автор: Арьяева Светлана Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида”

Педагог-психолог России

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Наши дети все поменяют школу, у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй математичке» или «вредном историке». Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Необходимо показать родителям, что некоторое “обезличивание” подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рекомендации для родителей

  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  1. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  1. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  1. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.

  1. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  1. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  1. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Пояснительная записка

Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Достигнуть этого могли лишь единицы и только после многолетних упорных тренировок. Только сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), такая возможность открывается для всех.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.

Относительными противопоказаниями использования Кабинета БОС являются возраст пациентов младше 5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые инфекционные заболевания.

 Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Пациент осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания пациент поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. Компьютерный тренажер помогает выработать пациенту правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психо-эмоциональными  нагрузками во время речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами.

 

Программа по развитию саморегуляции и формированию навыков ЗОЖ на основе диафрагмального дыхания у младших школьников.

Учебно-тематический план по развитию саморегуляции

№ этапа Тема Количество часов Сроки
1 Фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных)

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

5

1

1

1

1

1

2 Произвольное удерживание двигательной программы, формирование произвольной регуляции

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

5

1

1

1

1

1

3 Формирование регуляторных механизмов деятельности в целом, включая регуляцию речевой активности, произвольного внимания, запоминания

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

5

1

1

1

1

1

4 Развитие собственной эмоциональной регуляции

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

5

1

1

1

1

1

 

Учебно-тематический план по развитию навыков диафрагмального дыхания

№ этапа Тема Количество часов Сроки
1 Теоретические занятия по овладению дыханием

Занятие 1. «Страна Здоровей-ка»

Занятие 2. «Мир дыхания»

Занятие 3. «Учимся правильно дышать»

3

1

1

1

2 Практические занятия, (дыхание на тренажере)

Занятие 1. Подготовка к дыханию

Занятие 2. Постановка дыхания

Занятие 3. Формирование навыка

Занятие 4. Закрепление дыхания

Занятие 5. Контроль за дыханием

9

2

2

2

2

1

3 Контрольное дыхание (через 3-4 месяца) 4

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Содержание занятий по развитию саморегуляции

Общая структура занятий.

  1. Приветствие. Цель: настрой детей на работу, создание положитель
    ной мотивации и положительного эмоционального настроя.
  2. «Разогрев». Цель: активизация психических процессов, эмоцио
    нального и физического состояния детей.
  3. Повторение. Цель: закрепление и повторение основных упражнений
    предыдущего занятия.
  4. Игры, упражнения, развивающие психомоторные функции. Цель;
    гармонизировать психическую и двигательную активность ребенка.
  1. Релаксация. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
  2. Рефлексия. Цель: осознание способов саморегуляции.
  3. Прощание. Цель: создать ощущение завершенности.

Этап 1.

Цель: фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или полного напряжения.

Занятие 1.

  1. «Приветствие».

Дети вместе с психологом образуют круг.

«Ребята, давайте поздороваемся, но сделаем это необычно. Положите свои ладошки на мои. Вот какой замечательный круг у нас получился. Давайте почувствуем тепло наших рук и улыбнемся друг другу. Теперь садитесь на стульчики и внимательно послушайте меня.

Вы пришли в школу. А как вы думаете, зачем надо учиться в школе? (Ответы детей. Резюме.) А чем школа отличается от детского садика? (Ответы детей. Резюме.) Скажите, всем ли вам легко сидеть на уроке и внимательно слушать учителя? (Ответы детей. Резюме.)

Так вот, на наших занятиях мы будем учиться управлять собой, своим телом, научимся отдыхать. Это поможет вам хорошо учиться в школе, хорошо себя чувствовать. Вы хотите этому научиться?

Далее сообщаются правила поведения на занятиях (их целесообразно сделать на карточках в виде символов и прикрепить на видное место).

  1. «Море волнуется».
  2. «Зеркало».
  3. Расслабление мышц рук. Работа с мячами тренажерами.
  4. Рефлексия занятия.
  5. Прощание.

В кругу взялись за руки, улыбнулись друг другу. Делаем глубокий вдох, руки при этом поднимаем вверх. И громкий выдох, руки с корпусом тела опускаем вниз (3 раза). Еще раз посмотрели друг на друга. До свиданья.

Занятие 2.

  1. Приветствие.

Все встаем в круг, беремся за руки, и психолог тихонько пожимает руку соседа справа, и так передаем пожатие по кругу, пока оно не вернется к психологу. Психолог: «Вот мы и поздоровались, пожали друг другу руки, а теперь давайте улыбнемся друг другу и тихонько сядем на места».

Повторим правила поведения на занятиях.

Дети по очереди, опираясь на схемы, проговаривают их.

  1. «Море волнуется», «Зеркало».
  2. Расслабление мышц рук. Работа с мячами-тренажерами.
  3. Расслабление мышц ног. Работа на шипованных дорожках.
  4. Дыхание на расслабление. Короткий и быстрый вдох носом и медленный выдох ртом (как будто дуем на свечку, но не хотим ее задуть).

Прослушивание музыки (шум моря) с закрытыми глазами 3 минуты. Что вы представили? (Ответы детей. Резюме.)

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания (с упражнением дыхания для мобилизации).

Занятие 3.

  1. Приветствие.

Все в кругу, беремся за руки и передаем рукопожатие. Но теперь после психолога каждый из детей начинает рукопожатие. Психолог: «Видите, как мы хорошо здороваемся, давайте теперь улыбнемся и начнем наше занятие».

  1. Игра «Четыре стихии», игра «Водолазы».
  2. Расслабление мышц рук. Работа с мячами тренажерами. Расслабление мышц ног. Работа на шипованых дорожках.
  3. Психолог: «Ребята сегодня мы с вами отправимся в плавание. А на чем мы поплывем? (Ответы ребят.) Лучше всего, конечно, путешествовать по морям на корабле. Сейчас я раздам вам образцы корабликов, а вы срисуйте его как можно точнее себе в альбомы». После того, как дети закончат работу, нужно обратить внимание на то, что все кораблики одинаковые. Психолог: «Сейчас я включу музыку, а вы раскрасьте свой кораблик. Включите свою фантазию, и пока играет музыка, вы рисуйте и представляйте, куда же поплывет ваш кораблик».

После дети показывают свои рисунки и рассказывают, где они путешествовали.

