автор: Борисова Анна Викторовна
педагог дополнительного образования МБОУДО “ДПЦ “Содружество”
«Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».
Управление физической культуры, спорта и
молодежной политики города Калуги
«Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».
Борисовой Анны Викторовны
Объединение студия дизайна
Детско-подростковый клуб «Полет»
Муниципального образовательного учреждения
Дополнительного образования
«Детско-подростковый центр «Содружество»
г. Калуга
2018г.
- Введение.
Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у учеников к специальности «дизайн».
К большому сожалению, школьные предметы: «Художественный труд», «Рисование», «Мировая художественная культура» из–за нехватки времени предполагают лишь обзорное знакомство с историей и современным дизайном. Необходимость разработки связана с отсутствием достаточного количества программ профильного уровня, которые могли бы дополнить учебные предметы в области гуманитарного и художественно – эстетического цикла.
Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, ученики хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.
У многих учеников нашей художественной студии возникают вопросы:
«Куда пойти учиться дальше? Какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером?»
Детям необходимо объяснить, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Однако нет «дизайнера вообще», один человек не может быть хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, одежды и ландшафтном дизайне.
Все мы – современные люди живем в среде «второй природы», созданной фактически искусством и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированными пользователями всего этого сложного мира дизайна: конструкций, предметов, материалов мы должны быть элементарно грамотны, знакомы как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию и проектированию основополагающих элементов.
Первое вводное занятие «Дизайн как средство моделирования предметной среды» знакомит учащихся с многообразием направлений в дизайне, профессиями, где используются дизайнерские навыки, помогает ученикам сделать правильный выбор, поняв свои привязанности и личные возможности.
Наибольший интерес у учеников из всех направлений дизайна вызвал ландшафтный дизайн, который очень востребован в наше время. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической жизни. А также продолжить образование в среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынке труда.
Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся профессиональных навыков в области дизайна и способствует развитию творческих способностей в области ландшафтного проектирования и моделирования. Особенностью представленной работы является гармоничное сочетание ландшафтной графики (2D – макет) и ландшафтного моделирования
(3 – D). Работа над ландшафтным проектом ведется поэтапно: вначале разрабатываются фор – эскизы и выполняется рисунок плана на бумаге (2D), затем по эскизу выполняется сам макет (3D).
Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому я, как педагог, стараюсь, как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать. Направленность нашей студии стремление сформировать в учениках базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей среде, а также навыки коллективной деятельности. Познавательно – творческая деятельность учащихся организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти путь от рождения замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию конкретной работы. При этом основными критериями успешности выполнения задания являются самовыражение, самоутверждение и личные интересы ученика.
При изучении данного материала и выполнении творческих заданий учащиеся изучают творчество известных мастеров современного дизайна (Патрик Блан, Александр Сапелин, Тим Ньюбери и др.), анализируют их работы. Причем изучение основывается на активном изобразительном творчестве детей. Занятия построены таким образом, что после теоретической части предполагается практическая работа как продуктивного характера (создание собственного образа), так и репродуктивного (копирование известных работ по ландшафтному дизайну). Я думаю, что такой творческий подход к изучению современного ландшафтного дизайна позволит каждому ученику найти свой личный смысл и творческий почерк и принесет больше пользы, чем обычный курс с бесконечным количеством мелькающих перед глазами фотографий. Овладение графическим искусствам, техникой рисунка очень важно для будущего дизайнера. Наряду с натурным рисунком важно развивать умение копировать хорошие оригиналы, произведения ландшафтных дизайнеров.
Метод изучения ландшафтного дизайна, построенный на активном художественном творчестве учащихся, способствует развитию гармоничной интеллектуальной личности. В связи со спецификой занятий в студии дизайна обучаются дети с ярко выраженными творческими способностями, поэтому при работе использую индивидуальный подход и создаю условия для реализации креативных возможностей учеников, профессионального развития творческих навыков в области ландшафтного проектирования и моделирования. Студия дизайна работает под девизом «Простор воображению – зеленый свет идеям».
Курс обучения базируется на трех основных разделах:
- «Дизайн как средство моделирования ландшафтной среды». Раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями и профессиями, в которых работают дизайнеры.
- 2. «Основы цветоведения и ландшафтной композиции». Раздел знакомит с основными законами построения композиции, рассматривает гармоничные сочетания цветов в ландшафтной композиции.
- «Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды». Раздел знакомит с основными правилами планировки открытого пространства, составлять план участка, конструировать макет ландшафтной среды.
Разработка заданий по данным разделам:
Каждое задание раздела рассчитано на несколько занятий.
Задание 1.
«Дизайн как средство моделирования среды».
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями, профессиями, выбрать понравившееся направление, учитывая интересы детей.
Задачи:
– сформировать представления о дизайне среды; профессиях, в которых работают дизайнеры;
– приобщать детей и подростков к творческой деятельности;
– развивать творческое мышление и воображение.
Теоретическая часть: занятие проходит в виде лекции, беседы. Для занятий необходимо иметь небольшой блокнот для конспектирования и папку бумаги (формат А4) для изобразительного творчества.
Планирование беседы по вопросам:
- Что такое дизайн?
- Чем занимаются дизайнеры?
- В какой области они работают?
- Какие навыки должен иметь дизайнер?
- С какими материалами работают дизайнеры?
Практическая часть:
- Ответить на вопросы.
