Разработала Степанова Оксана Анатольевна
КОНСПЕКТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема НОД: «В поисках звука»
Возраст детей/группа: старшая группа (5-6 лет)
Выполнил: Степанова Оксана Анатольевна, воспитатель, ГУ ТО «СРЦН №1»
Образовательные области приоритетные: познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, экспериментальная.
Программное содержание:
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Образовательные задачи: формирование представлений о причинах возникновения звука, способах передачи в разных средах (воздух, жидкость, твёрдые тела), расширение кругозора детей, закрепление строения внешнего и внутреннего уха.
Формирование фонематического слуха, свободного общения, овладение способами определения звонкости и глухости согласных звуков, развитие умений взаимодействия, овладение нормами речи, развитие всех компонентов устной речи, связной речи (диалогической речи).
Развивающие задачи: создание условий для развития логического мышления, путём решения проблемных ситуаций, развития познавательно-исследовательской деятельности через зрительное, тактильное, слуховое восприятие окружающего мира.
Воспитательные задачи: создание условий для воспитания интереса к экспериментальной деятельности; воспитания желания взаимодействия со сверстниками и взрослым при решении проблемных ситуаций;
продолжить формировать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Необходимые материалы и оборудование:
Оборудование для педагога: музыкальная шкатулка, мультимедийное устройство, линейка, конверт с картинками для определения первого звука в слове, динамик, плёнка, кукурузный крахмал, пищевые красители,
Оборудование для детей: фартуки, контейнеры наполненные водой, тяжёлые и лёгкие предметы, тряпочки; контейнеры, пустые бутылки, лейки, воронки, условные обозначения для составления алгоритма, линейки, расчёски, стеклянные бутылки наполненные водой.
Предварительная работа:
Совместная деятельность педагога с детьми: слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков.
Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.
Дидактические игры: «Угадай, чей голосок», «Эхо», «Говорящие предметы» (за ширмой), «Откуда слышен звук»;
Музыкально — дидактическая игра «Шумовой оркестр».
Игра на снятие психоэмоционального напряжения «Шум и тишина».
Экспериментирование с разным оборудованием :
опыт «Почему все звучит?» подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);
опыт «Музыка или шум?» научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;
опыт «Как распространяется звук» объяснить, как распространяются звуковые волны;
опыт «Откуда берется голос? подвести к пониманию причин возникновения звуков речи.
Знакомство с интересными фактами особенностей слуха животных из разных источников: интернет, энциклопедии, от родителей, от воспитателя
| №
п/п |
ЭТАПЫ НОД/ обеспечение психолого-педагогических условий | Ход НОД: | Технологии, методы, формы работы, приемы | Планируемые результаты (целевые ориентиры: ФГОС ДО п.4.6) | Время
(в мин.: 15 20 25 30) |
||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
Мотивационный этап
(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности (присутствие игровых персонажей, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемной ситуации, игры и т. д.) |
Дети входят в музыкальный зал, демонстрируют музыкальное приветствие и занимают свои места.
Ребята, у меня для вас припасена необыкновенная вещь. Может кто-то знает что это? – шкатулка. Она мне досталась от бабушки, ещё в детстве она рассказывала, как раньше девочки хранили секретики вот в таких шкатулках. Показ на экране шкатулок. Знаете, для чего она нужна? Но она не простая, а музыкальная и в этом мы сейчас убедимся. Открывает шкатулку, а она не работает. Странно, что с ней могло случиться? |
Музыкальное приветствие
ИКТ Технология проблемного обучения |
Приобщение к общепринятым нормам и правилам – приветствовать друг друга.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации |
3 | ||||||
|
|
Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности, подбор средств) | Ребята, я предлагаю вам рассмотреть шкатулку поближе и выяснить, почему она не работает.
Попробуем разобраться и узнать причины. Какие у вас предположения, что могло произойти? |
ребенок проявляет любознательность, ,интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения | 2 | |||||||
|
|
Исполнительский этап
Поддержка индивидуальности Воспитатель выслушивает все ответы детей и вместе решают поставленную задачу Поддержка инициативы Дети, проявившие инициативу, выполняют этапы эксперимента |
Дети:выдвигают свои гипотезы.