  1. Рефлексия занятия.
  2. Ритуал прощания.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

Все встаем в круг, беремся за руки, и дети по очереди пускают рукопожатие по кругу-

Психолог: «Сегодня мы усложним задание, кто-то из ребят пустит рукопожатие по кругу, а я говорю «Стоп», – и у кого рукопожатие осталось, говорит: «Оно у меня», – тот, на ком остановилось, пускает рукопожатие дальше».

Психолог: «Вот видите, какие вы молодцы, как быстро вы учитесь. Давайте улыбнемся и начнем работать».

  1. Игра «Четыре стихии». Игра «Водолазы».
    Расслабление мышц рук и ног.

Работа с мячами-тренажерами и ходьба по дорожкам. Расслабление корпуса тела.

  1. Ребята, сейчас вы услышите музыку, и я перед вами выложу кар
    тинки с видами водоемов. Подумайте, какая картинка подходит к музыке.
    (Картинок должно быть в 2 раза больше, чем ребят.) После 3-минутного
    прослушивания дети по очереди берут картинки. Еще 3 минуты слушают
    музыку и смотрят на свою картинку.

Психолог: «Ребята, расскажите по очереди, почему вы выбрали эту картинку и что вы чувствовали, когда слушали музыку и смотрели на картинку». (Высказывания ребят. Резюме.)

  1. Рефлексия занятия.
  2. Прощание.

Занятие 5.

  1. Приветствие.

Дети вместе с психологом образуют круг.

«Ребята, давайте поздороваемся, как мы это делали на первом занятии. Положите свои ладошки на мои. Давайте почувствуем тепло наших рук и улыбнемся друг другу».

  1. Игра «Три хлопка».
  2. Расслабление рук, ног и корпуса тела.

Работа с мячами тренажерами и ходьба по дорожкам.

  1. Расслабление мышц живота и шеи.
  2. Вспомним дыхание для расслабления.

Ребята, сейчас вы услышите музыку, сядьте поудобнее, закройте глаза и давайте отправимся в путешествие (4 минуты). Сделайте глубокий вдох-выдох и откройте глаза.

Где вы путешествовали? (Ответы ребят. Резюме.)

  1. Рефлексия занятия.

Прощание.

Этап 2

Цели:

  • произвольное удерживание двигательной программы;
  • формирование произвольной регуляции.

Занятие 6.

  1. Приветствие.

Все в кругу улыбнулись друг другу. Игра «Повтори». Идем по кругу, я делаю какое-то упражнение, а вы идете за мной и повторяете его. Через некоторое время я буду делать другое упражнение, и вы должны тоже повторить его и идти по кругу.

  1. Повторение всех упражнений на расслабление.
  2. Психогимнастика «Снеговик», «Буратино».
  3. Дыхание на расслабление. Релаксация «Путешествие».
  4. Рефлексия занятия.
  5. Прощание.

Занятие 7.

  1. Приветствие. Все в кругу улыбнулись друг другу. Игра «Повтори» (усложняем, идем по кругу, и каждый по очереди делает свое упражнение, а все повторяют, идя по кругу).
  1. Повторение всех упражнений на расслабление.
  2. Психогимнастика «Снеговик», «Буратино», «Свечка».
  3. Дыхание на расслабление. Релаксация «Водопад».
  4. Рефлексия занятия.
  5. Прощание.

Занятие 8.

  1. Приветствие. Игра «Повтори».
  2. Повторение всех упражнений на расслабление.
  3. Упражнение «Веселая зарядка».
  4. Дыхание на расслабление. Релаксация «Водопад».
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Занятие 9.

  1. Приветствие.
  2. Игра «Дождик», игра «Четыре стихии».
  3. Повторение всех упражнений на расслабление.
  4. Дыхание на расслабление. Релаксация «Гора успеха».
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Занятие 10.

  1. Приветствие.
  2. Игра «Дождик», игра «Буратино», игра «Три хлопка».
  3. Повторение всех упражнений на расслабление. (Здесь важно, чтобы на каждое расслабление ведущими были дети по очереди).
  4. Дыхание на расслабление. Релаксация «Гора успеха».
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Этап 3

Цель: формирование регуляторных механизмов деятельности в целом, включая регуляцию речевой активности, произвольного внимания, запоминания.

Занятие 11.

  1. Приветствие.

«Здравствуйте ребята. Давайте начнем наше занятие, как всегда, с улыбки. Молодцы. Сегодня к нам на занятие пришла кукла Синеглазка, давайте ей расскажем, чему вы научились в школе, на наших занятиях, что вы вообще умеете делать».

Игра «Я умею». Дети передают куклу по кругу, смотрят ей в лицо и говорят «Я умею…)

В конце игры психолог подводит резюме.

  1. Разогрев. Упражнения «Дождик», «Необычный счет» (до 5).
  2. «Гимнастика по команде».
  3. Релаксация.
  4. Рефлексия занятия.
  5. Прощание.

Занятие 12.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. Упражнения «Четыре стихии», «Броуновское движение».
  3. «Необычный счет» (повторение до 5, потом усложняется до 7).
  4. «Лишний стул».
  5. Релаксация.
  6. Рефлексия занятия.
  7. Прощание.

Занятие 13.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. Упражнение «Три хлопка». Упражнение «Броуновское
    движение».
  1. «Необычный счет» (изменить условия), «Театр Кабуки».
  2. Игра «Бабочка села на…» (игра с мячом).
  1. Релаксация.
  2. Рефлексия занятия.
  3. Прощание.

Занятие 14.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. «Поменялись местами, кто…»
  3. «Театр Кабуки», «Колпак мой треугольный».
  4. Игра «Жмурки».
  5. Релаксация.
  6. Рефлексия занятия.
  7. Прощание.

Этап 4

Цель: развитие собственной эмоциональной регуляции.

Занятие 15.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. «Лишний стул». Упражнение «Фотоаппарат» (ведущий -ребенок поворачивается спиной к ребятам и отвечает на их вопросы: «Кто во что одет?», «Какая прическа?» и т.д.).
  3. «Колпак мой треугольный», «Насос и мяч».
  4. Игра «Жмурки».
  5. Релаксация.
  6. Рефлексия занятия.
  7. Прощание.

Занятие 16.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. «Два клоуна», «Гимнастика для лица».
  3. Упражнение «Найди свою команду» (дети получают по кусочкуот-крытки. Они должны найти свою команду и сложить открытку). Резюме. Упражнение «Собери открытку» (дети остаются в своих командах, каждый ребенок получает разрезанную открытку. По команде собирают). Дальше психолог перепутывает открытки, и дети снова должны собрать.
  4. Упражнения «Упражнения по кругу», «Броуновское движение».
  5. Релаксация.
  6. Рефлексия занятия.
  7. Прощание.

