автор: Бажинова Алена Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Добрый день, уважаемые коллеги-конкурсанты.
Я, Бажинова Алена Алексеевна – учитель начальных классов. Окончила Южный федеральный университет по специальности учитель начальных классов.
Моя педагогическая деятельность составляет более 4 лет. В данное время работаю в общеобразовательной школе №2 станицы Новопокровской Новопокровского района. (слайд 1)
Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. В руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.
Поэтому, передо мной, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? (слайд 2)Где искать резервы? (слайд 3)Как формировать личность? (слайд 4) Как перестроить работу, чтобы привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем. (слайд 5)
На мой взгляд, быть современным учителем – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.
На своих уроках я создаю условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. (слайд 6)Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам начальных классов в форме игры легко усваивать учебный материал. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале. Уроки с применением ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам.
(слайд 7)Профессия педагога не терпит застоя, однообразия, бездеятельности. В работе я стараюсь следовать следующим правилам:
- Все, что я ни делаю, я делаю добросовестно.
- Если делать надо, я выполняю непременно.
- Накапливаю педагогический опыт.
(слайд 8)
Мой педагогический опыт – это сумма качеств: целеустремленность + ответственность + желание повышать свой потенциал + потребность созидать + активность.
Одна из главных задач учителя начальной школы – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. (слайд 9)
Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения. (слайд 10)
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и применяли эти знания в решении разнообразных проблем. И здесь я не могла обойтись без технологии системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях.
Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
(слайд 11)Расшифрую их:
– искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
– думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию,
– сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
– приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу;
– адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Какие же технологии системно – деятельностного подхода использую я на своих уроках в начальной школе?
- Технологии проблемного обучения(слайд 12)
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему. Мотивация может быть как в начале урока, так и на любом другом этапе урока.
Игровые технологии применяю в различных формах: урок-игра, урок-путешествие, викторины.
- Технологии дифференцированного обучения(слайд 13)
Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы.
Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Такие формы работы применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе.
- Технология эвристического обучения(слайд 14)
Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а они открывают их сами, в процессе исследования и приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.
- Информационно-коммуникационные технологии(слайд 15)
Информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества. В своей работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
- Здоровьесберегающие технологии(слайд 16)
Данные технологии присутствуют в моей практике на уроках, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Считаю, что эффективность обучения непосредственно зависит от того, видит ли учитель успехи своих учеников, способствует ли их достижению. Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее.
Завершить своё выступление хотелось бы словами писателя, педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника — картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…»