципы отбора произведений литературы и фольклора для детей дошкольного возраста. Виды и жанры детской литературы. Место детской литературы в обучении и воспитании детей. | 2 | ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| Санитарно-гигиенические требования к книжному изданию для детей | |||
| Книжная иллюстрация и ее роль в формировании у ребенка интереса к чтению | 2 | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 3 | ||
| Анализ книг, адресованных детям дошкольного возраста с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических требований к книжному изданию для детей | 1 | ||
| Сравнительный анализ иллюстраций к одному произведению, выполненных разными художниками | 1 | ||
| Тема 5.2.
Детский фольклор как вид искусства, его роль в формировании личности ребенка |
Содержание | 8/4 | ПК 3.1, ПК 3.2,
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
| Устное народное творчество и его педагогическая ценность. Детский фольклор. Малые формы фольклора и их особенности. | 4 | ||
| Сказки. Русские народные, зарубежные и литературные сказки. | 2 | ||
| Сборники фольклорных произведений, адресованные детям дошкольного возраста | 2 | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 4 | ||
| Анализ русских народных сказок, доступных детям дошкольного возраста. | 2 | ||
| Составление сборника загадок для детей определенной возрастной группы и обосновать целесообразность отбора загадок в сборник | 2 | ||
| Тема 5.3.
Русская классическая литература в детском чтении |
Содержание | 6/2 | ПК 3.1, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
| Понятие о басне и аллегоризме. Басни И.А. Крылова в детском чтении. | 2 | ||
| Педагогическая и литературная деятельность Л.Н. Толстого. Создание книг для детей: «Азбука» и «Русские книги для чтения». Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в круг детского чтения. Рассказы для детей. | 2 | ||
| Произведения К.Д.Ушинского в чтении детей дошкольного возраста | 2 | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| Презентация литературного произведения К.Д.Ушинского (по выбору студента) | 2 | ||
| Тема 5.4.
Формирование и развитие русской детской литературы в разные исторические периоды |
Содержание | 14/6 | ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
| Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» | 2 | ||
| Творчество К.И.Чуковского. Особенности сказочного мира К.И.Чуковского. | 2 | ||
| Сказки для детей Максима Горького. Авторский замысел и исполнение. Проблемы, образы героев, приемы изображения персонажей сказок. | 2 | ||
| Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». | |||
| Красота природы, ее богатство и многообразие – главные темы творчества М. Пришвина. | 2 | ||
| Рассказы В. Бианки «Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок-колючий бок», «Синичкин календарь» и др. «Лесная газета» — художественная энциклопедия природы. Природоведческие сказки: «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил» и др. | |||
| Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Носорог»: реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала. | 2 | ||
| Творчество В. Маяковского для детей. Книжки-картинки для малышей («Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо?»). | 2 | ||
| Традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л. Барто («Игрушки», «Очки», «Лешенька»). Социально-психологический портрет ребенка: «Любочка», «Болтунья» и др. | 2 | ||
| С.Я. Маршак как детский поэт. Тематическое и жанровое многообразие. («Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта» и др.). Способность автора постичь психологию ребенка. Поэтическое видение природы. | |||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 6 | ПК 3.1, ПК 3.2,
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| Презентация Литеарурного произведения К.И.Чуковского с применением элементов театрализованной деятельности | 2 | ||
| Литературоведческий и художественно-исполнительский анализ литературных произведений (по выбору студента) | 1 | ||
| Презентация произведения о природе с использованием различного наглядного материала (произведение по выбору) | 3 | ||
| Тема 5.5. Произведения зарубежных авторов в детском чтении | Содержание | 6/4 | ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
| Сказки Ш. Перро в русских изданиях для детей. «Кот в сапогах». А. Милн «Винни-Пух», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Иллюстрации к сказкам. | 2 | ||
| Творчество для детей Д. Родари. «Чипполино»: образы сказочных героев, установление справедливости как главная цель положительных героев сказки. Сказки братьев Гримм, вошедшие в круг чтения дошкольников: «Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик». | 2 | ||
| Особенности авторских сюжетов сказок Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева». Л. Кэрролл и его сказки; образ Алисы. А. Линдгрен «Повести о Карлсоне». | 2 | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 4 | ||
| Литературоведческий и художественно-исполнительский анализ литературных произведений (по выбору студента) | 2 | ||
| Разработка технологической карты занятия по обучению детей пересказу (произведение по выбору). | 2 | ||
| Тема 5.6. Теоретические основы работы над выразительностью речи | Содержание | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | ||
| Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности дошкольников. Связь выразительного чтения с решением педагогических задач. | 2 | ||
| Роль исполнительской задачи, искренности переживаний, воображения, веры в предлагаемые обстоятельства. | |||
| Задачи чтеца (по К.С.Станиславскому). | |||
| Тема 5.7.
Средства выразительности устной речи. |
Содержание | ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| В том числе практических и лабораторных занятий | 6 | ||
| Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо-реберного дыхания. | 2 | ||
| Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены голоса. Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников. | |||
| Дикция. Артикуляционная гимнастика. Организация работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников. | 2 | ||
| Соблюдение орфоэпических норм. Интонация в совокупности ее компонентов. | |||
| Сила голоса, проявляющаяся в громкости звучания и логических ударениях. Типичные ошибки в расстановке логических ударений. Виды работы с детьми над логическими ударениями. | |||
| Паузы: логические, психологические, построчные (ритмические).
Темп и ритм, правила, определяющие их выбор. |
1 | ||
| Мелодика речи. Монотон. Упражнения, развивающие способность движения голоса по звукам разной высоты. | |||
| Тон голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми. Тембр, возможности его использования в целях выразительности речи | 1 | ||
| Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты, поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие выразительности речи. | |||
| Тема 5.8.
Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений |
Содержание | ПК 3.1, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | ||
| Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его последовательность | 1 | ||
| Правила чтения различных композиционных звеньев текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся анализом. | 1 | ||
| Тема 5.9. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. | Содержание | ПК 3.2, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| В том числе практических и лабораторных занятий | 4 | ||
| Малые фольклорные формы: Анализ содержания и формы, специфика их выразительного чтения. | 1 | ||
| Фольклорная сказка: ее особенности, выбор приемов чтения и рассказывания. | |||
| Литературная сказка: особенности жанровой формы, приемы повествования, своеобразие композиции, сюжета и системы образов, осознанный выбор исполнительских приемов. | 1 | ||
| Басня: специфика жанра и языка, особенности чтения. | 1 | ||
| Поэзия: особенности лирического героя, лирических мотивов, их влияние на исполнение; влияние стихотворного размера, расположения и характера рифм; соблюдение построчных пауз, цензуры. | |||
| Рассказ: взаимосвязь идейно-эмоционального содержания с выбором исполнительских средств: создание образа рассказчика и образов героев; приемы выделения узловых сюжетно-композиционных элементов. | 1 | ||
| Тема 5.10. Формирование выразительной речи дошкольников | Содержание | ПК 3.1, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| В том числе практических и лабораторных занятий | 3 | ||
| Работа над выразительностью на разных этапах литературного текста: при подготовке к восприятию, первичном восприятии, элементарном анализе, проведении творческих работ по прочитанному. | 1 | ||
| Пересказ, его виды. Методика проведения графического, словесного, музыкального иллюстрирования. | 1 | ||
| Прослушивание и анализ образцового исполнения литературного произведения при непосредственной подготовке к выразительному рассказыванию.
Роль тренировочных упражнений в работе над выразительностью речи, их разновидности. |
1 | ||
| Тема 5.11.
Анализ и разбор художественных произведений |
Содержание | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 3 | ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| Анализ и разбор художественного текста для детей младшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста | 2 | ||
| Анализ и разбор художественного текста для детей старшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста | |||
| Подбор приемов, упражнений, направленных на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста | 1 | ||
| Тема 5.12. Театрализованная деятельность дошкольника как форма ознакомления с литературным произведением | Содержание | ||
| В том числе практических и лабораторных занятий | 5 | ПК 3.1, ПК 3.5
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07. |
|
| Создание воспитателем условий и предметной среды, стимулирующей ребенка к творческой деятельности. | 2 | ||
| Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников | |||
| Специфика создания спектакля с дошкольниками. Анализ готовых сценариев и создание собственного сценария для одного из видов детских театров | 2 | ||
| Подготовка мини-спектакля | 1 | ||
| Курсовая работа (проект) | |||
| Учебная практика
Виды работ: |
|||
| Производственная практика
Виды работ: |
|||
| Промежуточная аттестация | 2 | ||
| Всего | 109 | ||