Занятие 17.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. «Два клоуна», «Гимнастика для лица».
  1. «Собираем мозаику» – две команды собирают мозаику-пазлы. После обсуждения резюме.
  2. Разучивание песенки «Бабушка купила…»
  3. Релаксация.
  4. Рефлексия занятия.
  5. Прощание.

Занятие 18.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. Передаем, друг другу мяч со словами, которые говорят:
  • о внешности человека;
  • о характере человека;
  • о настроении человека.
  1. Упражнение «Внешность и характер». Детям предлагается выбрать игрушку и описать ее внешность, предположить, какой у нее характер.
  2. Игра «Марионетка».
  3. «Знакомство с эмоциями». Детям демонстрируют лица с эмоциями. Они должны предположить, что за эмоция, и изобразить ее. «Собери лицо» -детям предлагают собрать разрезанное лицо и сказать, что это за эмоция. Бывает ли такая у них? Когда?
  4. «Тренируем эмоции». Нахмурились, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнулись, как кот на солнце; как хитрая лиса. Разозлились, как ребенок, которого обидели; как два барана на мосту; как человек, которого ударили.
  5. Поем песенку «Бабушка купила …»
  6. Рефлексия.
  7. Прощание.

Занятие 19.

  1. Приветствие.
  1. Разогрев. «Гимнастика для лица». Резюме. (С каким выражением лица вам удобнее? Почему?)
  2. Упражнение «Определи эмоции». Нарисованы лица: грустные, веселые, испуганные, злые. Инструкция: зачеркните все злые, веселые -подчеркните желтым карандашом, грустные – синим, испуганные – зеленым.
  3. Этюд «Утро». Вы выглянули в окно, солнышко ярко светит. Вы сощурились, солнышко спряталось за тучу – вам грустно. Опять выглянуло -поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из под руки. Улыбнитесь солнышку, а потом друг другу-
  4. Игра «Щепки в реке».
  5. Хоровод (поем песенку из к/ф Золушка «Встаньте, дети, встаньте в круг…»).
  6. Рефлексия.
  7. Прощание.

Занятие 20.

  1. Приветствие.
  2. Разогрев. Упражнение «Разминка для лица».
  3. Упражнение «Определи эмоции». Красным – радость; желтым -удивление; синим – грусть; черным – испуг.
  4. Игра «Расколдуй девочку».
  5. Релаксация. «Путешествие в волшебный лес».
  6. Упражнение «Доброе дело».

(Детям предлагают украсить лесную поляну цветами. Им выдаются цветы из белой бумаги, и дети расставляют их пальчиками.) Резюме.

  1. Рефлексия

Прощание. Хоровод (песня из к/ф «Золушка»).

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Общая структура занятий:

Этап 1. Теоретические уроки.

Этап 2. Практические занятия на тренажере.

Этап 3. Контроль за дыханием (через 3-4 месяца).

Общая структура теоретических занятий:

  1. Приветствие. Цель: настрой детей на работу, создание положительной мотивации для усвоения программы диафрагмального дыхания по Сметанкину.
  2. Создание проблемной ситуации. Цель: активизация мотивации учащихся на заботу о своем здоровье.
  3. Объяснение нового материала. Цель: углубить знания учащихся о своем организме.
  4. Рефлексия. Цель: осознание особенностей своего организма.
  5. Прощание. Цель: создать ощущение завершенности.

Этап 1

Цель: заинтересовать детей в укреплении своего здоровья с помощью диафрагмального дыхания.

Занятие 1.

Тема: «Страна Здоровей-ка».

  1. Приветствие. Дети сидят полукругом.

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Надежда Ивановна, я буду у вас проводить уроки здоровья. На этих уроках мы с вами будем учиться познавать себя. Ребята, как вы думаете, при каких условиях можно познать себя?(Ответы ребят.) «Молодцы, умнички! Необходимы знания! Вот на наших уроках мы и будем учиться быть здоровыми всегда!»

  1. Создание проблемной ситуации.

«Как вы думаете, что такое здоровье?» (Ответы ребят.) «Правильно, ребята, – здоровье это ум, сила, здоровье – это самое большое богатство, это красота! Если нет здоровья, нет счастья! Молодцы! Вы справились с заданием».

  1. Объяснение нового материала. «Ребята, сейчас мы с вами отправимся в страну Здоровей-ку! Но что же необходимо каждому путешественнику?» (Ответы ребят) «Правильно, карта».

(Демонстрация «Карты человеческого тела». Учитель дает пояснение к слайду.

«Что же мешает нам быть здоровыми?» На доске слова, и дети должны выбрать то, что, по их мнению, мешает быть здоровым.

«Хорошо ли быть ленивыми?» (Ответы ребят.) «Почему?» (Ответы ребят.) «Поднимите руки, кто из вас хочет быть здоровым? Что же надо человеку для здоровья?» (Ответы ребят.)

«Я вам помогу: человек должен питаться. За свою жизнь он съедает 50 тонн пищи. Взрослый человек может обходиться без пищи 30—40 дней, а без воды 1-2 недели. Правильное питание – это поддержание организма в полном порядке. Наше здоровье зависит от того, что мы едим.

Послушайте сказку: «Жил был царь. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда… Какая беда случилась с царевной?» (Ответы ребят.) Мне понравились все ваши советы, очень хорошо, что вы решили накормить ее молочной кашей – это гораздо полезнее, чем сладости. Царевна выздоровела.

А сейчас давайте задержим дыхание. Долго мы продержались? А почему? (Ответы детей.)

Нос очищает воздух от микробов и согревает в холодную погоду. Вот как важно дышать через нос.

  1. Рефлексия.

Закрепление материала в беседе.

«На следующем уроке мы продолжим путешествие и узнаем, что происходит при дыхании в нашем организме, и о том, что такое правильное дыхание. А сейчас давайте нарисуем, как мы представляем свое здоровье, и оформим выставку».

  1. Прощание.

В кругу, встали, взялись за руки и улыбнулись друг другу. До свидания.

Занятие 2.

Тема: Мир дыхания. 1. Приветствие.