- Самостоятельная поисковая работа и аналитическая работа:
– перечислить профессии, где работают дизайнеры;
– сравнить направления дизайна,
– выбрать наиболее интересное;
- Изобразительное творчество.
Выполнить эскиз по выбранному направлению дизайна (в любой художественной технике).
Задание 2.
«Основы цветоведения и композиции».
Цель: познакомить учащихся с основами композиции и цветоведения.
Задачи:
– сформировать представление о природе цвета;
– изучить функциональные задачи цвета, контрастные и нюансные сочетания;
– познакомить с основами построения ландшафтной композиции;
– познакомить с основными типами композиции: симметрия, асимметрия;
– развивать образное мышление.
Теоретическая часть: знакомство с основными, дополнительными цветами, нюансными и контрастными сочетаниями, с правилами построения композиции. Занятие проходит в виде лекции, беседы.
Для занятий необходимо иметь плотную, белую бумагу, гуашь, палитру, кисти.
Практическая часть:
- Составление контрастных и нюансных сочетаний цвета (формат А4);
- Построение линейной композиции (симметрия и асимметрия);
- Выполнение эскиза ландшафтной композиции, по которому будет конструироваться макет (по выбору).
Задание 3.
«Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды».
Цель: познакомить учащихся с основными правилами планировки, конструирования и макетирования ландшафтной среды.
Задачи:
– научить выполнять эскиз садового участка;
– познакомить с последовательностью функционального зонирования (деления участки на различные зоны);
– сформировать представление о ландшафтном макетировании;
– изучить технологию и последовательность выполнения макета;
– развивать творческие способности.
Теоретическая часть: знакомство с работами современных ландшафтных дизайнеров. Беседа о различных стилях и направлениях в дизайне сада, характерных особенностях планировки. Поиск современных декоративных форм и формообразования в композиции.
Для занятий необходимо иметь планшет – основу для макета (формат А1, А2), бумагу различной фактуры, картон, клей ПВА, природные материалы: галька, песок, веточки деревьев различного диаметра, различные виды пластика (упаковка), искусственные растения (в соответствии к размеру макета).
Практическая часть:
- Выбор материалов для макетирования.
- Перенос линейной композиции на основу с заранее выполненного эскиза.
- Моделирование рельефной поверхности моделируемого участка.
- Установка и закрепление основных компонентов ландшафтной композиции.
- Декорирование деталями из различных материалов.
Все ученики студии успешно прошли курс обучения и выполнили творческое задание по ландшафтному проектированию (эскиз) и моделированию (макет).
Работы учеников дизайн студии «Полет»:
- Портенко Людмила 15 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле:
Эскиз – план участка (вид сверху), макет.
– альпийская горка;
– композиция из хвойных растений;
– живая изгородь;
– декоративный фонтан;
– цветник из однолетних растений;
– зона отдыха: скамейка, совмещенная с фонарем;
– декоративное комбинированное мощение.
- Попова Кристина 16 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
– декоративный пруд с насыпным островком;
– зона отдыха: беседка с видом на пруд;
– альпийская горка;
– вертикальное озеленение – шпалера;
– солитерная посадка – вяз;
– декоративные цветники из однолетников;
– живая изгородь.
3.Кривова Светлана 14 лет
Фрагмент парка в регулярном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
– цветники в регулярном стиле;
– рабатки (цветочные полосы вдоль дорожек);
– живые изгороди;
– декоративная отсыпка;
– линейные посадки хвойников;
– симметричные цветочные композиции;
– модульный декоративный фонтан;
– арабески (симметричные орнаменты) из однолетних культур;
– система модульных цветников.
- Кривова Светлана 14 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- декоративное комбинированное мощение;
- модульный цветник из пряных трав;
- живая изгородь;
- зона отдыха: беседка с вертикальным озеленением;
- декоративный пруд отсыпкой гравием;
- солитерная посадка – клен;
- моноцветник – розарий.
- Блинова Софья 12 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
– зона пляжного отдыха; пруд для купания; декоративное мощение;
– Миксбордеры (цветники в ландшафтном стиле); освещение,
– береговая зона с песчаной отсыпкой; живая изгородь.
- Коллективная работа.
Зона пешеходного отдыха.
– декоративные фонтаны;
– цветники в ландшафтном стиле;
– система мощения;
– зона отдыха с беседкой;
– цветочные композиции в нюансной цветовой гамме;
– вертикальное озеленение крыши;
– партерный газон;
– солитерная посадка деревьев.
- Коллективная работа.
Фрагменты парков в регулярном стиле.
- Коллективная работа.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Список литературы:
- С.С. Алексеев. О цвете и красках. – М.: Искусство, 1962.
- Розмари Александер, Карена Бэтстоун. Дизайн сада, профессиональный подход. – М.: Кладезь – Букс, 2006.
- А.М. Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Методическое пособие. – М.: Аирис-пресс, 2009.
- Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев. Занятия в школе дизайна. Волгоград: Учитель, 2010.
- А.В. Грачева. Основы фитодизайна: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007.
- Н.Я. Крижановская. Основы ландшафтного дизайна. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Даниэль Нис. Основы ландшафтного рисунка для дизайнеров. – М.: «Белый город2, 2008.
- Н.В. Сорокина. Декоративное оформление школьного участка. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- О.Б. Сокольская. Ландшафтная архитектура: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.
- В.Б. Устин. Композиция в дизайне. Композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве. Учебное пособие. – М.: Астрель, 2006.
- В.Б. Устин. Художественное проектирование. Учебник. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.