Воспитатель: Выслушав все ваши варианты можно сделать вывод, что же пропало из шкатулки? Ответы детей. Воспитатель: А давайте разберёмся, что же такое звук? Ответы детей Воспитатель:Каждую секунду мы слышим огромное количество звуков. Все звуки, кот. мы слышим – это волны, они могут быть большими и сильными, как на море во время шторма. А могут быть маленькими и едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Как мы это можем увидеть? Ответы детей. Действительно, с помощью опыта, я приглашаю вас пройти к столам, чтобы понаблюдать это явление. Опыт № 1.Дети бросают тяжёлые и лёгкие предметы в контейнер с водой. Что мы увидели из этого опыта? Ответы детей. (как распространяется звук). Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат разные предметы, они помогут нам понять как образуются звуки. А можно ли заставить зазвучать линейку, расческу, коробочку с камнями? Опыт №2 Дети подходят к столам и пробуют извлечь звуки из предложенных предметов. Воспитатель. Ребята, что вы заметили? Какой вывод мы можем сделать? Муз.Руководитель показывает как можно извлечь разные по высоте звуки с помощью линейки. Ребята проводят опыт № 3 оставляя короткий конец линейки-получается высокий звук, чем линейка длиннее, тем звук –ниже. С помощью условных знаков на мольберте фиксируют результат. Воспитатель:Мы с вами уже знаем, что звук распростраеняется в разных средах. В каких? |
Технология проблемного обучения.
Создание и решение проблемной ситуации Метод практический: Опыт Метод практический: Моделирование |
Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать Формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира. |
25 | ||||||
| . | Предоставление выбора
Дети выбирают понравившиеся бутылки с подкрашенной водой. |
Только что мы наблюдали передачу звука по воздуху.
Интересно, как распространяется звук в жидкостях? Муз. Руководитель: Это мы вам сейчас продемонстрируем с помощью необычных инструментов. Опыт №4 дети исполняют песню и аккомпанируют на бутылках, наполненных водой. Воспитатель: Ой, что это так красиво звучит? Что за чудные звуки? Ответы детей (шумовые звуки) Воспитатель: Ребята, а может это и есть исчезнувшие из шкатулки звуки, попробуем собрать источники шумовых звуков и вернём их в шкатулку? На проекторе мешок с шумовыми звуками летит в шкатулку, но она молчит. Видимо, мы ошиблись и причина в другом. Ребята, предлагаю проверить нам другую гипотезу: может шкатулка слишком тихо играет? Какие предложения у вас есть, чтобы усилить звук? Ответы детей. Воспитатель: Понять почему большое ухо лучше слышит, мы сможем проведя эксперимент. ОПЫТ № 5. Запасая летом дождевую воду в бутылки, используя воронку можно значительно увеличить её количество. Дети распределяются ,кто проводит эксперимент, а кто фиксирует результаты в виде алгоритма действий. Дети проводят аналогию сравнивая воронку и ухо. Делая ухо большим, оно подобно воронке улавливает больше звуков. Все участники делают ухо большим, но шкатулка молчит. Воспитатель сопровождает рассказ, обращая внимание на экран. Нам с вами слышать помогают уши, а кузнечики слышат передними лапами, дельфины нижней челюстью. А вот особенный |
Метод практический: Опыт
Метод наглядный: Демонстрация |
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми | |||||||
| Организация взаимодействия детей друг с другом
Предоставление выбора Организация взаимодействия детей друг с другом Нужно выполнить одно задание |
слух летучих мышей, позволил учёным создать большие уши( локаторы), кот. помогают исследовать космос, предсказывать погоду.
Воспитатель: Давайте проверим, а может проблема в наших ушах? .Поиграем с вами и проверим все ли мы хорошо слышим. Игра «Сломанный телефон», участники выстраиваются по схеме строения уха и выбирают предмет, напоминающий соответствующий орган: воронка, трубочка, барабан, молоток, стремя, наковальня, улитка, пучок прутиков, мозг. Ребята, и эта версия не подтвердилась, мы с вами прекрасно слышим, а шкатулка молчит. Воспитатель: Ребята, но звуки же можно не только слышать, но и произносить. В этом нам помогают голосовые связки. Дети: Много звуков есть на свете, Шелест листьев, плеск волны, А ещё есть звуки речи Мы их тоже знать должны. Ребята, у нас есть речевые звуки, а какие звуки речи вы знаете? Дети: Гласные и согласные. Ребята, когда я шла к вам потеряла конверт со звуками, вы поможете мне их найти? Если вы будете идти в правильном направлении, то будет звучать музыка громче, а если вы будете удаляться- то тише. Молодцы. Спасибо. Давайте откроем его и посмотрим какие звуки там спрятались. На картинках изображены предметы, давайте определим какой звук мы слышим в начале слова. Арбуз, акула, автобус – А Утюг, утка, удочка – У Игрушки, иголка, индюк – И Ребята, какие звуки мы с вами назвали? Ответы детей:гласные А почему мы их так называем? |
Метод практический: Игра
Метод словесный: Беседа Метод практический: Игра Метод практический: Упражнение |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
||||||||
| Для того чтобы запомнить все гласные звуки, давайте выполним «Танец гласных звуков». Дети выполняют логоритмическую гимнастику.
Ребята, мы с вами поговорили про гласные звуки, а ещё какие у нас остались звуки? Почему мы их так называем согласные звуки? Давайте вспомним какие бывают согласные звуки? Дети:звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Правильно, ребята, давайте определим какие звуки звонкие ,а какие глухие ? Вспомним, как мы с вами можем это проверить? Я называю слова, а вы определяете с какого звука оно начинается. Если звук звонкий, то вы звените колокольчиком, а если глухой – закрываете руками уши. Сова, сорока, заяц, змея, Шум ,шар ,жук, жаба. С,Ш – глухие, З ,Ж – звонкие. Я предлагаю вам собрать речевые звуки в мешочек и отправить их в музыкальную шкатулку. Дети кладут колокольчики в мешочек и воспитатель кладет их за экран. Шкатулка на проекторе молчит. Муз. Руководитель: Ребята, я поняла, шкатулка ведь музыкальная, значит и звуки для неё должны быть музыкальными. А какие музыкальные звуки мы можем ей предложить? Дети: Мы можем спеть песню. Воспитатель: Ребята, а может её надо чем-то удивить? Мы сегодня с вами слушали звуки, произносили их, а как вы думаете , можно ли звуки увидеть? Мы привыкли никому и ничему не верить на слово, поэтому я попробую вас удивить и докажу, что звуки можно увидеть. ОПЫТ № 6.Красочные звуки. Воспитатель проводит наглядный опыт с динамиком и кукурузным крахмалом. В это время дети могут свободно |
Здоровьесберегаюшая технология.физкультминутка
Метод практический: Упражнение Метод наглядный: Наблюдение |
Ребенок проявляет любознательность,
склонен наблюдать, экспериментировать |
|||||||||
| .
4. 5. |
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциацияРефлексивный этап
(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности) Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей) |
двигаться, танцевать под ритмичную музыку.
Ребята,а есть у нас произведение в котором есть и шумовые и речевые и музыкальные звуки? исполняют песню «Турецкий марш» под шумовой оркестр. Воспитатель открывает шкатулку, откуда начинает звучать музыка.
Ребята, вы сегодня справились со сложным заданием, помогли вернуть звуки в шкатулку. Какие вы молодцы! Вам понравились наши поиски звуков? Что особенно увлекло? Что нового вы узнали? Как эти знания вам пригодятся в жизни? Мы хотим отметить ваши достижения и вручить вам медали юных исследователей в разных областях: проведения опытов, поиска речевых звуков, музицирования. В зависимости от того, что детям понравилось больше всего, они получают разные медали. Воспитатель: Ребята, в шкатулке всего одна мелодия, я предлагаю нам с вами создать новые мелодии для шкатулки. A кто-то может сделать свой подарок для шкатулки, или нарисовать маршрут, как мы собирали пропавшие звуки. Вы готовы почувствовать себя композиторами, художниками, путешественниками? Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся навстречу новым открытиям. Дети прощаются с гостями, говоря им до свидания, и вместе с воспитателем возвращаются в группу. |
Метод словесный:
Беседа Метод словесный: Беседа |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли | 3 | ||||||