«Здравствуйте, ребята, вы готовы продолжить путешествие по нашему организму? Но прежде чем мы отправимся в путешествие, мы посмотрим нашу выставку «Здоровье». Замечательная получилась выставка! Вы все очень постарались!»

  1. Создание проблемной ситуации.

«Ребята, что представляет собой сердце? Давайте послушаем сердце своего соседа? Кто-нибудь из вас может рассказать, как оно работает?» (Ответы ребят.)

  1. Объяснение нового материала.

«Прислушайтесь, и вы услышите звук своего сердца. Сердце очень трудолюбиво, и оно работает, как моторчик. Сто тысяч раз в день произносит оно свое “тук-тук”. В Японии выпущена пластинка с записью этой песни, и если малыш не спит, ему включают ее, и малыш засыпает через несколько минут.

А какой сосед у сердца? (Ответы учащихся.) Правильно это легкие. Они помогают нам дышать».

Учитель объясняет механизм дыхания. «Ребята, а что в это время происходит с грудной клеткой?» (Ответы ребят.) «Молодцы! Сами легкие не могут это сделать и им помогают межреберные мышцы и диафрагма». Дети отыскивают у себя диафрагму и прослеживают, как она меняет свое положение.

«Возьмите в руки зеркало и сделайте на него выдох. Что вы увидели?» (Ответы учащихся.) «Правильно, оно запотело, т.к. в выдыхаемом воздухе есть пары воды. Зеркало – это предмет обратной связи, в нем мы видим свое состояние: радость, грусть и внешний вид. Сердце и легкие – это соседи, а соседи должны жить дружно, помогать друг другу. Наши сердце и легкие всегда могут помочь друг другу?» (Ответы учащихся.) «Правильно, не всегда, это зависит от нашего состояния. Когда нам страшно, мы очень устали, когда мы сердимся, боимся отвечать урок. А вы хотите научиться помогать работать сердцу и легким вместе, согласованно? Для этого мы должны овладеть с вами секретом правильного дыхания. И сегодня я вам расскажу секрет правильного дыхания, который открыли мудрецы много лет назад».

Обучение дыханию животом.

Дети пробуют дышать. «Понравилось вам дышать?»

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

Расскажите дома родителям о секрете диафрагмального дыхания. В кругу взялись за руки, улыбнулись друг другу- До свидания.

Занятие 3.

Тема: Учимся правильно дышать.

  1. Приветствие. «Здравствуйте, ребята, сегодня мы обобщим полученные знания о дыхании и начнем свой урок с разгадывания викторины».
  2. Создание проблемной ситуации. Детям предлагается викторина «Это волшебное дыхание».
  3. Объяснение нового материала.

«А сегодня мы будем учиться дыханию по методике А.А. Сметанкина. А сейчас давайте покажем, как надо дышать животом. Молодцы! Вот как у вас надуваются и сдуваются животики, как будто воздушные шарики. Во время дыхания в организм поступает воздух, из которого в легких изымается кислород и разносится к клеточкам нашего организма. Ученые во главе с А.А. Сметанкиным изобрели приборы, которые помогут нам увидеть, и услышать работу нашего организма, и научиться им управлять».

Демонстрация программы на тренажере «Дыхание», чтобы дети наглядно увидели, чем они будут заниматься.

«Посмотрите, сердце на вдохе работает быстро. А на выдохе медленнее. Оно отдыхает. Выдох – это отдых для организма. Давайте мы с вами сейчас поиграем, чтобы выяснить, когда человек себя чувствует комфортно».

Игры на расслабление.

«В каком состоянии, ребята, вам было комфортнее: в напряженном или расслабленном?» (Ответы учащихся.)

Повторение дыхания животом.

Далее учащиеся учатся пользоваться карабинами, датчиками. Сначала работают в парах, а затем самостоятельно закрепляют навыки.

Учитель подводит итоги. Говорит о необходимости диафрагмального дыхания, несущего здоровье и красоту.

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

Общая структура практических занятий:

  1. Приветствие. Цель: настрой детей на работу, создание положительной мотивации и положительного эмоционального настроя.
  2. «Разогрев». Цель: активизация психических процессов, снятие напряжения.
  3. Работа на тренажере. Цель: овладение навыками диафрагмального дыхания.
  4. Рефлексия. Цель: осознание способов саморегуляции.
  5. Прощание. Цель: создать ощущение завершенности и фиточай.

Этап 2

Цель: формирование навыков диафрагмального дыхания.

Занятие 4.

  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Бабушка из Бразилии».
  2. «Разогрев». Игра «Водолазы».
  3. Работа на тренажере. Сюжет «Столбик».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание
  6. Занятие 5.
  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Бабушка из Бразилии».
  2. «Разогрев». Работа с тренажерами для рук и ног.
  1. Работа на тренажере. Сюжет «Закрась забор».
  2. Рефлексия.
  3. Прощание.

Занятие 6.

  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Комплименты».
  2. «Разогрев». Упражнение «Снеговики». Упражнение «Свечки».
  3. Работа на тренажере. Сюжет «Окно».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание

Занятие 7.

  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Комплименты».
  2. «Разогрев». Игра «Четыре стихии».
  3. Работа на тренажере. Сюжет «Бабочка».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание и фиточай.

Занятие 8.

  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Подарок другу».
  2. «Разогрев». Игра с выражением эмоций «Отзеркаливание». Упражнение «Свечка».
  3. Работа на тренажере. Сюжет «Кораблик».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Занятие 9.

  1. Приветствие. Игра-энергизатор «Подарок другу».
  2. «Разогрев». Упражнение «Буратино». Игра «Капитаны».
  3. Работа на тренажере. Сюжет «Пчела».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание

Занятие 10.

  1. Приветствие. Игра «Повтори».
  2. «Разогрев». Игра «Капитаны». Упражнение «Снеговики».
  3. Работа на тренажере. Сюжеты «Бабочка», «Забор», «Пчела».
  4. Рефлексия.
  5. Прощание

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для более эффективной работы школьный психолог и специалист БОС проводят родительские собрания перед началом курса и по его завершении, экскурсии в кабинет БОС для родителей, а также проводят консультативную работу в течение всего курса.

 

 

ПРОЦЕСС ОТБОРА ГРУППЫ ДЕТЕЙ

С 16.09 по 30.09 проводится диагностика детей:

  1. Школьная мотивация, (анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация»).
  2. Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Уровень тревожности младших школьников»).
  1. Произвольность общения, самоконтроль.

