Сведения об авторе статьи:

  1. Фамилия, имя, отчество: Хусаинов Ильдар Ильгизович.
  2. Ученая степень (при наличии): нет.
  3. Ученое звание (при наличии): нет.
  4. Место работы: МБОУ «Лицей-интернат № 79» города Набережные Челны Республики Татарстан.
  5. Занимаемая должность: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.
  6. Почтовый адрес с ИНДЕКСОМ: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 19, кв. 20; индекс: 423806.
  7. Адрес электронной почты (e-mail): ildarilg@mail.ru.
  8. Контактный телефон: 89274566504, (8552) 33-67-14.

Хусаинов Ильдар Ильгизович

МБОУ «Лицей-интернат № 79» г. Набережные Челны

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ДЕСЯТЫХ КЛАССАХ СИСТЕМЫ АВТОРСКИХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТНЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ К НИМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Данная статья является дополнением к написанной в 2012 году в журнале «Альманах современной науки и образования» другой статьи автора по схожей теме «Система авторских комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории и необходимость подготовки к ним школьников как важная составная часть компетентностного развития личности учащихся». Она конкретизирует и наглядно показывает прикладную, практическую пользу данной системы для проверки знаний и компетентностей старшеклассников по всеобщей истории и истории края (Татарстана и татарского народа) как частей общего учебного курса «история» в 10-х базовых классах общеобразовательных учебных заведений.

Для лучшего понимания особенностей и универсальности предложенной системы заданий автор считает целесообразным привести ряд выдержек из вышеуказанной предыдущей статьи и, разумеется, дополнить и расширить ее исходя из предложенной тематики данной новой статьи.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентностной личности. С этой позиции обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В связи с этим на основании требований Государственного образовательного стандарта в содержание календарно-тематического плана по истории во время повторительно-обобщающих уроков либо в процессе закрепления важных тем подразделов в качестве так называемого среза знаний мною включены задания  вариантных проверочных работ, которые позволяют на практике реализовывать актуальный в настоящее время компетентностный, деятельностный подход в преподавании истории [1, с. 113]. В условиях внедрения в школьную практику стандарта 2-го поколения – ФГОС – данный подход также оказывается на редкость востребованным, актуальным и полезным для развития у учащихся  УУД (универсальных учебных действий), достижения ими предметных и метапредметных результатов.

Принципы отбора содержания заданий в ходе проведения вариантных проверочных работ по истории как в течении всего урока, так и в течении части (половины) урока связаны с преемственностью содержания образования на разных ступенях и уровнях обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (например, увеличение объема и сложности заданий от 9 к 10 классу и т.д. или усложнение вопросов по схожим блокам тем по истории Древнего мира в 10 классах по сравнению с 5-ми и т.п.) [1, с. 113].

Обучающимся предлагается выполнить ряд заданий, имеющих различный уровень сложности, по заданному алгоритму оценивания:

А) в случае, если работа рассчитана на весь урок, выполняются 4 задания, из которых 2 правильно выполненных задания соответствуют оценке «3», 3 верных ответа из 4-х – оценке «4», все 4 правильных грамотных ответа – оценке «5»;

Б) в случае, если работа рассчитана на половину урока, выполняются 2 задания, из которых 1 правильно выполненное задание соответствуют оценке «3», 1 полностью и 1 частично верный ответы – оценке «4», все 2 правильных грамотных ответа – оценке «5» [1, с. 113].

Данная градация позволяет учащимся осваивать рефлексивную компетенцию путем овладения навыками контроля и оценки своей деятельности [1, с. 113], что особенно важно в условиях приближения тех же 10-х классов к изучению истории по ФГОС в ближайшем будущем.

Освоение обучающимися познавательной компетенции посредством сравнения, сопоставления, классификации объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческого решения учебных и практических задач, комбинации различных алгоритмов деятельности как раз и раскрывается через их умение давать полноценные ответы на комплексные задания разработанных мною системных вариантных проверочных работ [1, с. 113].

Системное применение учащимися наработанных по данным заданиям знаний, умений и навыков позволяет эффективно подготовиться не только к текущим или итоговым проверочным и «контрольным» (повторительно-обобщающим) работам, но и, что немаловажно, к ЕГЭ по одному или нескольким предметам [1, с. 113].

Педагогам данная система позволяет не только объективно и всесторонне узнать и оценить уровень и качество усвоения обучающимися учебного материала  на основе требований к обязательному минимуму содержания образовательных программ по истории, указанных в перечне примерных программ по предмету в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования (ФКГСОО) и вскоре и в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС), но и предоставляет возможность ученикам  самим проявить их  познавательную активность и развить у них мотивированность к самостоятельной учебной работе, что особенно актуально и важно в старших классах [1, с. 114] и тем более в нашем бурно меняющемся 21 веке. В то же время предложенная автором система вполне универсальна, посильна и доступна для школьников и среднего звена. Эта система частично приемлема также  и для преподавателей других дисциплин. В частности, задания на определение особенностей и значения события или на сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления могут использоваться учителями как социально-гуманитарных наук, так и преподавателями естественнонаучных дисциплин [1, с. 114]. Это обстоятельство убедительно подтверждает эффективность данной системы заданий и в условиях преподавания истории по ФГОС в 5 и 6 классах через удобство их применения для достижения метапредметных результатов.

