автор: Бабичева Лиана Равилевна

Воспитатель МАДОУ Детский сад № 84

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами нетрадиционного рисования

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами нетрадиционного рисования

 

Процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования будут более эффективными том случае, если:

  1. изобразительная деятельность детей будет включаться в образовательный процесс ДОО и семьи;
  2. создание в ДОО и семье предметно-развивающей среды;
  3. активное взаимодействие педагогов и родителей.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, развивающая предметно – пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.  Функция воспитателя  – создать разнообразную предметно-развивающую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

В.С. Воскресенкая выделяет такие этапы создания предметно-развивающей среды, как:

1) создание такой среды является сочетание центров среды в группах. Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, уровню развития детей.

2) информированность среды. Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде дошкольного учреждения создается  руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

3) вариативность материала. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

 Таким образом, предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно – развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично – ориентированного взаимодействия.

Для того чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества нужно обратить внимание на условия его оформления и оснащения:  

  • расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;   
  • использование детского дизайна в оформлении;  
  • наличие игрового персонажа;  
  • изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;   
  • оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;   
  • работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);  
  • работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);   
  • различная техника изобразительного творчества (образцы);  
  • развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры); 
  • знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);  
  • жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика         с учётом возраста детей;   
  • образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);  
  • уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);  
  • наличие технологических карт, схем последовательности рисования,  лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики;  
  • наличие перспективных планов с обеспечением интеграции и преемственности содержания.

   В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

            Но для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

Осознанность значимости воспитательного потенциала семьи и учреждения дошкольного образования в разностороннем развитии личности ребенка обусловили необходимость интеграции усилий педагогов и родителей в процессе их взаимодействия.

                Особенно важно то, что сотрудничество в системе «педагог-родитель» рассматривается, как высший уровень взаимодействия, характеризующийся:

– взаимопознанием – объективностью знаний личностных особенностей, интересов, увлечений, стремлением лучше понять и узнать друг друга;

– взаимопониманием – пониманием общей цели взаимодействия, единства задач, адекватностью оценок и самооценок, совпадением установок на совместную деятельность;

– взаимоотношениями – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность всех субъектов взаимодействия;

– взаимными действиями – осуществлением постоянных контактов, активностью участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу.

– взаимовлиянием – способностью приходить к согласию по спорным вопросам, учетом мнения друг друга при организации работы, действенностью обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; восприятием воспитанниками своих родителей и педагога как примера для подражания.

Репродуктивный уровень взаимодействия педагогов и родителей характеризуется:

– наличием представления о взаимодействии в целом и желанием направлять свои усилия в данном направлении;

– проявлением у субъектов взаимодействия работоспособности, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми психолого-педагогическими знаниями и педагогическими умениями;

– осознанием важности и необходимости взаимодействия для решения возникающих в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Индифферентный уровень взаимодействия характеризуется:

-отсутствием взаимопонимания между педагогами и родителями, ярко выраженным отрицательным отношением к взаимодействию;

-слабым владением методами и приемами семейного воспитания;

-несформированностью системы знаний, умений, необходимых для взаимодействия;

-проявлением у субъектов образовательного процесса явно недостаточной активности к совместной деятельности;

-преимущественно стереотипным подходом субъектов образовательного процесса друг к другу.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. В воспитании детей многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Педагоги дошкольного учреждения должны являться инициаторами сотрудничества с семьей, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог осознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

      Инициатива в установлении взаимодействие с семьей,  квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность.

В содержании психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы художественно-эстетического воспитания ребенка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства»). Советы и рекомендации должны быть конкретными.

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым, что могло бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо открыть дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, родительских собраниях и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Привлечение родителей, других членов к образовательной работе детского необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно говорят, так прекрасно рисуют. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек, им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. Итак, решение задачи сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.  Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая дошкольным учреждением. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами нетрадиционного рисования

 

Процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования будут более эффективными том случае, если:

  1. изобразительная деятельность детей будет включаться в образовательный процесс ДОО и семьи;
  2. создание в ДОО и семье предметно-развивающей среды;
  3. активное взаимодействие педагогов и родителей.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, развивающая предметно – пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.  Функция воспитателя  – создать разнообразную предметно-развивающую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

В.С. Воскресенкая выделяет такие этапы создания предметно-развивающей среды, как:

1) создание такой среды является сочетание центров среды в группах. Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, уровню развития детей.

2) информированность среды. Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде дошкольного учреждения создается  руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

3) вариативность материала. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

 Таким образом, предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно – развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично – ориентированного взаимодействия.

Для того чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества нужно обратить внимание на условия его оформления и оснащения:  

  • расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;   
  • использование детского дизайна в оформлении;  
  • наличие игрового персонажа;  
  • изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;   
  • оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;   
  • работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);  
  • работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);   
  • различная техника изобразительного творчества (образцы);  
  • развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры); 
  • знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);  
  • жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика         с учётом возраста детей;   
  • образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);  
  • уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);  
  • наличие технологических карт, схем последовательности рисования,  лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики;  
  • наличие перспективных планов с обеспечением интеграции и преемственности содержания.

   В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

            Но для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

Осознанность значимости воспитательного потенциала семьи и учреждения дошкольного образования в разностороннем развитии личности ребенка обусловили необходимость интеграции усилий педагогов и родителей в процессе их взаимодействия.

                Особенно важно то, что сотрудничество в системе «педагог-родитель» рассматривается, как высший уровень взаимодействия, характеризующийся:

– взаимопознанием – объективностью знаний личностных особенностей, интересов, увлечений, стремлением лучше понять и узнать друг друга;

– взаимопониманием – пониманием общей цели взаимодействия, единства задач, адекватностью оценок и самооценок, совпадением установок на совместную деятельность;

– взаимоотношениями – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность всех субъектов взаимодействия;

– взаимными действиями – осуществлением постоянных контактов, активностью участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу.

– взаимовлиянием – способностью приходить к согласию по спорным вопросам, учетом мнения друг друга при организации работы, действенностью обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; восприятием воспитанниками своих родителей и педагога как примера для подражания.

Репродуктивный уровень взаимодействия педагогов и родителей характеризуется:

– наличием представления о взаимодействии в целом и желанием направлять свои усилия в данном направлении;

– проявлением у субъектов взаимодействия работоспособности, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми психолого-педагогическими знаниями и педагогическими умениями;

– осознанием важности и необходимости взаимодействия для решения возникающих в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Индифферентный уровень взаимодействия характеризуется:

-отсутствием взаимопонимания между педагогами и родителями, ярко выраженным отрицательным отношением к взаимодействию;

-слабым владением методами и приемами семейного воспитания;

-несформированностью системы знаний, умений, необходимых для взаимодействия;

-проявлением у субъектов образовательного процесса явно недостаточной активности к совместной деятельности;

-преимущественно стереотипным подходом субъектов образовательного процесса друг к другу.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. В воспитании детей многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Педагоги дошкольного учреждения должны являться инициаторами сотрудничества с семьей, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог осознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

      Инициатива в установлении взаимодействие с семьей,  квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность.

В содержании психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы художественно-эстетического воспитания ребенка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства»). Советы и рекомендации должны быть конкретными.

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым, что могло бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо открыть дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, родительских собраниях и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Привлечение родителей, других членов к образовательной работе детского необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно говорят, так прекрасно рисуют. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек, им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. Итак, решение задачи сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.  Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая дошкольным учреждением. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами нетрадиционного рисования