автор: Белугина Елена Трофимовна

Учитель русского языка и литературы Сургутский естественно-научный лицей

Методическая разработка

Автор подборки:

Белугина Елена Трофимовна, учитель русского языка и литературы Сургутского естественно-научного лицея

 

Тема сценария: Образ матери в литературе, в мировом изобразительном искусстве.

Разделы: Внеклассная работа Классное руководство

Цели мероприятия:

  • Воспитание  чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине;
  • Сплочение коллектива учащихся и родителей;
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Знакомство с шедеврами мирового художественного  и изобразительного искусства.

Задачи :

  • формирование доброго отношения к жизни, желания творить добро;
  • воспитывать внимательность, заботливость, уважительное отношение к матери;
  • помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга;
  • показать на примерах семейного воспитания роль матери в жизни человека;
  • развивать творческие  способности детей;
  • познакомить учащихся с профессией экскурсовода

Форма проведения: дружеская встреча с  родителями в актовом зале.

Место проведения: актовый зал.

Приглашенные: родители.

Время: 1 ч. 30 мин.

Оборудование, оформление, наглядность:

  • оформление зала в соответствии с темой мероприятия;
  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр;
  • микрофоны;
  • выставка детских плакатов, фотографии , рисунков, посвященных празднику “День Матери”.

Аннотация праздника:

Тема материнства – одна из древних тем в мировой культуре.К образу Девы Марии, родившей и воспитавшей Спасителя, обращались многократно самые  разные художники

Сценарий составлен по материалам Интернет.

 

ВЕЧНЫЙ  СВЕТОЧ  МАТЕРИНСТВА.

 

Вед 1

Добрый день, дорогие гости!

Мы рады приветствовать вас на нашем празднике

Вед 2

Для всех времён, для всех веков. 

Для каждого он очень важный – 

И выразить порой не хватит слов. 

День матери – День всех любимых, 

День первозданной красоты. 

Он во всём неповторимый, 

Ему обязан жизнью ты. 

Вед 1 (мальчик)

И опустись ты на колени, 

И руки матери согрей. 

Избавь её от огорчений, 

Она нам в жизни всех милей. 

Ты говори почаще: «мама» – 

На сердце будет ей теплей. 
И в этот День – прекрасный самый – 

Чтец  1
Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин  –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей – то уж добра не занимать),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

И с тех пор живет она в веках,

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете мерится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках!

Вед 2

Сегодняшний  праздник-вернисаж  познакомит нас с образом Богоматери в  искусстве.

Вед 1

Рождение новой жизни  – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери

Всегда окружено благоговением.

Вед 2

Тема материнства – одна из древних тем в мировой культуре.

К образу Девы Марии, родившей и воспитавшей Спасителя, обращались многократно самые  разные художники.

Вед1

Среди них Леонардо да Винчи- итальянский живописец и ученый, живший во второй половине 15 века. О нем так пишет русский писатель Дмитрий Мережковский:

Чтец 2

О, Винчи, ты во всем- единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростью змеиной

Твой страшный  лик запечатлен!

…Пророк, иль демон, иль кудесник,

Загадку вечную храня,

О Леонардо, ты предвестник

Еще неведомого дня.

Муз.

Чтец3

Образ Мадонны (так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев. Перед вами одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике– маслом. Это «Мадонна с цветком», написанная во Флоренции в 1472 году.

Всмотритесь в нее. Все просто и ясно. Но ведь и сложно. Мастер не использует ярких тонов: полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. Мягкими переливами света и тени создается объемность изображения.

Чтец 4

Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка-мать и мудрое дитя воплощают радость бытия и красоту познания.

Леонардо создал живой и обаятельный образ Мадонны. Перед нами молодая мать, одетая и причесанная по моде 15 века.  В этом и есть воплощение прелести и поэзии материнства.

Чтец 5

Интересна судьба этой картины. Сначала она находилась в Италии (до 17 века), а затем пропала, потом была приобретена русским купцом Сапожниковым у бродячего музыканта. Она была совершенно испорчена поздними записями. Позже попала в собрание петербургского архитектора Николая Бенуа

Чтец 6

Вспоминаются знаменитые строки А.Пушкина…

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые,  с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Картина гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

В 1912 году «Мадонна Бенуа» (под таким названием она известна сейчас) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.

Чтец 7

А вот этот волнующий материнский образ, созданный  Леонардо да Винчи, называется «Мадонна с младенцем», его иногда называют «Мадонна Литта» (1490). Что мы видим на этой картине?

