автор: Богданова Рамзия Фагимовна
мастер производственного обучения Государственно автономное профессиональное образовательное учреждение “Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева”
Роль мастера производственного обучения в воспитании и обучении подростков с приемами саморегуляции.
Роль мастера производственного обучения в воспитании и обучении подростков с приемами саморегуляции.
Современному производству нужны рабочие, умеющие решать различные вопросы творчески. Готовые к поиску нестандартных решений., способные постоянно совершенствовать свои знания и умения, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях производства, быть компетентным в любых вопросах : технологии, оборудования, а также экономических и правовых. Только качественное образование на всех уровнях может стать ресурсом устойчивого развития предприятия, общества, его конкурентоспособности.
Каждый человек, достигший определенного возраста, начинает задумываться о своей будущей жизни. Будущая жизнь -это выбор профессии, где будет учиться, где будет жить, где будет работать. Выбор профессии -это самое сложное, но этот выбор придется делать, определяя пути продолжения образования, выбирая учебное заведение. Место работы.
Работодатели как конечные потребители заинтересованы в принятии на работу выпускников . готовых включиться в производственный процесс без переучивания или с минимальной корректировкой профессиональных способностей. Помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования и опытом работы они предъявляют требования непосредственно связанные с проявлением ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, кооперативных, проблемных.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональной самостоятельности и направленности, мотивации к труду формируется в первую очередь в процессе практического обучения. Во время учебы в колледже теоретическая учеба сочетается с практическими занятиями. Завершением учебного процесса является производственная практика, где обучающиеся работают на производственных местах.
Мастера производственного обучения выполняют очень важную роль в воспитании обучающихся. Они формируют профессиональные компетенции у обучающихся, которые предъявляют работодатели при устройстве на основную работу. На уроках учебной и производственной практик мастер имеет возможность глубоко изучить индивидуальные особенности своих воспитанников, их способности, интересы и склонности, а зная обучающихся, он может более точно определить содержание, формы и методы коллективной и индивидуальной работы в группе. Благоприятные условия работы мастера с группой, особенности его педагогической деятельности позволяют успешно обучать и воспитывать будущих квалифицированных рабочих.
Хорошо известно, что планирование является началом любой деятельности, оно помогает рационально распределять имеющиеся силы. Активное участие подростков в планировании деятельности группы вооружает их целым рядом организаторских компетенций, необходимых в будущей жизни и деятельности.
Организуя планирование деятельности актива, мастер учит его и всех обучающихся видеть перспективы работы группы, вооружает их умениями расставить наиболее рационально силы коллектива, учитывая объем и характер намеченной работы в соответствии с конкретными возможностями группы и каждого ее члена, отвечающего за тот или иной участок выполнения плана.
Воспитать у учащихся активную жизненную позицию невозможно, если они сами не работают над совершенствованием своих положительных качеств и над преодолением отрицательных, если они не заботятся о развитии способностей, не прилагают усилий к преодолению трудностей в усвоении знаний, в выработке общих и профессиональных компетенций.
Самовоспитание выступает как результат воспитания, показатель его эффективности, и в то же время оно, сопутствуя воспитанию, является важнейшим условием повышения уровня процесса воспитания вообще и нравственного – в особенности.
Организуя самовоспитание обучающихся, необходимо вооружить их минимумом психолого-педагогических знаний об особенностях мышления, внимания, памяти, о формировании убеждений, о развитии чувств, о выработке навыков, умений и привычек, о воспитании воли и характера и т.д.
Полезно познакомить подростков с известными приемами саморегуляции, раскрыть их значение в самосовершенствовании и в разумной, целесообразной организации поведения.
Напомню суть основных приемов и их значение в регуляции поведения.
Самонаблюдение и ежедневный анализ собственного поведения и поступков помогают установить особенности своего темперамента, увидеть недостатки или положительные стороны воли, привычек, умений вести себя в различных ситуациях и т.д. анализ особенностей и качеств своей личности и поведения поможет наметить программу самовоспитания – решить, что нужно развивать в себе, а от чего необходимо избавиться.
Самоубеждение помогает принять правильное решение, при необходимости выбрать то или иное действие или поступок, взвесить все доводы за и против.
Самовнушение утверждает уверенность в собственных силах –«если могут другие, могу и я». Оно помогает человеку настойчиво преодолевать трудности на пути к поставленной цели. Формула самовнушения – «должен – хочу – могу – есть».
