автор: Болгова Татьяна Валентиновна
Заместитель директора по дошкольному воспитанию МБОУ Бобровская СОШ №3
Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка
«Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка ».
Автор:
Болгова Татьяна Валентиновна,
Заместитель директора по дошкольному воспитанию
МБОУ Бобровская СОШ №3.
2018
Дошкольный возраст ребенка – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
В Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статья 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», в пунктах 1 и 2 обозначено:
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.
Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, поэтому так важен принцип взаимодействия двух наиболее значимых институтов: ДОУ и семьи.
В Основной образовательной программе дошкольного учреждения в разделе «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», необходимо обозначить, что семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества», прописать, что общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования являются информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной Программе по следующим линиям развития:
- здоровье и физическое развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- социально-личностное развитие;
- художественно – эстетическое.
В пункте «Специфика национальных социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность» основной образовательной программы дошкольного учреждения , указываются, что образовательный уровень родителей находится на разных ступенях и предполагает необходимость индивидуального тесного сотрудничества педагогов с семьёй.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
ДОУ – как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, ДОУ призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Однако, надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители – это “помощники”при ДОУ. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно.
Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями.
В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
И все чаще педагоги сталкиваются с тем, что родители, испытывают различные трудности в воспитании своих детей. Причин этому много, и одна из них – большая загруженность родителей (физическая и эмоциональная), так как много сил у них уходит на финансовое обеспечение семьи. Поэтому им проще ребенка посадить у телевизора или предоставить для его распоряжения большое количество игрушек, которые заменяют родительское общение. Встречаются так же и незрелые родители, которые в должной мере не занимаются воспитанием и развитием своих детей (не понимают важности или не имеют желания). Особенно много трудностей в воспитании испытывают молодые родители, так как жизненный и родительский опыт у них не значительный. Некоторые из них часто бывают, растерянны в ситуациях, когда дети начинают не слушаться, капризничают, что-то настойчиво требуют. И порою взрослому проще уступить ребенку или наказать его, чем попробовать поискать адекватные пути выхода из сложившейся ситуации, понять и принять своего ребенка. Для многих родителей особо сложен период адаптации ребенка в детском саду. Так же много обращений за помощью к психологу и воспитателям бывает от родителей в кризисный период развития ребенка (кризис трех лет). Поэтому так важно проводить работу с родителями, особое внимание, уделяя молодым мамам и папам. Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста.Ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.
Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи сотрудничества с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; их готовность осуществлять коррекцию собственных установок, «транслируемых» малышу.
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития личности ребенка.
Принятый ФГОС ДО снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. За последнее двадцатилетие мир детства (как, впрочем, и мир взрослости) утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Детей приходится учить играть наравне со взрослыми. Поэтому Стандарт создан, в первую очередь, для того, чтобы вернуть ребенку детство. Дети развиваются в игре.
В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.
Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Надо ориентироваться на законы психического и личностного развития ребенка.
Что для ребенка является главным?
Во-первых, центральным новообразованием дошкольного возраста – является воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать.
Во-вторых – эмоций. Эмоции не зря называют центральной психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями. Он учится контролировать свои эмоции, может с их помощью «запускать» какую-то деятельность, а может, наоборот, сдерживать ее начинание. Эмоции постепенно становятся предметом сознания ребенка. Формируется способность сопереживать, он приобретает навык хорошего понимания эмоций другого человека. Эмоции для ребенка дошкольного возраста во многом являются пусковым механизмом. Он может реализовать волевое усилие, он может длительно выполнять монотонную деятельность, если они имеют для него эмоциональную окраску
В-третьих, это общение и взаимодействие. Можно без преувеличения сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения. У ребенка появляются первые симпатии и антипатии, он приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он научается управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению.
Что же надо, чтобы у ребенка это было сформировано? Какие стандарты нужно положить в основу организации дошкольного образования, чтобы обеспечить детям психическое и личностное развитие?
- Необходима тесная связь с семьей ребенка. Без семьи нельзя создать развивающую среду, обеспечивающую формирование надлежащего уровня эмоций, воображения и общения.
