Степанова Оксана Анатольевна
воспитатель
ГУ ТО СРЦН №1
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69911
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший конспект занятия в дошкольном образовательном учреждении», в рамках реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект нод «В поисках звука»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69911


Разработала Степанова Оксана Анатольевна

                                   

КОНСПЕКТ 

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема НОД: «В  поисках звука»

Возраст детей/группа: старшая группа (5-6 лет)

Выполнил: Степанова Оксана Анатольевна, воспитатель, ГУ ТО «СРЦН №1»

Образовательные области приоритетные: познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, экспериментальная.

Программное содержание:

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Образовательные задачи: формирование представлений о причинах возникновения звука, способах передачи в разных средах (воздух, жидкость, твёрдые тела), расширение кругозора детей, закрепление строения внешнего и внутреннего уха.

Формирование фонематического слуха, свободного общения,  овладение способами определения звонкости и глухости согласных звуков, развитие умений взаимодействия, овладение нормами речи, развитие всех компонентов устной речи, связной речи (диалогической речи).

Развивающие задачи: создание условий для развития логического мышления, путём решения проблемных ситуаций, развития познавательно-исследовательской деятельности через зрительное, тактильное, слуховое восприятие окружающего мира. 

Воспитательные задачи: создание условий для воспитания интереса к экспериментальной деятельности; воспитания желания взаимодействия со сверстниками и взрослым при решении проблемных ситуаций;

продолжить формировать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. 

Необходимые материалы и оборудование: 

Оборудование для педагога: музыкальная шкатулка, мультимедийное устройство, линейка, конверт с картинками для определения первого звука в слове, динамик, плёнка, кукурузный крахмал, пищевые красители, 

Оборудование для детей: фартуки, контейнеры наполненные водой, тяжёлые и лёгкие предметы, тряпочки; контейнеры, пустые бутылки, лейки, воронки, условные  обозначения для составления алгоритма, линейки, расчёски, стеклянные бутылки наполненные водой.

Предварительная работа: 

Совместная деятельность педагога с детьми: слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков.

Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.

Дидактические игры: «Угадай, чей голосок», «Эхо», «Говорящие предметы» (за ширмой), «Откуда слышен звук»; 

Музыкально — дидактическая игра «Шумовой оркестр».

Игра на снятие психоэмоционального напряжения «Шум и тишина».

Экспериментирование с разным оборудованием :

опыт «Почему все звучит?» подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);

опыт «Музыка или шум?» научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;

опыт «Как распространяется звук» объяснить, как распространяются звуковые волны;

опыт «Откуда берется голос? подвести к пониманию причин возникновения звуков речи.

Знакомство с интересными фактами особенностей слуха животных из разных источников: интернет, энциклопедии, от родителей, от воспитателя

 

п/п

ЭТАПЫ НОД/ обеспечение психолого-педагогических условий Ход НОД: Технологии, методы, формы работы, приемы Планируемые результаты (целевые ориентиры: ФГОС ДО п.4.6) Время

(в мин.:

15

20

25

30)

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности (присутствие игровых персонажей, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемной ситуации, игры и т. д.)

Дети входят в музыкальный зал, демонстрируют музыкальное приветствие и занимают свои места.

Ребята, у меня для вас припасена необыкновенная вещь. Может кто-то знает что это? – шкатулка. Она мне досталась от бабушки, ещё в детстве она рассказывала, как раньше девочки хранили секретики вот в таких шкатулках. Показ на экране шкатулок. Знаете, для чего она нужна? Но она не простая, а музыкальная и в этом мы сейчас убедимся. Открывает шкатулку,  а она не работает. Странно, что с ней могло случиться?

Музыкальное приветствие

ИКТ

Технология проблемного обучения

Приобщение к общепринятым нормам и правилам – приветствовать друг друга.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

3
Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности, подбор средств) Ребята, я предлагаю вам рассмотреть шкатулку поближе и выяснить, почему она не работает.

Попробуем разобраться и узнать причины. Какие

  у вас предположения, что могло произойти?

ребенок проявляет любознательность, ,интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  2
Исполнительский этап 

Поддержка индивидуальности

Воспитатель выслушивает все ответы детей и вместе решают поставленную задачу

Поддержка инициативы

Дети, проявившие инициативу, выполняют этапы эксперимента

Дети:выдвигают свои гипотезы.