Самоободрение обеспечивает готовность в сложных обстоятельствах « не падать духом», настраиваться на оптимистический лад.
Самоосуждение неразрывно связано с самоанализом. Оно выражает искреннее стремление объективно оценивать свое плохое поведение или недостойный поступок, пережить чувство стыда и угрызения совести, принять твердое решение исправить свои недостатки и в дальнейшем серьезно обдумать, как следует поступать в том или ином случае.
Самозапрещение – готовность делать то , что нужно, а не то , что хочется, умение проявить волю отказаться от соблазнов, когда это мешает делу или противоречит общепринятым нормам морали.
Знание приемов саморегуляции поможет обучающимся сознательно развивать свои положительные качества и преодолевать отрицательные, поможет им выработать умение владеть собой, которое делает человека действительно хозяином своей жизни.
Сегодня одним из актуальных вопросов, который возникает в практической
подготовке будущих специалистов, является адаптация студентов к практической деятельности в процессе профессиональной практики.
В процессе прохождения практики студенты проходят первый период адаптации, ее успешности способствуют:
- Задания, направленные на изучение базы практики, специалистов, работающих там, знакомятся с условиями, нормами и правилами поведения.
- Профессиональные задачи, направленные на формирование ключевых и профессиональных компетенций и.т.п.
- Процессы анализа и самоанализа особенностей формирования профессионально-значимых качеств личности, сформированности у студентов профессиональных компетенций.
В современных условиях меняется содержательная сторона понятия профессиональная адаптация. Если раньше работодатель требовал наличия знаний и умений выпускника в области профессиональной деятельности (в большей степени нужны были исполнительские функции), то сегодня приоритетным является:
– Грамотно решать профессиональные задачи;
– Моделировать будущую профессиональную деятельность (от целеполагания до анализа результатов);
– Принимать решения в нестандартных производственных ситуациях, требующих дополнительных навыков и особых личностных качеств;
– Ставить и добиваться поставленной перед собой цели в профессиональной деятельности, быть лидером.
Именно эти качества по оценкам работодателей сокращают срок адаптации молодых специалистов к исполнению трудовых функций на высоком уровне.
Движущей силой профессиональной адаптации является борьба с трудностями, постоянно
возникающими противоречиями между требованиями колледжа и базы практики, и возможностями студента.
Важную роль играет подготовка студентов к производственной практике на начальном уровне, а это учебная практика в учебных мастерских колледжа, где они учатся пережить чувство страха и неуверенности перед поставленной задачей, принимать решения в нестандартных ситуациях, анализировать результат, работать в коллективе.
В целях анализа и оценки результатов освоения профессиональных модулей
( компетенций) в колледже проводятся различные конкурсы : выполнение домашних творческих работ ( рефераты, презентации и т.д.), кружки технического творчества, где обучающимся предоставляется возможность реализовать свои идеи, принимать активное участие в изобретательской и рационализаторской деятельности, что открывает новые возможности для профессионального становления, духовного и интеллектуального развития в условиях профессионального колледжа, уроки-конкурсы «Профессионального мастерства», где обучающиеся самостоятельно выполняют те или иные виды практических работ по выбранной профессии , проводят самоанализ выполненной работы, разбирают ошибки и пути их устранения, аргументируя предлагаемые им решения. Каждый из участников этого конкурса хочет проявить свои способности, показать свою профессиональную самостоятельность и внести в процесс работы что-то свое.
Проводя уроки-конкурсы мастер производственного обучения мотивирует студентов к самостоятельной работе. Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями, что способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию в целом.
Мастер производственного обучения, приобщая к труду студентов, старается не только увидеть в них что-то особенное, но и помогает им раскрыть свою индивидуальность, неповторимость, креативность, стремится обеспечить условия для формирования творческого мышления , воспитание у обучающихся интереса к выбранной профессии, формирование убеждений приемами саморегуляции, что выявляет и закрепляет личностные качества обучающихся, и в конечном итоге являются необходимыми условиями для подготовки рабочих высокой квалификации.
Таким образом, в ходе учебно-профессиональной деятельности в процессе учебной и производственной практик студент овладевает профессиональными компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, приходят в соответствие профессиональные намерения личности и требования со стороны профессии, т. е. происходит
адаптация к профессиональной деятельности.