Живописец стремится к обобщению образа. Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена  прекрасная молодая женщина, кормящая грудью ребенка.

Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые вьющиеся волосы младенца.

Чтец 8

Взгляд его, не по-детски серьезный и внимательный, устремлен на зрителя, На картине сочные тона  голубого платья и красного плаща Марии. Живой и гибкий силуэт Марии вписан между окон, отчего композиция приобретает завершенность.

Чтец 9

Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.

В прохладных залах Эрмитажа,

Среди героев и дриад,

На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд.

Остановившегося кадра

Переливая нежный цвет,

Сияет – кистью Леонардо

Векам завещанный портрет.

Была ль та женщина земная

Простой моделью для него,

Иль, краски легкие втирая,

Он видел в смертной   божество,-

Не все ль равно? Она когда-то

Не с райских кущ к нему сошла

В лучах умбрийского заката

С чистейшей ясностью чела

Чтец 10

И вот, ничем не знаменита,

Ткача иль медника жена,

Живет теперь Мадонна Литта

В лазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,

Она пленила столько глаз,

И вечный светоч материнства,

Зажженный ею, не угас.

Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.

Чтец 11

Рафаэль. Рафаэль Санти, его современники прозвали «мадоньеро», значит изображающий мадонн. Он неустанно стремился к свету и совершенству, он был мечтателем и  стремился изобразить на своих полотнах прославление любви и жертвенности, как высшей цели существования.

(на фоне музыки)

Римские Мадонны Рафаэля – величественные владычицы, воплощающие добро и красоту, они смягчают человеческие сердца. Моделью художнику служила прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря.

«Чтец 12

Сикстинская Мадонна», написанная в 1515-1519 году, по заказу монастыря экспонируется в Дрезденской галерее. Перед нами не просто Божественная мать с Божественным младенцем, но чудо явления Царицы Небесной, несущего своего Сына, как искупительную жертву, Взгляд Матери устремлен вперед, словно она  провидит и крестный путь Иисуса и свое страдание. Легко ступает она по облакам, ее облик поражает любовью и строгим величием.

Чтец 13

Так писал о ней Алексей Константинови ч  Толстой

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед  – и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Музыка

Чтец  14

А вот древнерусские мастера создавали не картины,  изображающие Богоматерь, а иконы,

Икона не портрет, но символический образ, выполненный по строгому канону (уставу). Некоторые иконы – истинные шедевры. Одна из них – главная святыня земли Русской – «Богоматерь Владимирская», икона начала 12 века.

 

Чтец 15

Художник Игорь Грабарь писал, что в образе «Владимирской» запечатлена «несравненная, чудесная, извечная песнь материнства – нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку»

Вглядимся в священный образ. Младенец Иисус, сидящий на правой руке матери, прикоснулся округлым личиком к ее щеке. Глаза ребенка устремлены к Марии, она скорбно смотрит вдаль. Левой рукой придерживая сына, она словно пытается защитить его от уготованной участи. Тонкие уста ее сомкнуты, в уголках губ таится горечь.

Чтец 16

Вот как пишет о «Владимирской Богоматери» Максимилиан Волошин

А Она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Это древнейшее изображение Богоматери связано с именем евангелиста Луки, а список (то есть копия иконы) создан в начале 12 в неизвестным византийским мастером. Икона была послана в дар князю Юрию Долгорукому, позже его сын, Андрей Боголюбский, перенес ее во Владимир, откуда и пошло ее название.

Чтец 17

…Страшная история России

Вся прошла перед Твоим лицом.

Согласно легенде, при подходе к Москве Тамерлан вдруг однажды ночью внезапно повернул войска на юг. Накануне этого дня вся Москва вышла за стены Кремля с иконой Владимирской Божьей Матери, моля о заступничестве, и совершила с ней крестный ход вокруг столицы.

Чтец (мальчик)

Еще стоял он у Ельца

И думал: «После Куликова

Поход Железного Хромца

Отбить Москва едва ль готова.

И золотой его шатер,
Как будто красноклювый беркут

Над Русью крылья распростер,

И купола у храмов меркнут…»

А в плаче женщин и детей,

Уже отобранных для рабства,

Он слышал музыку степей,

Считая Русь частицей ханства…

Был прав ученый иудей:

В Москве бойцов – такая малость, –

На Куликове тьма людей

И тьма оружия осталась

В крысиные хвосты усов

Железный Хромец усмехнулся.

На одеяле из песцов

В шатре богатом растянулся,

Но снился хану странный сон:

Через леса, через болота

Под древний, колокольный звон

Весь в белом

Приближался кто-то:

«О! Баба сына принесла!

