автор: Ахметова Наталья Викторовна
учитель – логопед МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №28”
Индивидуальная коррекционная программа по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно и красиво»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 28»
П. ВОСТОК КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 28 Е. С. Пинчук ____________ Приказ № _____от ______2018 г. |
Индивидуальная коррекционная программа
(ИКП)
по
коррекции звукопроизношения
«Говорим правильно и красиво»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала:
Ахметова Наталья Викторовна
учитель – логопед
высшая квалификационная категория
п. Восток
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР и ФФНР). Причин такого роста много: не все дети посещают дошкольные учреждения, поступают в детский сад только в подготовительную группу. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, пропускают занятия с логопедом, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе, рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей и т.д.
Другая проблема – в уже существующих методических материалах: педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.
Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения.
Для создания новой индивидуальной программы были проанализированы:
– Методическое пособие «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая (3 издание исправленное и дополненное).
– “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
– “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
– ”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;
– “Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой;
– Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» Ткаченко Т.А.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях Дошкольной Образовательной Организации (ДОО).
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения звукопроизношения, способствующая к успешной адаптации в учебной деятельности, формирование у детей правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.
Основные задачи:
– создать условия для формирования правильного звукопроизношения;
– формировать правильное произношение фонем;
– учить различать оппозиционные фонемы;
– коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация;;
– развитие артикуляционной моторики;
– формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;
– развитие пространственно-временных представлений;
– совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
– формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности. Развитие навыков связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
– развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивое внимание, наблюдательность к языковым явлениям, способности к запоминанию и переключению, навыки и приёмы самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения;
– формирование полноценных умений и навыков;
– совершенствование мелкой моторики;
– воспитание любви к речи, к родному языку.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с программами дошкольного образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта детей.
Индивидуальная коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения процесса работы, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения:
– практические;
– наглядно-демонстрационные;
– игровые;
– словесные;
– методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности);
− учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
– комплексности с точки зрения развития речи дошкольников (система занятий построена на межпредметных связях);
– опора на сохранное звено (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности);
– учет закономерностей нормального хода речевого развития;
– личностно-ориентированный подход;
– дифференцированный подход (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка);
– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
– практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребёнка.
Курс коррекционной работы рассчитан на 8 месяцев (с 15 сентября – по 15 мая).
Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счёт отсутствия или слабой работы со стороны родителей воспитанников.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать:
- учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
- поэтапность. В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
- учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
- взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
- формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
- степенью выраженности дефекта;
- возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
- психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
- особенностями эмоционально-волевой сферы;
- влиянием микросоциального окружения;
- сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
- реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы;
- профессионализмом логопеда;
- уровнем развития логопедии как науки.
Организация работы по программе
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отбираются дети, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения и стёртую дизартрию.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная.
Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка. Индивидуальные занятия проводятся 2 -3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:
- Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
- Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
- Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый ребёнку.
- Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Доступно формулировать инструкцию заданий.
- Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
- Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные и комбинированные занятия).
- Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
- Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
10.Постоянно звуковой анализ и синтез.
- Развитие словаря и грамматического строя речи.
- Развитие связной речи по нарастающей сложности.
Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование, наглядные методы. Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей дошкольного возраста.
Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются следующие компоненты:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение и закрепление нового материала.
- Работа над звукопроизношением (характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам), анализом и синтезом.
- Физминутка.
- Лексико-грамматические задания.
- Графомоторные упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Обобщение изучаемого материала, подведение итогов.
- Рефлексия.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится на несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития ребёнка.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- Исследование неречевых психических функций ребёнка;
- Сбор анамнестических данных;
- Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия;
- консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
- отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
- по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
- с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
- смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука – переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
- статические:
– «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
- динамические:
- для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
- для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
- для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
- для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
- Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол» и др.
- Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
- Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С`,З`
- шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
- соноры Л, Л’
- соноры Р, Р`
- Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
- Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости – мягкости; по звонкости – глухости; по месту образования; по способу образования.
- Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:
– беседа;
– ролевая игра;
– дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
– чтение скороговорок;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Требования к уровню подготовки детей
(предполагаемый результат):
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в дошкольной образовательной организации, к концу прохождения программы дети должы:
– чисто произносить все звуки речи;
– пользоваться этими звуками в речи;
– вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
– различать оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;
– овладеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза, выделять ударный слог;
– овладеть навыками построения связного высказывания.
