автор: Адвахова Анастасия Игоревна

Воспитатель МБДОУ Детский сад №51 “Росинка” г.Смоленск

Дидактическое пособие “Времена года”

              Уважаемые коллеги!  

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей,  формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Представляю вам свое многофункциональное, развивающее пособие.

Все задания построены по принципу « от простого к сложному», что позволяет использовать данное пособие во всех возрастных группах, в соответствии с возрастными новообразованиями.

Большое внимание я посветила лексическим темам.

В них представлены задания и упражнения для формирования, обогащения и систематизации словарного запаса детей, способствующие своевременному и правильному развитию речи.

Необходимо помнить, что хорошо развитая речь-это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Чем лучше будет развита устная речь к началу школьного обучения, тем легче ребенок в школе овладеет письменной речью и усвоит систему знаний.

Задания представлены в интерактивной форме. Ребенок не просто рассматривает картинки и отвечает на вопросы взрослого, а активно действует: обводит, соединяет, запоминает, выстраивает  цепочки последовательностей, раскрашивает. Это способствует более эффективному усвоению материала, уменьшает утомление, развивает внимание, память, словесно-логическое мышление.

 Образовательные:

-Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением людей, животных, птиц, состоянием растительности.

Формировать знания о характерных признаках времен года, сезонных изменениях, цвете, величине, форме;

Развивающие:

-Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

– развивать самостоятельность в самообучении;

– развивать воображение, творческое мышление;

– развивать все компоненты устной речи,

-развивать зрительную память, мелкую моторику,

– сенсорное развитие.

Воспитательные:

– воспитывать у детей положительное и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

– воспитывать трудолюбие, любознательность.

Игр может быть много. Интересы и способности ваших воспитанников подскажут вам, в каком направлении развиваться.

Содержание:

  1. «Календарь природы» дидактические карточки с изображением 4-х времен года (Лето, Зима, Весна, Осень) «Найди приметы весны»  Воспитанникам нужно найти картинки с приметами весны и объяснить свой выбор.

2.«Что делают весной животные?» Некоторые меняют шубки, некоторые просыпаются от зимней спячки, и у всех появляются детки. ( Дети с интересом рассматривают картинки, придумывают истории)

3.«Птицы весной ». Весной  с тёплых стран возвращаются перелётные птицы, они вьют гнёзда и высиживают яйца, чтоб у них появились птенцы

4.«Весенние дела людей». А что же делают люди весной? Конечно, сажают огороды. А что можно посадить на огороде?

  1.  “Составь рассказ по картинке”: сначала мы внимательно рассматриваем картинку, затем составляем рассказ: самостоятельно, с помощью мнемотаблиц, по вопросам воспитателя.
  2. Цепочки последовательностей
  3. Заучивания загадок, пословиц, стихов ( Для того, чтобы пробудить интерес у детей я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление

-«Весенние цветы».  Какие цветы появляются первыми?

  1. “Раскраски“.
  2. «Весенний гардероб». Цель: закрепить знаний о сезонных изменениях в одежде. Формировать обобщающие понятия -одежда, обувь, головные уборы. Активизировать словарь по  этой теме. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».

Дидактические игры

Дидактическое пособие “Времена года”