По результатам диагностики формируются группы. Группа от 6 до 8 человек. Совместно с классными руководителями и воспитателями ГПД составляется расписание занятий, которое утверждается директором школы и доводится до родителей первоклассников.

После прохождения первоклассниками курса по формированию самоконтроля учащиеся начинают курс по формированию навыков диафраг-мального дыхания.

Данная программа заканчивается в мае, после чего проводится мониторинг уровня тревожности, самоконтроля, мотивации и уровень ДАС.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологической разгрузки и БОС.

Приложение 1

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

  1. Анкета Лускановой Н.Г. «Школьная мотивация».

Оценить уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты:

№ п/п Вопросы Да Не знаю Нет
1 Тебе нравится в школе или не очень?

 

 

2 Утром, когда ты просыпаешься, ты с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4 Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
5 Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7 Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8 Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9 У тебя в классе много друзей?
10 Тебе нравятся твои одноклассники?

Хороший уровень – 25-30 баллов. Средний уровень – 24-20 баллов. Внешняя мотивация – 19-15 баллов. Низкий уровень – 14-10 баллов. Дезадаптация – ниже 10 баллов.

  1. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Экспериментальный материал – 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, дается инструкция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются названия лиц. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания можно зафиксировать в специальном протоколе.

Образец протокола

 

Имя:____________Возраст______________Дата___________

Рисунок Высказывание Выбор:

веселое/грустное тггицо

  1. Игра с младшими детьми
2. Ребенок и мать с младенцем
3. Объект агрессии
4. Одевание
5. Игра со старшими детьми
6. Укладывание спать в одиночестве
7. Умывание
8. Выговор
9. Игнорирование
  1. Агрессивность
  1. Собирание игрушек
  1. Изоляция
  1. Ребенок с родителями
  1. Еда в одиночестве

 

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально | негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ= Число эмоционально негативных выборов

14

В зависимости от уровня ИТ дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

  1. Тесты для изучения произвольного поведения.

3.1 Тест «Домик».

Ребенку дается чистый лист бумаги и карандаш, а затем просят его внимательно посмотреть на образец и постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листочке бумаги. Далее сказать: «Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно».

Когда ребенок закончит задание, предложите ему проверить, все ли у него верно. Если он найдет неточности в своей работе, он может их исправить.

Для оценки используются показатели:

  1. точность воспроизведения рисунка;
  2. сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей;
  3. правильное изображение элементов рисунка.

Оценивают работу по числу ошибок:

0 баллов – без ошибок (хороший уровень, норма для 6-7 лет).

1-2 балла – 1-2 ошибки (средний уровень).

4 балла – более 4 ошибок (низкий уровень).

3.2. Тест «Палочки и крестики».

Подготовьте для ребенка тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут.

 

l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l+l

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  1. писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце;
  2. переходить на другую строчку только после знака «-»;
  3. нельзя писать на полях;
  4. каждый знак нужно писать в каждой клеточке;
  5. соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Признаком высокого уровня развития самоконтроля у ребенка является точное выполнение задания, без отвлечений, когда он сам находит и исправляет ошибки, старается ставить знаки аккуратно, не спешит скорее закончить работу, а пытается проверить написанное.

3.3. Тест «Да и нет».

Ребенку предлагается поиграть в игру. Далее сообщаются правила: «Я буду задавать тебе вопросы, ты можешь отвечать на них, как хочешь, но нельзя говорить “Да” или “Нет”».

Когда вы убедились, что ребенок понял правила игры, задавайте ему вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
  3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
  4. Ты любишь гулять?
  5. Ты хочешь учиться?
  6. Ты любишь болеть?
  7. Коровы летают?
  8. Едят ли кирпичи?
  9. Твоя мама играет в куклы?
  10. Мел белый?

Оценка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимают только слова «да» и «нет». Хороший результат для ребенка 6-7 лет, если он не делает более 2 ошибок.

Приложение 2

Перечень и описание коррекционно-развивающих игр,

этюдов и упражнений, используемых в программе

по развитию саморегуляции

  1. Броуновское движение.
  2. Бабочка села на…
  3. Бабушка из Бразилии.
  4. Буратино.
  1. Водолазы.
  2. Веселая зарядка.
  3. Внешность и характер.
  4. Гимнастика по команде.
  5. Гимнастика для лица.
  6. Дождик.
  7. Два клоуна.
  8. Доброе дело
  9. Жмурки.
  10. Зазеркалье (Отзеркаливание).
  11. Знакомство с эмоциями.
  12. Капитаны
  13. Колпак мой треугольный.
  14. Комплимент.
  15. Кораблик.
  16. Лишний стул.
  17. Марионетка.
  18. Море волнуется.
  19. Необычный счет.
  1. Насос и мяч.
  2. Определи эмоции.
  3. Повтори.
  1. Подарок другу.
  2. Поменялись местами, кто…
  3. Расколдуй девочку.
  4. Срисуй кораблик.
  5. Снеговик.
  6. Свечка.
  7. Собери открытку.
  8. Собери лицо.
  9. Тренировка эмоций.
  10. Театр Кабуки.
  11. Три хлопка.
  12. Утро.
  13. Четыре стихии.
  14. Щепки в реке.

 

  1. Броуновское движение.

Ход игры: Детям предлагают представить, что они – легкие молекулы, которые движутся в пространстве и не сталкиваются друг с другом. Ведущий называет цифру, и дети быстро должны соединиться в количестве названной цифры.

  1. Бабочка села на…

Дети стоят в кругу, и им предлагается вспомнить и назвать любой цветок. Назвав свой цветок, ребенок передает по кругу мяч.

Ход игры: Ребятам предлагается представить, что они цветы, а мяч -это бабочка, которая летает с цветка на цветок. Ребенок, у которого мяч, говорит: «Бабочка села на (и называет свой цветок), посидела, посидела и полетела на (называет цветок и бросает мяч тому ребенку, кто назвался соответствующим цветком)».

  1. Бабушка из Бразилии.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, – которые сопровождаются фразами: «у меня есть бабушка в Бразилии», «у нее вот такая нога», «у нее вот такая рука и голова набок», «она прыгает и кричит: “Я, самая красивая бабушка на свете!”»

  1. Буратино.

Под счет взрослого ребенок поднимает обе руки вверх, затем сгибает в локтях по прямой линии к ушам, вновь распрямляет руки в локтях, затем возвращает руки в исходное положение. Выполнение задания должно проходить по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается психологом. Далее психолог организует следование программе и контрольные действия. Следующим этапом может быть выполнение задания только по речевой инструкции. Заключительным этапом можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию задания.