В приложениях в конце данной статьи показаны алгоритм составления и все примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по зарубежной истории и по истории Татарстана и татарского народа в 10 базовых классах общеобразовательных учебных заведений. В течение учебного года исходя из содержания ФКГСОО и логики преподавания учебного курса истории в 10-х классах автором предусмотрено и включено в Календарно-тематическое планирование (КТП) по предмету проведение 1 повторительно-обобщающей (по истории Древнего мира) и 2-х проверочных работ (по истории Средних веков и по Новой истории до середины XIX века) по всеобщей истории и единственной проверочной работы по всему курсу истории края (соответственно с древности до середины XIX века). Отсутствие применения этой системы заданий по истории России объясняется тем, что данный курс (история Отечества) является центральным (ведущим) в общем курсе истории в 10-х классах, именно по нему проводится олимпиада и сдается ЕГЭ по истории с обязательными тестовыми заданиями и поэтому автор считает целесообразным и разумным составление заданий по истории России только в форме закрытых тестовых заданий (например, при проведении проверочных работ) и редко в форме закрытых и открытых тестовых заданий (например, при проведении годовой повторительно-обобщающей работы или промежуточной аттестации).

Таким образом, предложенная ниже система комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории в 10-х классах, разработанная и дополненная автором за 13 лет педагогической деятельности, позволяет учащимся при подготовке к ним сформировать целостное представление об историческом процессе на основе личностного осмысления и усвоения  исторических фактов и явлений.

Приложение 1.

Алгоритм системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 10 классах общеобразовательных учебных заведений [1, с. 115]:

Класс Проверочная работа на пол-урока Контрольная проверочная работа на весь урок
10-11 1 задание: а) дайте определение 1-2 терминам (понятиям); б) кратко охарактеризуйте историческую личность (ее вклад в историю);

в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 1-2-м датам.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия события (явления).

1 задание: а), б) дайте определение

2-м терминам (понятиям); в), г) кратко охарактеризуйте 2 исторические личности (их вклад в историю); д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия события (явления).

3 задание: объясните 2-3 особенности, положительное и отрицательное значения события (явления). 4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между явлениями (событиями).

Приложение 2.

Примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 10-х классах общеобразовательных учебных заведений:

Пример 1: Вариантная повторительно-обобщающая работа по всеобщей истории в 10 классе на тему «Древнейший и Древний мир» (на весь урок) (материал для работы взят из источника [2])

Вариант 1:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): цивилизация; полисы; в), г)  кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Цинь Шихуанди; Аменхотеп IV (Эхнатон); д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 216 г. до н.э.; 325 г. н.э. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия падения Западной Римской империи.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних китайцев.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между Марафонской и Фермопильской битвами.

Вариант 2:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): фараон; Сенат; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Александр Македонский; Траян;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 35-40 тыс. лет назад; 221 г. до н.э.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Пелопоннесских войн.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних греков.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 1-ой и 2-ой Пуническими войнами.

Вариант 3:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): Древний мир; демократия; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Солон; Конфуций; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 509 г. до н.э.; 334 г. до н.э.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия греко-персидских войн.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних римлян.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 2-ой и 3-ей Пуническими войнами.

Вариант 4:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): касты; республика;  в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Тиберий Гракх; Перикл;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам:

753 г. до н.э.; 395 г. н.э.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия восстания под руководством Спартака.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений финикийцев.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между греко-персидскими войнами и Троянской войной.

Вариант 5:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): империя; рабы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Хаммурапи; Кир II;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 6-7 тыс. лет назад; 338 г. до н.э.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Троянской войны.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних индусов.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 1-ой и 3-ей Пуническими войнами.

Вариант 6:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): деспотия; жрецы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Октавиан Август; Тутмос III;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам:

776 г. до н.э.; 476 г. н.э.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Римской империи.

3 задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних народов Междуречья.

4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между греко-персидскими войнами и завоеваниями Македонии в IV в. до н.э.

Пример 2: Вариантная проверочная работа по всеобщей истории в 10 классе на тему «Мир в Средние века» (на половину урока) (в рамках повторительно-обобщающего урока на тему «Мир и Россия в эпоху Средних веков») (материал для работы взят из источника [2])

Вариант 1:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): вассал; инквизиция; в), г)  кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Вильгельм Завоеватель; Карл VII; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 800 г.; 1453 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Гуситских войн.