Его легко продам халдеям,

А баба вроде из числа

Княгинь!

Мы ею овладеем…»

Но мальчиков витязем возрос

Сверкая золотом кольчуги,

Над ним копье свое занес,

И хан попятился в испуге…,

Проснулся грозный Тамерлан

И крикнул тьме разноязыкой

Оставить гордый край славян

Непокоривый и великий.

  Музыка

Чтец 18

В конце 19 века в Киеве был возведен величественный собор в память князя Владимира, крестившего Русь Виктор Михайлович Васнецов писал святых с чертами реальных людей, Богоматерь Васнецова прежде всего трагична. Огромные глаза Марии наполнены невыразимой скорбью. Она видит тяжкий путь, который предстоит пройти ее сыну. Держа двумя руками сына, она скорбит и о людях – обо всех, кто должен нести крест нелегкой земной жизни.

В образе Богоматери запечатлена судьба России.

Чтец 19

А вот «мадонны» русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Его «мадонны» – это работницы в ситцевых платьях и пролетарских красных косынках. Перед нами известная картина Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» (1920 год). Петроградская Мадонна прижимает к себе ребенка, стоит на балконе. Позади нее город – улица, дома, написанные чистыми ясными красками. Взгляд матери просветленный и внимательный, в нем чистота,  воля, самоотверженность.

Музыка

На фоне музыки показ. Репродукции современных художников и читаются стихи:

Чтец 20

Эти гордые лбы винчианских Мадонн

Я встречал не однажды

У русских крестьянок,

У рязанских молодок,

Согбенных трудом,

На току молотящих снопы

Спозаранок.

У вихрастых мальчишек,

Что ловят грачей

И несут в рукаве полушубка

Отцова,

Я  видал эти синие звезды очей,

Что глядят с вдохновенных картин Васнецова

Чтец 21

Вглядимся в священный образ. Младенец Иисус, сидящий на правой руке матери, прикоснулся округлым личиком к ее щеке. Глаза ребенка устремлены к Марии, она скорбно смотрит вдаль. Левой рукой придерживая сына, она словно пытается защитить его от уготованной участи. Тонкие уста ее сомкнуты, в уголках губ таится горечь.

Чтец 22

Классическое искусство вечно. Уже более 30 лет здание сургутского  аэровокзала украшает фреска «Мадонна с младенцем».

Специально приглашенные художники из Москвы Светлана и Леонид Полищук, разрабатывая   архитектурный стиль для нового тогда аэровокзала, решили, что аэропорт – это такое место, где расстаются люди, а образ «Мадонны», смотрящей в иллюминатор, дает ощущение покоя и надежности.

Пусть «Мадонна с младенцем» будет символом любви на весь земной шар!».

Чтец 23

Художник прилетел в Сургут всего на сутки: от рассвета до заката он простоял на привокзальной площади, обдумывая образ и идею композиции, после чего обратно улетел в Москву. Через некоторое время проект мозаичной картины был утвержден на культурном совете города.

Панно изготовили и без промедления и  малейших повреждений доставили в Сургут, хотя  вес нескольких мозаичных плит составлял 2 тонны.

Чтец 24

О сургутской Мадонне писали столичные газеты. Но однажды «Мадонна» чуть не пострадала. Это  когда пришла пора реконструировать здание вокзала. Решили вписать старое панно в новые архитектурные формы. Сегодня сохраненная после двух реконструкций  мозаика прочно вошла в историю не только аэропорта, но и всего города.

 

Сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят – тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Чтец 25

Мама – самое дорогое и любимое, что есть в жизни человека.

Русские матери, русские матери,

Сколько в войну сыновей вы утратили.

В горе своем сединой  убеленные,

Над обелисками низко  склоненные,

Русские матери сердцем открытые,

Как не сломились вы, горем убитые,

Светлой зарею взошли над Россиею,

Стали звездой ее негасимою.

Вед 1

Вот и закончилось наше путешествие в мир искусства, воспевающего красоту женщины с ребенком на руках  

Музыка

Вед 2

. Мы  желаем вам пронести через всю жизнь этот свет материнской любви. Передайте его своим детям, а они ответят вам взаимной любовью.

 Чтец :

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки –

Молчанье собственных детей.

 

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

 

Пишите письма Матерям,

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

 

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины,

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

 

Средь суеты и праздных дней

Услышьте,  Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы!

Не забывайте Матерей!

 

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону,

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

 

Методическая разработка