Усложнение: добавляем руки вперед, в стороны, вверх, вперед, в стороны, вниз.

  1. Водолазы.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Ход игры: Ведущий объявляет: «Мы все водолазы, мы идем по кругу, и я считаю: 1, 2, 3 и т.д. Если вы слышите цифру 3, то приседаете (погрузились в воду водолазы), если я не произношу цифру 3, то мы идем по кругу».

Когда дети хорошо усвоят правила игры, ведущим назначаются дети по очереди.

  1. Веселая зарядка.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в страну игрушек. Но для начала назовите вашу любимую игрушку. (Дети по очереди называют свою игрушку.)

А сейчас каждый из вас будет своей любимой игрушкой. Изобразите мне свою игрушку. А теперь проверим, чья игрушка быстрее бегает. Побежим наперегонки от стены к стене. А теперь – чья игрушка выше прыгает?

Ну что ж, вы хорошо изображаете свои игрушки, поедем тогда в страну игрушек. Встанем паровозиком и поедем. (Дети берут друг друга за талии и идут по кругу.)

Упр. 1. Руки раскрытыми ладонями приставим к вискам наподобие больших ушей, наклоняем голову вправо и влево, вперед.

– Дети это, кто? (Правильно, Чебурашка.)

Упр. 2. Вытянем руки в стороны, прямые, ровные, напряженные: «у-у-у». Что это? Конечно, самолет. Полетели. (Ведущий гудением задает и изменяет темп.) А теперь на посадку.

Упр. 3. А это что за игрушка? Руки в замок, пальцы переплетены, делаем волнообразные движения. Сплетаются, распрямляются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка. Через эту веревочку можно скакать. Что это? Конечно скакалка! Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на двух – в разном темпе.

Упр. 4. А теперь мы Ваньки-встаньки. Руки прижаты к телу по бокам. Все тело напрягли и не шевелимся, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону. А теперь покачаемся вперед-назад. (В парах: дети и Ваньки. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Меняются ролями.)

Упр. 5. Посмотрим, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вверх-вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы воздушные шарики. Полетели! Ветер закружил шарики, мы вращаемся! Летим! Ветер стих, и мы опустились на землю.

А теперь, ребята, нам пора домой, сели в поезд и поехали. Вот мы и дома.

  1. Внешность и характер.

Детям предлагается выбрать игрушку, описать ее внешность и предположить какой у нее характер.

  1. Гимнастика по команде.

Дети становятся по росту. Им предлагают рассчитаться на первый -второй. Первые номера делают два шага вперед. Водящий дает устную инструкцию, как делать упражнение. Например: руки в стороны; руки вверх и присесть; правую руку вверх, а левую в сторону; ноги на ширине плеч, руки вверх.

Когда дети поймут правила, то ведущим может быть и ребенок.

  1. Гимнастика для лица.

Учимся выражать эмоции. «Ребята, вы веселые клоуны. Ребята, вы грустные клоуны. Вы гордые королеве. Вы обиженные дети. Вы злые и грозные львы. Вы трусливые зайчата (и т.д.)».

С каким выражением лица вам было удобнее?

  1. Дождик.

Детям дается следующая инструкция: «Сейчас мы с вами превратимся в тучу – ноги на ширине плеч, руки над головой полукругом, щеки надуты.

Начинает капать дождик, кап-кап-кап-кап – в это время сдуваем щеки и на каждое «кап» руки постепенно опускаем. Дождик становится все сильнее. Кап-кап-кап-кап… – дети начинают прыгать под темп счета, который меняется от медленного к быстрому, от быстрого в медленный. Дождик закончился, выглянуло солнышко – улыбаемся. (Можно повторить 3-4 раза.) Дети вместе с ведущим проговаривают слова «кап-кап-кап…», стараясь попасть в темп.

  1. 11. Два клоуна.

Дети стоят по кругу. «Ребята, представьте, что вы попали в цирк. На арене два клоуна, мы их будем изображать. Веселый клоун – дети улыбаются, смеются, корчат смешные рожицы. Грустный клоун – дети опускают плечи, грустные, изображают плачь». (Чередуем веселого клоуна и грустного клоуна, 3-4 раза.)

  1. Доброе дело.

Детям предлагают украсить лесную поляну цветами. Можно предложить, макая в краску пальчики, нарисовать цветы на общем листе ватмана, а можно так же пальчиками раскрасить готовые, не раскрашенные цветы и прикрепить их к общему ватману.

  1. Жмурки.

Ход игры: Все дети стоят в кругу, а игрок-кот – в середине круга с завязанными глазами. Все хором поют:

– Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. (Заранее оговаривается игровое поле, за которое нельзя выходить.)

  1. Зеркало.

Ход игры: Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.

  1. Знакомство с эмоциями.

Детям демонстрируются карточки, на них изображены лица с разными эмоциями. Дети должны предположить, что это за эмоция и изобразить ее. Высказать после свои чувства.

  1. Капитаны.

Дети становятся полукругом. Ведущий подает команды, сопровождая их словом «капитаны». Если ведущий подал команду, не сопроводив словом «капитаны», то участники не должны выполнять команду. Те дети, которые выполнили команду без сопровождения словом «капитаны», выбывают из игры.

  1. Колпак мой треугольный.

С детьми разучиваются слова и движения. Слова «колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак».

Колпак – руки над головой, в виде колпака, мой – рукой дотрагиваемся до груди, треугольный – из рук перед собой делаем треугольник.

Постепенно эти слова заменяем движениями.

  1. Комплимент.

Все участники встают в круг и, передавая мяч по кругу, говорят соседу комплимент.

  1. Кораблик.

Детям предлагают представить: «Мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги на ширину плеч и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной:

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаешь,

А другую расслабляешь».

  1. Лишний стул.

Ход игры: По кругу расставляются стулья в количестве меньше на одного игрока. Пока играет музыка, дети бегают вокруг стульев. Музыка замолкает, и дети должны сесть. Кому не досталось стула, выбывает из игры и уносит с собой стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один стул и один игрок.

  1. 21. Море волнуется.

Ход игры: Ведущий говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (в это время дети изображают в произвольном порядке волны). Морская фигура, на месте замри (дети стоят не двигаясь).

Можно повторять 4-5 раз.

  1. Марионетка.

а) Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердыми, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они стали дере
вянными.

б) Напрягите ноги и колени, пройдите так. Ваше тело деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсть.

в) А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабьте мускулы.

(Можно помассировать одной рукой другую. Затем кончиками пальцев помассировать лицо.)

  1. Необычный счет.

Ведущий считает до 5 (до 7) и сопровождает счет простыми действиями. Дети вместе с ним считают и выполняют под счет эти действия. Например:

  1. – руки на коленях;
  2. – хлопок в ладоши;
  3. – правая рука на коленку;
  4. – левая рука на коленку;
  5. – топнуть правой ногой.

Можно считать вразнобой, можно в обратном порядке, и дети должны называть цифру и выполнять это движение.

  1. Насос и мяч.

Играют в парах. Один – большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

«Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. «Мяч» надут, товарищ выдергивает из «мяча» шланг насоса. Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш-ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

  1. Определи эмоции.

На листе нарисованы лица: грустные, веселые, испуганные, злые, удивленные.

Дается инструкция: «Зачеркни все злые, веселые подчеркни желтым карандашом, грустные – синим, испуганные – зеленым». После того, как дети выполнят задание, спросить: «Какие лица остались?»

  1. Повтори.

Дети идут по кругу, и кто-то показывает упражнение, все идут за ним и повторяют. По хлопку взрослого упражнение придумывает и показывает следом идущий ребенок, все должны быстро перестроиться и выполнять новое упражнение.

  1. Подарок другу.

Участники становятся полукругом, ведущий подает карандаш стоящему слева и говорит: «Я дарю себе собачку!». Стоящий слева спрашивает: «Кого?». Ведущий повторяет: «Собачку». Игрок передает карандаш с теми словами, что произносил ведущий. А тот игрок, который берет карандаш, задает вопрос и этот вопрос должен дойти до ведущего. Ведущий отвечает, ответ повторяют игроки, которые стоят до участника с подарком, по очереди. Так до конца полукругом.

  1. Поменяемся местами.

Дети сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Поменялись местами те… (называет какую-то характеристику)». У кого это есть, меняются местами. Например: «Поменялись местами те, у кого длинные волосы».

  1. Расколдуй девочку.

Психолог: «Ребята, жила-была девочка. Она была очень жизнерадостная, добрая и отзывчивая. И все окружающие люди очень любили ее. Этому очень завидовала одна злая фея. И вот фея решила заколдовать девочку и забрала себе ее приветливое выражение лица.

Давайте расколдуем девочку».

Шаг 1. Злая фея взамен доброго выражения лица отдала девочке свое выражение. Какое выражение лица стало у девочки? (Злое, сердитое.)

Изобразите злость на своем лице, а с помощью карточек у девочки.

Шаг 2. Увидев себя в зеркале, девочка испугалась. (Далее то же, что в 1-м шаге.)

Шаг 3. Девочка загрустила при воспоминании о своей улыбке (То же, что в 1 шаге.)

Шаг 4. Вдруг девочка заметила, что ее лицо может меняться, она удивилась (См шаг 1.)

Шаг 5. Девочка обрадовалась, значит, она не останется навсегда со злым лицом. И ее лицо стало опять веселым. (См. шаг 1.)

И теперь у девочки всегда доброе, веселое, приветливое выражение лица. А злая фея превратилась в добрую, ведь зло не может быть приветливым.

  1. Срисуй кораблик.

«Ребята, сегодня мы с вами отправимся в плаванье. А на чем мы поплывем? Лучше всего путешествовать по морям на корабле. Сейчас вы получите изображение кораблика, постарайтесь как можно точнее перерисовать его к себе в альбом». После того, как дети закончат работу, нужно обратить их внимание на то, что их кораблики все очень похожи.

«Сейчас будет звучать музыка, а вы за это время раскрасьте кораблик и представьте, куда он плывет и зачем», ц,

После дети показывают свои кораблики и рассказывают, куда они держат путь.

  1. Снеговик.

«Ребята, пришла зима и дети вылепили снеговиков». Ребята принимают позу снеговика, ноги на ширине плеч, руки над головой полукругом. «В мороз снеговики крепкие, твердые (дети напрягают мышцы). Пришла весна, и снеговики начали таять (дети постепенно расслабляют мышцы, приседают, руки опускают, и они висят, как тряпочки). Солнышко пригревает, и снеговик превратился в теплую лужу (дети ложатся на ковер и представляют, что они – теплая лужа)». Можно повторять упражнение 3-4 раза.

  1. Свечки.

Ребята стоят в кругу. Психолог: «Мы с вами свечки на торте (дети стоят ноги вместе, руки над головой в виде свечки), свечка горит и постепенно тает (дети опускают руки, приседают, делают это очень медленно). Ну вот, остался один огарок в подсвечнике (дети сидят на корточках). Можно повторять упражнение 3-4 раза.

  1. Собери открытку.

Дети получают по кусочку открытки. Они должны найти свою команду и сложить открытку.

Дети остаются в своих командах, каждый ребенок получает разрезанную картинку. По команде взрослого собирают.

Дальше взрослый перепутывает картинки, и дети должны снова собрать.

  1. Собери лицо.

Детям предлагают собрать разрезанное лицо и сказать, какую эмоцию оно выражает. Бывает ли у них такая эмоция? Когда или в какой ситуации?

  1. Тренировка эмоций.

Детям предлагают изобразить на своем лице: «Нахмуриться, как осенняя туча. Рассерженный человек. Злая волшебница. Улыбнулись, как кот лежащий на солнце. Улыбнулись, как хитрая лиса. Разозлились, как ребенок, которого обидели. Разозлились, как два барана на мосту. Разозлились, как человек, которого ударили. Развеселились, как ученик, получивший хорошую отметку».

  1. Театр Кабуки.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс.

Самурай: делает движение взмаха саблей.

Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед.

Инструкция: принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона, дракон съедает принцессу.

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По 1 очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

  1. Три хлопка.

Детям дается следующая инструкция: «Когда я хлопну один раз, вы стоите на месте. Когда хлопну два раза, вы прыгаете на месте. Когда хлопну три раза – бегаете по кругу».

  1. Фотоаппарат.

Водящий ребенок поворачивается спиной к ребятам и отвечает на их вопросы о внешнем виде друг друга. Например: «Какая на мне кофта? Какая у Лены прическа? Какая у меня юбка?».

  1. Четыре стихии.

Детям предлагается выполнять разные движения на определенные слова.