Воспитатель: Выслушав все ваши варианты можно сделать вывод, что же пропало из шкатулки?

 Ответы детей.

Воспитатель: А давайте  разберёмся, что же такое звук?

Ответы детей

Воспитатель:Каждую секунду мы слышим огромное количество звуков. Все звуки, кот. мы слышим – 

это волны, они могут быть большими и сильными, как на море во время шторма.

А могут быть маленькими и едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Как мы это можем увидеть? Ответы детей. Действительно, с помощью опыта, я приглашаю вас пройти к столам, чтобы понаблюдать это явление.

Опыт № 1.Дети бросают тяжёлые и лёгкие предметы в контейнер с водой.

Что мы увидели из этого опыта?

Ответы детей. (как распространяется звук).

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат разные предметы, они помогут нам понять как образуются звуки. А можно ли заставить зазвучать линейку, расческу, коробочку с камнями? 

Опыт №2

Дети подходят к столам и пробуют извлечь звуки из предложенных предметов. 

Воспитатель. Ребята, что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать?

Муз.Руководитель показывает как можно извлечь разные по высоте звуки с помощью линейки. Ребята проводят опыт № 3 оставляя короткий конец линейки-получается высокий звук, чем линейка длиннее, тем звук –ниже.

С помощью условных знаков на мольберте фиксируют результат.

Воспитатель:Мы с вами уже знаем, что звук распростраеняется в разных средах. В каких?

Технология проблемного обучения.

Создание и решение проблемной ситуации

Метод практический: Опыт

Метод практический: Моделирование

Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

ребенок проявляет любознательность,

склонен наблюдать, экспериментировать

Формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира.

25
. Предоставление выбора

Дети выбирают понравившиеся бутылки с подкрашенной водой.

Только что мы наблюдали передачу звука по воздуху.

Интересно, как распространяется звук в жидкостях?

Муз. Руководитель: Это мы вам сейчас продемонстрируем с помощью необычных инструментов.

Опыт №4 дети исполняют песню и аккомпанируют на бутылках, наполненных водой.

Воспитатель: Ой, что это так красиво звучит? Что за чудные звуки? Ответы детей (шумовые звуки)

Воспитатель: Ребята, а может это и есть исчезнувшие из шкатулки звуки, попробуем собрать источники шумовых звуков и вернём их в шкатулку?

На проекторе мешок с шумовыми звуками летит в шкатулку, но она молчит. Видимо, мы ошиблись и причина в другом.

Ребята, предлагаю проверить нам другую гипотезу: может шкатулка слишком тихо играет?

Какие предложения у вас есть, чтобы усилить звук? Ответы детей.

Воспитатель: Понять почему большое ухо лучше слышит, мы сможем проведя эксперимент. ОПЫТ № 5.

Запасая летом дождевую воду в бутылки, используя воронку можно значительно увеличить её количество. Дети распределяются ,кто проводит эксперимент, а кто фиксирует результаты в виде алгоритма действий. 

Дети проводят аналогию сравнивая воронку и ухо. Делая ухо большим, оно подобно воронке улавливает больше звуков. Все участники делают ухо большим, но шкатулка молчит.

Воспитатель сопровождает рассказ, обращая внимание на экран. Нам с вами слышать помогают уши, а кузнечики слышат передними лапами, дельфины нижней челюстью. А вот особенный

Метод практический: Опыт

Метод наглядный: Демонстрация

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
Организация взаимодействия детей друг с другом

Предоставление выбора

Организация взаимодействия детей друг с другом

Нужно выполнить одно задание

слух летучих мышей, позволил учёным создать большие уши( локаторы), кот. помогают исследовать космос, предсказывать погоду.

Воспитатель: Давайте проверим, а может проблема в наших ушах? .Поиграем с вами и проверим  все ли  мы хорошо слышим. Игра «Сломанный телефон», участники выстраиваются по схеме строения уха и выбирают предмет, напоминающий соответствующий орган: воронка, трубочка, барабан, молоток, стремя, наковальня, улитка, пучок  прутиков, мозг.

Ребята, и эта версия не подтвердилась, мы с вами прекрасно слышим, а шкатулка молчит.

Воспитатель: Ребята, но звуки же можно не только слышать, но и произносить. В этом нам  помогают голосовые связки.