Вариант 2:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): сеньор; Генеральные штаты; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Филипп IV Красивый; Ян Гус; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 476 г.; 1337 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Арабского халифата.

Вариант 3:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): феодал; цех; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Филипп II Август; Альфред Великий; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 843 г.; 1204 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Реконкисты.

Вариант 4:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): король; коммуна;  в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Ричард I Львиное Сердце; Жанна д´Арк; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 630 г.; 1096 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Франкской империи.

Вариант 5:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): халиф; парламент; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Карл Великий; Людовик XI;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 750 г.; 1492 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Крестовых походов.

Вариант 6:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): империя; Папа Римский; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Мухаммад; Генрих VII Тюдор;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам:

1054 г.; 1265 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Столетней войны.

Пример 3: Вариантная проверочная работа по всеобщей истории в 10 классе на тему «Мир в Новое время» (на половину урока) (в рамках повторительно-обобщающего урока на тему «Мир и Россия в эпоху Нового времени») (материал для работы взят из источника [2])

Вариант 1:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): империя; ВГО (Великие географические открытия); в), г)  кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю):

С. Боливар; Ж. Кальвин; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1519 г.; 1815 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия ВФБР (Великой Французской буржуазной революции).

Вариант 2:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): революция; чартизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Наполеон Бонапарт;

М. Робеспьер; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1492 г.; 1852 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия ВАБР (Великой Английской буржуазной революции).

Вариант 3:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): промышленный переворот; протестанты; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): О. Кромвель; В. да Гамо; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1517 г.; 1776 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия войны североамериканских колоний за независимость.

Вариант 4:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): буржуазия; Реформация;  в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Д. Вашингтон;

Ф. Магеллан; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1787 г.; 1799 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Нидерландской буржуазной революции.

Вариант 5:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): капитализм; якобинцы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Х. Колумб; Ж.-Ж. Руссо;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1640 г.; 1789 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Реформации.

Вариант 6:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): Новое время; абсолютизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): М. Лютер; Л. да Винчи; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1649 г.; 1804 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия ВГО (Великих географических открытий).

Пример 4: Вариантная проверочная работа по истории Татарстана в 10 классе на тему «Наш край с древности до середины XIX века» (на половину урока) (материал для работы взят из источника [3])

Вариант 1:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): бек; Татарская судебная изба; в), г)  кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Аттила; Н.И. Лобачевский; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 453 г.; 1670-1671гг. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия участия народов края в восстании Е. Пугачева.

Вариант 2:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): эмир; ПКД (Приказ Казанского дворца); в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Бумын; Мамыш-Берды; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 552 г.; 1773-1775 гг.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Еналеевского восстания.

Вариант 3:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): мурза; губерния; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Кубрат; П.И. Шуйский; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 922 г.; 1615-1616 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия «Казанской войны» 1552-1557 гг.

Вариант 4:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): хазары; диван;  в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Алмуш; Лука Канашевич; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1236 г.; 1724 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия падения Казанского ханства.

Вариант 5:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): булгары; Золотая Орда; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Кул Гали; Джан-Али (Еналей Шугуров); д), е) напишите, какое собы-тие (события) произошло (ли)  по указан-ным 2-м датам: 1312-1342 гг.; 1708 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Казанского ханства.

Вариант 6:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): тюрки; ясак; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Батый; П.М. Апраксин; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам:

1438 г.; 1789 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия падения Волжской Булгарии.

Вариант 7:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): ханство; сейид; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Узбек; Сагит Хальфин;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 630-670 гг.; 1552 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия принятия ислама в Волжской Булгарии.

Вариант 8:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): каганат; воевода; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Улуг-Мухаммад; Н.Н. Зинин;

д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам:

1487 г.; 1811 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Волжской Булгарии.

Вариант 9:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): ВПН (Великое переселение народов); улус; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Махмуд; Хасан Карачурин; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1521 г.; 1839 г.

2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Тюркского каганата.

Вариант 10:

1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): гунны; курултай; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Мухаммадьяр; Бахтияр Канкаев; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли)  по указанным 2-м датам: 1445 г.; 1804 г. 2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия ВПН (Великого переселения народов).

Список литературы:

  1. Хусаинов И. И. Система авторских комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории и необходимость подготовки к ним школьников как важная составная часть компетентностного развития личности учащихся // Альманах современной науки и образования. 2012. № 2 (57). С. 113-116.
  2. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009. – 432 с.
  3. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф. Ш. История Татарстана и татарского народа  с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы. – Казань.: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008. – 271 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ДЕСЯТЫХ КЛАССАХ СИСТЕМЫ АВТОРСКИХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТНЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ К НИМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