Шишкина Галина Семеновна
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №56128
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта открытого урока на тему: «Работа над музыкальным произведением на уроке гитары»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №56128


Технологическая карта открытого урока 

Педагога дополнительного образования, высшей квалификационной категории, БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» 

Шишкиной Галины Семеновны

Обучающиеся: ансамбль гитаристов студии «Баррэ» (6 человек)

 

Каждому педагогу в своей деятельности приходиться сталкиваться с проблемой нехватки информации того или иного вида при подготовке и проведении урока. И сам собой встает вопрос, как устранить данную проблему или, по крайней мере, сделать ее менее значительной.

Практическая значимость данной разработки открытого урока заключается в возможности поделиться накопленным опытом, обменяться полезными материалами, помочь педагогам в разработке и проведении открытого урока.

Надеюсь, Вы найдете в данной технологической карте полезную для себя информацию, которая поможет Вам в Вашей педагогической деятельности.

 

Тема урока: «Работа над музыкальным произведением на уроке гитары»

Цели урока: Совершенствование и применение полученных знаний при работе с музыкальным произведением.

Задачи:

Образовательные:

– научить применять знания, полученные ранее на новом произведении;

– продолжить формировать техническую и творческую работу в ансамбле.

Развивающие:

– развитие внимания, мышления, воображения;

– развивать ритмическую точность.

Воспитательные:

– воспитание сплоченности и сотрудничества в коллективных формах работы;

– воспитание уверенности в своих силах.

Средства обучения: Инструменты (гитары 7 шт.), стулья, пульты, подставки для нот, нотные пособия, интерактивный экран. 

Форма учебного занятия: групповая

Тип урока: Применение знаний и умений

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин)
  3. Актуализация опорных знаний (5 мин)
  4. Формулировка цели и задачи (3 мин)
  5. Применение знаний и умений (20 мин)
  6. Обобщение и систематизация знаний (5 мин)
  7. Рефлексия урока (подведение итогов урока) (3 мин)
  8. Объяснение домашнего задания и инструкция по его выполнению (3 мин)

 

Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося
Организационный этап (1 мин) Приветствие, посадка за инструментом, настройка на активную творческую работу. Приветствие преподавателя.
Проверка домашнего задания (5 мин) Начнем мы урок с разогрева исполнительского аппарата, с помощью упражнений «Лесенка» и «Паровозик». Что было задано на дом?  Разбор произведения (размер, темп, знаки, характер и т.д.).  Исполните, пожалуйста, сначала I партию все вместе, а затем II партию. Исполнение упражнений.

Разобрать мелодию В. Шаинского из мультфильма «Старуха Шапокляк» «Голубой вагон» на слова Э. Успенского [4, с. 10]. И узнать о них подробнее (рассказывают о Э.Успенском и В. Шаинском). Исполнение партий.

Актуализация опорных знаний (5 мин) Прежде чем начать работу над произведением, нужно распределить партии. У кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент? Гитара является самостоятельным инструментом или аккомпанирующим?  Чья партия должна звучать громче, ярче? Зачем нам нужен аккомпанемент и как его нужно исполнять? Что такое аккомпанемент? На что необходимо обратить внимание при совместном исполнении произведения. Распределение партий.

Рассуждение: Самостоятельным и аккомпанирующим. Главная партия – первая, солирующая. Бас служит метроритмической основой.  Бас нужно играть глубоко, а аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Аккомпанемент – от французского «сопровождение мелодии, а также поддержку вокальной партии» [1, с. 104]. Нужно обратить внимание на 3 момента, как начать, играть и закончить произведение вместе.

Формулировка цели и задачи 

(3 мин)

Попробуйте сформулировать тему, цель и задачи урока. Тема урока: «Работа над музыкальным произведением на уроке гитары». Цель урока: совершенствование и применение полученных знаний при работе с музыкальным произведением. Задача заключается в работе над новым произведением, а также подбор различных ритмических рисунков в аккомпанементе, формирование технической и творческой работы в ансамбле (при затруднении ответа, задаются наводящие вопросы). Рассуждение вместе с учителем. Формулировка цели темы и задач урока.
Применение знаний и умений 

(20 мин)

Проиграйте еще раз вместе все произведение от начала до конца по нотам, табам (если совместная игра не получилась, разобрать причины). Ребята, а сейчас самостоятельно попробуйте подобрать другой ритмический рисунок во второй партии, по очереди. Объясняя, какой подходит и почему.  Но прежде, чем начать скажите, что такое ритм? Какая длительность долей? Что вы знаете об арпеджио? Как исполняется прием «разгеадо»? И не забывайте, что аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста. Найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание произведения. Работа с ритмическими рисунками (при затруднении помощь в исполнении и подборе ритмических рисунков). Совместное исполнение произведения. Рассуждение вместе с учителем: Ритм – это чередование различных длительностей и пауз. Они могут быть выражены четвертями или восьмыми. Арпеджио – это быстрое, последовательное исполнение звуков аккорда. [3, с. 25]. Разгеадо – извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами правой руки с использованием внешней стороны ногтя [3, с. 26]. Примеры ритмических рисунков:

– удар большим пальцем вниз по всем струнам (на 1 долю; на 1 и 3 долю);

– б-3-2-1;

– б-3-(2+1)-3;

– б-3-2-3-1-3-2-3;

– \/  \//\ /\\//\;

– \//\*/\.

Обобщение и систематизация знаний 

(5 мин)

Какой вариант аккомпанемента вам понравился больше всего и на ваш взгляд подходит к данному произведению? Проиграйте, пожалуйста, этим приемом все произведение от начала до конца. Выбирают понравившийся ритмический рисунок (приходят к компромиссу) и проигрывают все произведение.
Рефлексия урока (подведение итогов урока) (3 мин) Как вы думаете, зачем мы подбирали различные ритмические рисунки? Зачем нужно меняться партиями? Оцените свою работу, что вам давалось легко, где испытывали затруднения, над, чем нужно поработать? Пригодились ли знания, полученные ранее? Какую бы вы отметку себе поставили?  Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.
Домашнее задание (3 мин) Подобрать различные варианты аккомпанемента к р.н.п. «Тонкая рябина» [2, с. 19].  Посмотрите в ноты (табы), если у вас есть вопросы, мы их обсудим. Записывание домашнего задания в дневник.

 

Список литературы

  1. Александрова М. «Азбука гитариста» Учебное пособие. Москва «Кифара» 2009 г

2.«Любителям гитары». Учебное пособие/ Автор Сафронова Н.Ф. – Омск; Омский областной колледж культуры и искусства, 2009 – 30 стр. 

3.Мельниченко В., Косарева Т. «Современная методика обучения игре на шестиструнной гитаре» (авторская образовательная программа), г. Омск,2001 г.

4.«Улыбка». Популярная музыка из м/ф для струнного ансамбля (1 – 5 классы ДМШ), Сост. Крапивина Л.А., 2015 г. 

Технологическая карта открытого урока на тему: «Работа над музыкальным произведением на уроке гитары»