Дети: Много звуков есть на свете, Шелест листьев, плеск волны,

А ещё есть звуки речи 

Мы их тоже знать должны.

Ребята, у нас есть речевые звуки, а какие звуки речи вы знаете?

Дети: Гласные и согласные.

Ребята, когда я шла к вам потеряла конверт со звуками, вы поможете мне их найти?

Если вы будете идти в правильном направлении, то будет звучать музыка громче, а если вы будете удаляться- то тише.

Молодцы. Спасибо. Давайте откроем его и посмотрим какие звуки там спрятались.

На картинках изображены предметы, давайте определим какой звук мы слышим в начале слова. 

Арбуз, акула, автобус – А

Утюг, утка, удочка – У

Игрушки, иголка, индюк – И

Ребята, какие звуки мы с вами  назвали?

Ответы детей:гласные

А почему мы их так называем?

Метод практический: Игра

Метод словесный:

Беседа

Метод практический: Игра

Метод практический: Упражнение

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для того чтобы запомнить все гласные звуки, давайте выполним «Танец гласных звуков». Дети выполняют логоритмическую гимнастику.

Ребята, мы с вами поговорили про гласные звуки, а ещё какие у нас остались звуки? Почему мы их так называем согласные звуки?

Давайте вспомним какие бывают согласные звуки?

Дети:звонкие, глухие, мягкие, твёрдые.

Правильно, ребята, давайте определим какие звуки звонкие ,а какие глухие ?

Вспомним, как мы с вами можем это проверить?

Я называю слова, а вы определяете с какого звука оно начинается. Если звук звонкий, то вы звените колокольчиком, а если глухой – закрываете руками уши.

Сова, сорока, заяц, змея,

Шум ,шар ,жук, жаба.

С,Ш – глухие, З ,Ж – звонкие.

Я предлагаю вам собрать   речевые звуки в мешочек и отправить их в музыкальную шкатулку. Дети кладут колокольчики в мешочек и воспитатель кладет их за экран. Шкатулка на проекторе молчит.

Муз. Руководитель: Ребята, я поняла, шкатулка ведь музыкальная, значит и звуки для неё должны быть музыкальными.

А какие музыкальные звуки мы можем ей предложить?

Дети: Мы можем спеть песню.

Воспитатель: Ребята, а может её надо чем-то удивить?

Мы сегодня с вами слушали звуки, произносили их, а как вы думаете , можно ли звуки увидеть?

Мы привыкли никому и ничему не верить на слово, поэтому я попробую вас удивить и докажу, что звуки можно увидеть.

ОПЫТ № 6.Красочные звуки.

Воспитатель проводит наглядный опыт с динамиком и кукурузным крахмалом.

В это время дети могут свободно 

Здоровьесберегаюшая технология.физкультминутка

Метод практический: Упражнение

Метод наглядный: Наблюдение

Ребенок проявляет любознательность,

склонен наблюдать, экспериментировать

.

4.

5.

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциацияРефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

Перспективный этап

(выход на самостоятельную деятельность детей)

двигаться, танцевать под ритмичную музыку.

Ребята,а есть у нас произведение в котором есть и шумовые и речевые и музыкальные звуки? исполняют песню «Турецкий марш» под шумовой оркестр.

Воспитатель открывает шкатулку, откуда начинает звучать музыка.

 

Ребята, вы сегодня справились со сложным заданием, помогли вернуть звуки в шкатулку. Какие вы молодцы! Вам понравились наши поиски звуков? Что особенно увлекло? Что нового вы узнали? Как эти знания вам пригодятся в жизни?

Мы хотим отметить ваши достижения и вручить вам медали юных исследователей в разных областях: проведения опытов, поиска речевых звуков, музицирования. В зависимости от того, что детям понравилось больше всего, они получают разные медали.

Воспитатель: Ребята, в шкатулке  всего одна мелодия, я предлагаю нам с вами   создать новые мелодии  для шкатулки. A кто-то может сделать свой подарок для шкатулки, или нарисовать маршрут, как мы собирали пропавшие звуки. Вы готовы почувствовать себя композиторами, художниками, путешественниками?  Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся навстречу новым открытиям.

Дети прощаются с гостями, говоря им до свидания, и вместе с воспитателем возвращаются в группу.

Метод словесный:

Беседа

Метод словесный:

Беседа

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли 3

 

 

 

 

Конспект нод «В поисках звука»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram