Конкурс эссе «Горжусь профессией своей»
Номинация «Горжусь профессией своей»
ФИО участника Рожкова Татьяна Владимировна
Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться.
Е.Винокуров.
Когда я окончила школу, у меня не возникало вопроса: «Кем быть?». Выбор был сделан однозначно и навсегда. Я-учитель, преподаю историю, и как предметник выпустила уже более 30 классов. Я-классный руководитель, и имею уже 3 собственных выпуска. Надеюсь, мне удалось проиллюстрировать один из фундаментальных законов диалектики о переходе количественных отношений в качественные изменения.
Историю можно смело назвать царицей гуманитарных наук, но работа учителя далеко не царская, а черновая, кропотливая, с привлечением подручных средств и материалов.
Трудный предмет, говорят дети и их родители. Мамы и папы, в большинстве случаев, не берутся помогать детям в изучении истории. И я остаюсь наедине с обучающимися и непонятной им дисциплиной.
На уроках можно творить чудеса: встречаются исторические деятели, Дмитрий Донской и Мамай, Александр Невский и шведы, проводятся политические дебаты и пишутся зашифрованные послания.
История- удивительный предмет, одновременно теоретический и практический контексты, именно эта дисциплина открывает ворота для детей в мир критического мышления, помогает отрабатывать межпредметные связи и позволяет ребенку видеть мир в его целостности.
Но это не главное. Как сказал директор одной из школ : «Учить надо не математике, а математикой». Вот и я пытаюсь учить не столько историю, сколько историей.
Стараюсь объяснить детям чем им может помочь история в развитии личности обучающегося.
Как известно историю преподают с 5 класса- это подростковый возраст. Для развития подростков очень важно содержательное общение- вот и я пытаюсь на уроках истории создать условия для обсуждения самых разных проблем,- какой закон нарушил Петя и какие последствия его ждут, так на практике и появляются все закономерности.
Для юношей и девушек важны условия, при которых они могут реализовывать особый вид игровой деятельности, которую психологи называют игрой в самих себя. В этой игре субъект помещает себя в разные ситуации. Моя задача, как учителя истории помочь им в выделении условий, связанных с развитием истории как науки. Помимо этого для старшеклассников, как указывают психологи, очень важно, чтобы получаемые ими знания были использованы при построении отношений с другими людьми и для анализа своего внутреннего мира. Эти особенности во многом диктуют формы обучения старшеклассников: это могут быть и дискуссии и дебаты по разным точкам зрения ученых.
Разный психологический возраст учащихся накладывает ограничения и на внеурочное общение. Вообще, необходимо сказать, что история, впрочем, как и другие науки следует учить не только в классе на уроках, но здесь очень много зависит от личности учителя.
Подростки предпочитают коллективные виды деятельности- им интересно сходить с учителем в музей, поставить спектакль и организовать дискотеку. Посещение музея это то , что может пригодится мне и моим ученикам при работе с трудным материалом.
При этом они очень придирчивы к учителю и всячески пытаются привлечь его внимание. Вот один ребенок приносит интересный факт, и педагог индивидуально, долго с ним общаясь радуется верному решению, пробует предложить свое видение той или иной ситуации. Такое взаимодействие учителя с учеником часто оказывается пусковым механизмом для остальных учащихся. Они также стараются найти интересные задания, порешать дополнительный материал или рассказать о новых мнениях в истории.
В подростковом возрасте личность учителя очень важна. Поэтому мы часто с ребятами посещаем концерты, выставки малоизвестного художника или просто гуляем по исторической Москве.
При построении обучения мне очень важно, чтобы оно носило личностный характер. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что «Там, где мы чувствуем себя источником движения, мы приписываем личный характер своим поступкам».
Для меня это значит, что на уроках учащиеся должны стать полноценными субъектами своей деятельности. Они должны учить историю не потому, что это предписано программой обучения в школе, а потому, что им это надо для собственных целей. Так я вижу свою задачу, задачу учителя.
В нашей профессии есть один очень сложный момент. Мы много лет преподаем детям одно и тоже. Очень важно при этом, чтобы одинаковое содержание не мешало нам, учителям развиваться, ведь, если не развивается учитель не сможет развиваться и ученик.
Для себя я эту проблему решаю следующим образом: я «лыжник», у которого одна нога отвечает за мое профессиональное сознание, а другая характеризует личностное сознание. При этом, конечно, личностное сознание определяющее. Оно помогает профессиональному сознанию развиваться и быть открытым к самым разным новшествам. Вместе с тем, мое личностное опирается на профессиональное самосознание, ведь это возможность конкретно реализовывать мои желания, стремления, надежды и мечты.
Этим летом я ездила на военно-исторический фестиваль «День Бородина». Помимо моих реальных учеников со мной и моими учениками посещали 16 выпускников самых разных лет, а желающих было еще больше. Это очень важный аспект моей профессии.
Если теперь попытаться осмыслить свой выбор 13-и летней давности, то я понимаю, что сейчас поступила бы также. Поэтому я счастливый человек, а счастливые дети могут быть у счастливых учителей.
