автор: Адвахова Анастасия Игоревна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №51 “Росинка” г.Смоленск
Дидактическое пособие “Времена года”
Уважаемые коллеги!
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Представляю вам свое многофункциональное, развивающее пособие.
Все задания построены по принципу « от простого к сложному», что позволяет использовать данное пособие во всех возрастных группах, в соответствии с возрастными новообразованиями.
Большое внимание я посветила лексическим темам.
В них представлены задания и упражнения для формирования, обогащения и систематизации словарного запаса детей, способствующие своевременному и правильному развитию речи.
Необходимо помнить, что хорошо развитая речь-это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Чем лучше будет развита устная речь к началу школьного обучения, тем легче ребенок в школе овладеет письменной речью и усвоит систему знаний.
Задания представлены в интерактивной форме. Ребенок не просто рассматривает картинки и отвечает на вопросы взрослого, а активно действует: обводит, соединяет, запоминает, выстраивает цепочки последовательностей, раскрашивает. Это способствует более эффективному усвоению материала, уменьшает утомление, развивает внимание, память, словесно-логическое мышление.
Образовательные:
-Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением людей, животных, птиц, состоянием растительности.
Формировать знания о характерных признаках времен года, сезонных изменениях, цвете, величине, форме;
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
– развивать самостоятельность в самообучении;
– развивать воображение, творческое мышление;
– развивать все компоненты устной речи,
-развивать зрительную память, мелкую моторику,
– сенсорное развитие.
Воспитательные:
– воспитывать у детей положительное и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
– воспитывать трудолюбие, любознательность.
Игр может быть много. Интересы и способности ваших воспитанников подскажут вам, в каком направлении развиваться.
Содержание:
- «Календарь природы» дидактические карточки с изображением 4-х времен года (Лето, Зима, Весна, Осень) «Найди приметы весны» Воспитанникам нужно найти картинки с приметами весны и объяснить свой выбор.
2.«Что делают весной животные?» Некоторые меняют шубки, некоторые просыпаются от зимней спячки, и у всех появляются детки. ( Дети с интересом рассматривают картинки, придумывают истории)
3.–«Птицы весной ». Весной с тёплых стран возвращаются перелётные птицы, они вьют гнёзда и высиживают яйца, чтоб у них появились птенцы.
4.«Весенние дела людей». А что же делают люди весной? Конечно, сажают огороды. А что можно посадить на огороде?
- “Составь рассказ по картинке”: сначала мы внимательно рассматриваем картинку, затем составляем рассказ: самостоятельно, с помощью мнемотаблиц, по вопросам воспитателя.
- Цепочки последовательностей
- Заучивания загадок, пословиц, стихов ( Для того, чтобы пробудить интерес у детей я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление
-«Весенние цветы». Какие цветы появляются первыми?
- “Раскраски“.
- «Весенний гардероб». Цель: закрепить знаний о сезонных изменениях в одежде. Формировать обобщающие понятия -одежда, обувь, головные уборы. Активизировать словарь по этой теме. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».
Дидактические игры