Педагогическая практика
по теме: «Организация «Разговоров о важном» с детьми старшего дошкольного возраста»
Авторы:
Мухамедьянова Гульнара Дамировна, заведующий, Крончева Наталья Анатольевна, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма».
Аннотация
Данная педагогическая практика представляет комплекс мероприятий, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативной грамотности и воспитания у них ценностного отношения к России, ее населению, природе, культуре, устойчивого интереса к историческим событиям своего народа.
Современные форматы работы, включающие в себя: тематические беседы, встречи с интересным человеком, виртуальные прогулки, уроки мужества, мини-проекты, акции, экскурсии, просмотр познавательных видео, вернисажи, челленджи, почту праздничного дня, творческие гостиные, викторины, праздники, вечера досуга, конкурсы и др., позволяют создать единое образовательное пространство ДОУ, семьи и социума по формированию и развитию личности ребенка в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к России, ее населению, природе, культуре, устойчивого интереса к историческим событиям своего народа.
Педагогические задачи:
- Дать детям начальные представления об истории возникновения российского государства, героическом прошлом и достижениях родной страны, труде взрослых.
- Знакомить с содержанием государственных праздников и традициями их празднования.
- Pасширять знания детей o многообразии народов, проживающих на территории страны, их культурном наследии.
- Способствовать приобретению первого опыта действий по сохранению природы, проведению социально-значимых акций.
- Формировать основы гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых, региону проживания и стране в целом.
- Способствовать усвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Формировать у детей позитивные установки к общению, различным видам совместной со взрослыми и сверстниками деятельности (включая волонтерское движение).
- Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, представителям разных национальностей; к родному языку как ценности.
- Воспитывать любовь к своей семье, родному городу, краю, стране, бережное и ответственное отношение к природе.
Планируемые результаты:
В области формирования основ гражданственности и патриотизма дети будут иметь представление:
— о государственных праздниках и исторических событиях;
— о достижениях страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
— о жизни, культуре и обычаях представителей разных национальностей, живущих в России;
— о населенном пункте, в котором живут (события прошлого и настоящего, достопримечательности, профессии жителей).
Дети будут уметь: вместе со взрослыми разрабатывать и реализовывать план действий, участвовать в социальных акциях, волонтерских мероприятиях.
Диагностика планируемых результатов
Достижение планируемых результатов определяется в рамках текущего контроля в течение учебного года. По итогам контроля заполняется «Диагностическая карта по определению уровня знаний, умений детей». Наименование оценочных средств: беседа, наблюдение за деятельностью детей; результативное участие в конкурсном движении.
Условия реализации
- Развивающая среда: Центры познания и коммуникации в группе («Патриотический уголок») и помещениях ДОУ (музейная комната «Край Северный – край Заполярный»; патриотический уголок в физкультурном зале, где регулярно проводятся мероприятия с поднятием флага под гимн России).
- Методическое обеспечение: «Электронный сборник» (презентации, фото и видео материалы для проведения бесед; методические разработки мероприятий; картотеки художественного слова и фонотека; рекомендации родителям и педагогам); развивающие игры, пособия, познавательная литература.
- Электронное оборудование: интерактивный УМК «Профессиум», SMART-доска, ноутбук, ПАК «Коллибри».
Содержание образовательной деятельности
- Подготовительный этап (1-2 недели сентября):
определение основных направлений работы; изучение аналогичного опыта работы; подготовка материально-технической базы; проектирование путей решения проблемы (разработка проекта и цикла мероприятий «Вместе о важном»; перспективного плана бесед «Разговоры о важном»; создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей; организация взаимодействия с социальными партнерами (заключение Договора о взаимодействии с детскими садами из Красноярского края, Республики Башкортостан, организация единого информационно-методического формата общения).
- Основной этап (3 неделя сентября – 2 неделя мая):
реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к России, ее населению, природе, культуре, устойчивого интереса к историческим событиям своего народа; создание единого образовательного пространства ДОУ, семьи и социума по формированию и развитию личности ребенка в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
«Разговоры о важном» входят в общую систему воспитательной работы учреждения, организуются в соответствии с календарно-тематическим планом и календарным планом воспитательной работы; включены в циклограмму совместной деятельности. Проводятся по понедельникам на «Утреннем круге», длительностью 15-20 минут. Тематика и содержание бесед выбраны с учетом знаменательных дат, значимых для дошкольников событий в текущем году и с учетом регионального компонента. Разработаны алгоритмы их планирования и проведения. Материалы доступны детям 5-7 лет, в том числе детям с ОВЗ.
Работа выстраивается таким образом, чтобы, прошедшие в понедельник «Разговоры о важном», продолжались в течение недели и находили отражение в различных видах детской и совместной со взрослыми деятельности («Наши важные дела»).
Используются методы обучения: словесный, игровой, наглядный, практический, репродуктивный (воспроизводящий); информационно-рецептивный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного обучения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ ее решения) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и др.).
В единый информационно-методический формат общения с детскими садами из других регионов включены:
— Видео мастер-классы «Подари частичку доброты» (изготовление символики родного края для новых друзей: «Ненецкий оберег «Солнце», «Северный сувенир «Ворона»).
— Клуб путешественников «Вместе весело шагать по просторам» (разработка и обмен сценариями, фотоотчеты о проведенных мероприятиях; проведение спортивно-игровой прогулки «В гости к Старому Шаману»).
— Совместные волонтерские акции (обмен новогодними посылками и видео поздравлениями; «Дети против войны», «Своих не бросаем», «День пожилого человека» и др.).
— Калейдоскоп открытий «Давай дружить» (презентация ознакомительных видео-роликов о своей малой родине).
— Оформление альбомов «Флора и фауна родного края»
— Обмен новостями («Познаем прошлое – и делимся впечатлениями», «А у нас в гостях музей», «Участвуем в совместной с юнармейцами акции «Знамя Победы», «Добрые традиции народов разных стран» и др.).
Во взаимодействие с родителями включены: серия практических занятий «Как говорить с детьми о важном?», проведение совместных акций и мероприятий с детьми.
Своим опытом работы педагоги ДОУ делятся с коллегами, публикуя материалы на образовательных ресурсах и участвуя в профессиональных конкурсах ссылка, организуют открытые мероприятия в рамках муниципальной стажировочной площадки по теме: «Разговоры о важном» как средство развития предпосылок социальной и коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Эффективность представленной практики подтверждается и результативным участием воспитанников в конкурсном движении: «Конкурс чтецов, посвященный 80-летию Победы», «Живая классика», «Мирная Россия», «Радуга семейных увлечений», «Нам мир завещано беречь», «Спасатель – профессия отважных!», «Сохраним это чудо с Эколятами!» и др.
III. Заключительный этап (2 неделя мая – 5 неделя мая):
анализ результатов работы, соотнесение с поставленной целью.
Все мероприятия внедрены и апробированы в практику ДОУ, адресованы воспитателям групп старшего дошкольного возраста.