Огонь – руки вверх и машем ими, изображая огонь.

Вода – руки вперед и изображаем плеск воды.

Земля – садимся на корточки.

Воздух – руки вверх.

Когда дети запомнят движения, то произносим название стихий вразброс, можно путать детей, произнося одну стихию, а показывая другую.

  1. Щепки в реке.

Дети делают коридор – это река. Водящий закрывает глаза и идет по этому коридору – он щепка. Игроки направляют его движение руками, подбадривают его. Каждый ребенок должен побывать в роли щепки.

Перечень и описание упражнений на расслабление мышц

  1. Расслабление мышц рук.
  2. Расслабление мышц ног.
  3. Расслабление корпуса тела.
  4. Расслабление мышц живота и шеи.
  1. Расслабление мышц рук.

Упражнение «Кулачки». Психолог: «Ребята, сожмите руки в кулачки покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Неприятно, руки устали, перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало». (Повторить упражнение 3-4 раза.)

А теперь усложним задание: на вдох – кулачки сжимаем, на выдох -распрямляем пальчики. (Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Олени». Психолог: «Представим себе, что мы олени, (поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот какие рога у оленя! Напрягите руки, как рога у оленя (психолог проверяет степень напряжения мышц каждого ребенка). Трудно держать руки. Уроните руки на колени. Расслабили руки. Отдыхаем. Делаем вдох -выдох». (Повторяем упражнение 3-4 раза.)

  1. Расслабление мышц ног.

Упражнение «Пружинки». «Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол (психолог показывает движения). Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Вдох – выдох» (2 раза).

Дети приподнимают носки, пятки прижаты к полу.

Упражнение «Загораем». Психолог: «Представьте себе, что ваши ноги загорают (психолог показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись (психолог проверяет у каждого напряжение мышц ног). Опускаем ноги. Повторим упражнение. Вдох – выдох». (Повторяем упражнение 3-4 раза.)

  1. Расслабление корпуса тела.

Упражнение «Штанга». Психолог: «Сегодня будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу (руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Спокойно делаем вдох и выдох». (Повторяем упражнение 3-4 раза.)

  1. Расслабление мышц живота и шеи.

Упражнение «Шарик». Психолог: «Представьте, что мы надуваем шарик. Положите руку на живот. Делаем вдох носом и при этом надуваем животик.

Делаем выдох ртом, очень медленно, и животик стал мягким.

Делаем упражнение и контролируем животик рукой. При этом плечи не должны подниматься».

Упражнение «Любопытная Варвара». Психолог: «Медленно поворачиваем голову вправо, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Легко дышим. Теперь поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Вернулись в исходное положение. Отдыхаем. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Вернулись в исходное положение. Медленно опустите голову вниз. Напрягите мышцы шеи сзади. Выпрямились. Шея расслаблена. Делаем вдох – выдох». (Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Перечень и описание используемых текстов для релаксации

  1. Водопад.
  2. Гора успеха.
  3. Волшебный сон.
  4. Путешествие в волшебный лес.
  5. Шум моря.
  1. Водопад.

(Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.)

Выполняется под музыку А. Вивальди «Времена года».

«Закрой глаза и представь себе, что ты находишься под небольшим

водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж.

Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой

бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать твое

тело и уноситься прочь».

  1. Гора успеха.

«Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох, еще вдох и выдох, вдох и выдох. Вам хорошо и спокойно, ваши руки и ноги расслаблены, голова опущена на грудь. Представьте, что у вас под ногами круг из белого света, он теплый и приятный. От этого круга ведет тропинка, вы идете по ней, вам хорошо и спокойно. Перед вами гора. Посмотрите, какая она? Вы обходите ее вокруг. Посмотрите внимательно на нее. И вот вы на вершине этой горы. Вы глубоко дышите, вам легко дышится, и с каждым вдохом ваше тело наполняется силой. Ваша голова светлая, чистая, ваше тело все наполнилось свежестью. Вы хорошо учитесь. У вас хорошее здоровье, у вас отличное настроение, вы радуетесь миру. Постойте еще на этой горе. Я буду считать до пяти, когда я скажу «5», вы откроете глаза. Один, два, три, четыре, пять».

  1. Волшебный сон.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!

  1. Путешествие в волшебный лес.

(Выполняется сидя или лежа под музыку «Звуки леса».)

«Сядьте (лягте) удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев и цветов.

Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно.

Сохраните это ощущение до следующего занятия».

  1. Шум моря.

(Выполняется под музыку «Шум моря».)

Сядьте удобно, закройте глаза. Ваши руки наполняются теплом, ноги становятся тяжелыми, голова опущена на грудь, все тело расслаблено.

(Включается музыка.)

Представьте, что вы на берегу моря. Волны тихо плещутся у ваших ног, где-то вдали летают чайки, небо голубое, светит теплое солнце. Вам хорошо и спокойно.

Дышим глубоко и ровно и слушаем шум моря. Представляем себе это море.

Вода уносит все ваши неудачи, обиды, ссоры, болезни. А солнце дарит вам хорошее настроение, крепкое здоровье, радость, удачу.

Я буду считать от 1 до 10, и когда я скажу «10» вы откроете глаза и будете отдохнувшими и радостными.

10, 9, 8, 7, 6,5,4, 3, 2,1 – открыли глаза. Сделали глубокий вдох – выдох».

Литература

  1. Баль Л.В., Ветров В.В. Букварь здоровья, издательство «Дрофа», 2002.
  1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
  3. Е-41. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (12-е изд.) / Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Ильин Е.П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: Наука, 1978.
  5. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье» / Ппд, общей редакцией А.А.. Смкячыюялъ -Ъ’Г1Ъ,’2МЦк.

 

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт СМ. Обучение жизненно выжным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: издательство «Образование – Культура», 2002.
  1. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г.Хрипковой; отв. ред. В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1981.
  2. Мухина В.С. Детская психология. – СПб., 1992.
  1. Немов Р.С. Психология: – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Психология образования.
  2. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО «Этрол», 000 «ИКТЦ “ЛАДА”», 2005.
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
  5. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекци-онные программы. – М., 1993.
  9. Сметанкин А.А. Учитель здоровья. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2003.
  1. Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: Дельта, 1998.
  3. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровья» для школы первой ступени), 2-е изд. – СПб: изд. Петроградский и К, 1995.
  5. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. – СПб, 1996.

 


Педагог-психолог России