- Нужно организовывать спонтанные формы обучения. Конечно, для этого нужно, с одной стороны, хорошо понимать, что интересно тому или иному ребенку, и, с другой стороны, как в это интересное ребенку вписать собственные (общества в целом, и конкретного взрослого, в частности).
- Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.
В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья». Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие“, «партнерство».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению “открытость внутрь” значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем – интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог “заражает” детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Серьезность и. ответственность подготовки.
- Динамичность.
На каждом из этапов взаимодействия педагогов с семьёй можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап – ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог-психолог и воспитатель поддерживают диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом-психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования(по результатам анкет составляется социальный паспорт семей воспитанников),личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Работу с родителями педагоги могут реализовать через традиционные и нетрадиционные формы общения.
Традиционные формы подразделяются на:
– коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы,
-индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому)
– наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки).
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
-Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»). Как показал проведенный опрос, родители малокомпетентны в вопросах психического развития детей.
– Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.Это-Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках., конкурсах. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
-Познавательные (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей). Познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность.
-Наглядно-информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.организация мини-библиотек.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Ими являются информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, памятки, . выпуск стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле.
Перспективными формами работы с родителями являются :
-создание детско-родительских клубов, которые способствуют формированию активной жизненной позиции участников педагогического процесса, укреплению института семьи, передаче родителями опыта в воспитании детей.
Работа клубов способствует:
социально нравственному развитию ребенка как основы формирования личности;
приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий;
использованию новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
оказанию квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
выработке единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье;
активизации и обогащению воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях.
-Создание модели социального партнерства ДОО и семей воспитанников, которая понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Такая модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок – Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными. Для реализации основных концептуальных положений модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты если изменится характер взаимодействия педагогов с родителями. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Педагоги в своей работе могут использовать такие методы изучения семьи, как :
- Целенаправленность, систематичность, плановость;
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- Возрастной характер работы с родителями;
- доброжелательность, открытость.
- Анкетирование;
- наблюдение за ребенком;
- посещение семьи ребенка;
- обследование семьи с помощью проективных методик;
- беседа с ребенком;
- беседа с родителями.
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями. Они расширяют границы ДОО как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети, ведь они являются главным действующим лицо. И для развития ребёнка, раскрытие его личностного потенциала дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка. Родители увидят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успешному развитию его личности , формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
У педагогов ,в свою очередь ,преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей. Совместная работа детского сада с родителями даст положительные результаты в развитии личности ребёнка если:
-будет расти информированность родителей о деятельности детского сада (открытость, отчётность, подведение итогов, поощрение) и воспитательно-образовательной работе с детьми;
– у родителей появится интерес к деятельности ДОУ ;
-изменится стиль общения родителей с детьми, повысится ответственность за воспитание детей;
-изменятся отношения в детском коллективе, станут более доброжелательными, открытыми, снизится уровень тревожности, агрессии;
-повысится психолого-педагогическая компетентность педагогов, умение применить знания в профессиональной деятельности,
– активизируется слаженная работа педагогов для создания благополучного микроклимата в детском саду и индивидуального подхода к каждой семье, построению грамотного
общения с родителями (законными представителями) воспитанников.
Работа по социальному партнерству ДОО и семьи будет наиболее эффективной в рамках развития личности ребёнка если включенность всех участников будет на должном уровне, мероприятия проводиться в системе, без пропусков как педагогов, так и членов семей воспитанников.
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.
- Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2005.
- Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.
- Воспитатели и родители./ Под ред. Л.В. Загик, В.М. Ивановой. М.,1985.
- Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44
- Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.
- Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
- Дошкольное образование: история и современность. Сборник научных статей: В 2-х частях. Часть 1. М., МГПИ, 2003.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007г.
- Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.
- Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:
современные подходы. М.: ГПИ, 2003.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ильин Г.Л. Семейное или общественное воспитание ребенка?//Управление ДОУ. 2005. №3, С. 102
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /
Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. / Науч.ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др.” М., 1997.
- Канаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.56
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
- Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.40.
- Маркова Т. А. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
- Нерода М.В., Тебенева Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2005. №6. С.91
- Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: ИНТОР. 1990.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.
- Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
- Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.
- http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
- http://maam.ru