Методы отслеживания результативности:
– наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;
– открытые просмотры, утренники, развлечения, конкурсы, занятия в группах на основе пройденного материала;
– обсуждение с детьми результатов деятельности;
– беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
– оценка динамики работы с логопатами;
– количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Перспективное планирование работы с ребёнком страдающим
Фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка | I этап
Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. |
Диагностика (по Афонькиной Ю.А., Волковой Г.А., Фотековой Т.А. или другие…) |
Формирование артикуляторной базы | II этап
Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. |
Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
Постановка звуков | III этап
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. |
Составляется из правильно произносимых звуков |
Продолжение постановки звука, отработка звука | IV этап
Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный анализ и синтез слов. |
Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л’, если ребенок не произносит р, р’, то и они) |
Дифференциация звуков сходных по звучанию | V этап
Дифференциация изучеых и поставленных раннее звуков. |
Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. |
Тематическое планирование логопедических занятий
для группы ФНР и ФФНР: нарушение звукопроизношения
*** Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребенка.
Недели | Занятия | Темы коррекционно- развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы | Программное содержание коррекционно-развивающей работы | |||||
Сентябрь | |||||||||
I | Фронтальное обследование
|
||||||||
II | |||||||||
1 этап (диагностический)
|
|||||||||
III | 1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи.
Воспроизведение звуко- слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи
|
|||||||
2 | .
Логопедическое заключение.
|
||||||||
II этап (подготовительный)
|
|||||||||
IV | 3 | Развитие внимания. | Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы» | Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям. | |||||
4 | Развитие операций сравнения и вывода.
|
Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары» | Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей. | ||||||
Октябрь | |||||||||
I | 5 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | |||||
6 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | ||||||
II | 7 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | |||||
8 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | ||||||
III этап (постановка звука) | |||||||||
III | 9 | Постановка звука (по подражанию) | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
|
|||||
10 | Постановка звука
(по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
|
||||||
IV | 11 | Постановка звука
(по подражанию) |
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
|
|||||
12 | Постановка звука (механическим или смешанным способом) | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | ||||||
Ноябрь
IV этап (автоматизация звука) |
|||||||||
I | 13 | Закрепление звука (изолировано) | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука |
Учить детеребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
14 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | ||||||
II | 15 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука |
Учить ребёнка следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
16 | Закрепление звука в слогах и словах | Пальчиковая гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах |
Учить ребёнка контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | ||||||
III | 17 | Закрепление звука в слогах и словах | Пальчиковая гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах |
Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. | |||||
18 | Закрепление звука в словах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в слогах |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия | ||||||
IV | 19 | Закрепление звука в словах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в слогах |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия | |||||
20 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях. |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту | ||||||
Декабрь | |||||||||
I | 21 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях. |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту | |||||
22 | Закрепление звука в предложениях | Игры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в предложениях |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту | ||||||
II | 23 | Закрепление звука в чистоговорках | Игры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в чистоговорках |
Учить ребёнка контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах | |||||
24 | Составление предложений с использованием изучаемого звука | Пальчиковая гимнастика
Составление предложений. Проговаривание составленных предложений |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность. | ||||||
III | 25 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
26 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | ||||||
IV | 27 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговорках |
Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
28 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать | ||||||
Январь | |||||||||
I | Каникулы | ||||||||
II | |||||||||
III | 29 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком. |
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать | |||||
V этап (дифференциация звука) | |||||||||
30 | Игры на развитие речеслухового анализатора | Пальчиковая гимнастика
Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» |
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. | ||||||
IV | 31 | Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. | Пальчиковая гимнастика
Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» |
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. | |||||
32 | Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в словах. |
Мимическая гимнастика.
Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» |
Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. | ||||||
Февраль | |||||||||
I | 33 | Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в предложениях. |
Пальчиковая гимнастика.
Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянный звук» |
Учить ребёнка составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук | |||||
34 | Дифференциация звуков
[…., ….´] в фразовой речи |
Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы. |
Учить ребёнка составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. | ||||||
II | 35 | Дифференциация звуков
[…., ….´](изучаемые) в фразовой речи |
Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы. |
Учить ребёнка составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. | |||||
36 | Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках |
Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить ребёнка контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. | ||||||
III | 37 | Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках |
Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить ребёнка контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. | |||||
IV | 38 | Повторение изученного.
Подведение итогов. |
Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора | Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи. |
Учебно – методические средства обучения:
-
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 1999.
- Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. – М., 1998.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998.
- Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”.
- Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.” 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1980.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2