автор: Брынская Альвина Евгеньевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад 40
Конспект открытого занятия Ментальная Арифметика в ДОУ.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: познакомить детей и педагогов с понятием «ментальная арифметика», изучить из чего состоит абакус, дать определение составным частям абакуса.
Оборудование : маленький мяч, абакусы для детей, абакус для воспитателя, стол рабочий, стулья, распечатанные карточки с заданиями,волшебная коробка. Персонаж Мурзилка.
Ход занятия
- Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите мы с вами не одни, к нам на открытое занятие пришли гости, давайте мы с вами их поприветствуем. Здравствуйте уважаемые гости мы рады что вы пришли к нам на открытое занятие. Прежде чем мы начнём наше занятие, давайте мы все вместе поиграем в круг имен и пригласим наших гостей поиграть вместе с нами. Встаньте для этого все в круг.
– Сюрпризный момент:
– Неожиданно кто-то стучится в дверь.(входит Мурзилка с коробкой в руках)
– – Мурзилка :Здравствуйте ребята – я почтальон ,имя моё Мурзилка я к вам пришёл в гости с подарочком, но я вам его не отдам пока вы со мной не по играете в игру которая называется «Имена» Я сейчас начну игру а вы продолжите, я называю своё имя и передаю мяч следующему участнику, первый участник называет свое имя и передает мяч соседу справа. Задача соседа – назвать имя предыдущего участника и свое, затем передать мяч следующему участнику.
– Мурзилка: Спасибо вам ребята за игру мне очень понравилось с вами играть и за это я вам дарю коробочку с подарком, а мне пора
– До свидания детвора.(Мурзилка уходит).
– Ребята что же нам принёс Мурзилка давайте посмотрим (в коробке находятся счёты абакусы, карточки с заданям и деманстрационная карта для воспитателя).
-Здорово! Мы познакомились и теперь можем присаживаться за стол
-Ребята, а вы знаете для чего сегодня здесь собрались? (варианты детей)
-Мы будем с вами учиться быстро считать в уме.
- Знакомство с абакусом
– А поможет нам вот это приспособление (продемонстрировать абакус)
-Кто знает что это такое? (ответы детей)
-А кто мне скажет, на что похож этот предмет (ответы детей, если им сложно, помочь-машинка, массажер и т. д.)
-Молодцы! Вот сколько мы с вами придумали.
-Ребята, открою я вам секрет. Этот предмет конечно же используют иначе.
-Вы когда-нибудь слышали что нибудь про счеты? (ответы детей).
-Что делают на счетах? (ответы детей).
-На чем еще мы можем считать (калькулятор, палочки, пальцы).
-Эти счеты-самый древний калькулятор. Придумали их давным-давно в Китае, и называются они «Абакус», или второе их название «Соробан».
-Давайте повторим все вместе «Абакус»(проговариваем вслух название).
-Давайте посмотрим из чего состоят наши абакусы.
-Наши абакусы состоят из рамки, перекладины, спиц и косточек. Перекладина делит абакус на 2 части: верхнюю и нижнюю.
Давайте посчитаем, сколько косточек находится вверху над перекладиной на каждой спице (по одной, а снизу? (по четыре).
-Ребята, у этих косточек есть название, которое легко запомнить. Нижние косточки называют «земные косточки», потому что находятся ближе к земле, под ногами. Как вы думаете, как называют верхние косточки? (ответы детей). Их называю «Небесные косточки» потому, что находятся ближе к небу.
-Запомните как располагаются земные (снизу) и небесные (сверху) косточки. Это нам нужно для того, чтобы знать как располагать абакус.
-Сейчас мы научимся чистить абакус. Для этого левой рукой держим абакус, а двумя пальчиками правой руки делаем «клювик» и щипаем этим клювиком за перекладину, проведем по ней до конца. Все косточки встали на свои места.
– А сейчас ребята мы попробуем посчитать на абакусе, у вас на столе разложены карточки с заданием от 1 до 10, выбирайте любую карточку, дети выбирают карточки по очереди, выполняются задания с помощью воспитателя. Молодцы ребята.
– А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Выполняется упражнение пальчиков.
- Пальчиковая гимнастика «Кольцо»
- Рефлексия, завершение занятия
5.Выполнения задания по карточкам
-Ментальная арифметика это (счет в уме)
– Давайте вспомним, с каким предметом мы сегодня познакомились? Как он называется? (Абакус)
-Я показываю части абакуса, а вы отвечаете , могут участвовать и наши гости(рамка, спицы, земные косточки, небесные косточки, перекладина). Молодцы!
-Ребята , и уважаемые гости вот и подошло к концу наше открытое занятие. Всем спасибо за внимание и До свидания!