автор: Брынская Альвина Евгеньевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад 40

Конспект открытого занятия Ментальная Арифметика в ДОУ.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ «МЕНТАЛЬНАЯ  АРИФМЕТИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель: познакомить детей и педагогов с понятием «ментальная арифметика», изучить из чего состоит абакус, дать определение составным частям абакуса.

Оборудование : маленький мяч,  абакусы для детей, абакус для воспитателя, стол рабочий, стулья, распечатанные карточки с заданиями,волшебная коробка. Персонаж  Мурзилка.

Ход занятия

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите мы с вами не одни, к нам на открытое занятие пришли гости, давайте мы с вами их поприветствуем. Здравствуйте уважаемые гости  мы рады что  вы пришли  к нам на открытое занятие. Прежде чем мы начнём наше  занятие, давайте мы все вместе поиграем в круг имен  и пригласим наших гостей поиграть вместе с нами. Встаньте для  этого все  в круг.                                                                            

– Сюрпризный момент:                                                                                        

– Неожиданно  кто-то стучится  в дверь.(входит Мурзилка с коробкой в руках)                                                                                                                

–  – Мурзилка :Здравствуйте ребята – я почтальон ,имя моё Мурзилка  я к вам пришёл в гости с подарочком, но я вам его не отдам пока вы со мной не по играете в игру которая называется «Имена»  Я сейчас  начну игру  а вы продолжите,  я называю своё имя и передаю мяч следующему участнику,  первый участник называет свое имя и передает мяч соседу справа. Задача соседа – назвать имя предыдущего участника и свое, затем передать мяч следующему участнику.                        

                                                                                                                     

 – Мурзилка: Спасибо вам ребята за игру мне очень понравилось с вами играть и за это я вам дарю коробочку с подарком, а мне пора                          

– До свидания детвора.(Мурзилка  уходит).                                                          

– Ребята что же нам принёс  Мурзилка давайте посмотрим (в коробке находятся счёты абакусы, карточки с заданям и деманстрационная карта для воспитателя).

-Здорово! Мы познакомились и теперь можем присаживаться за стол

-Ребята, а вы знаете  для чего сегодня  здесь собрались? (варианты детей)

-Мы будем с вами учиться быстро считать в уме.

  1. Знакомство с абакусом

– А поможет нам вот это приспособление (продемонстрировать абакус)

-Кто знает что это такое? (ответы детей)

-А кто мне скажет, на что похож этот предмет (ответы детей, если им сложно, помочь-машинка, массажер и т. д.)

-Молодцы! Вот сколько мы с вами придумали.

-Ребята, открою я вам секрет. Этот предмет конечно же используют иначе.

-Вы когда-нибудь слышали что нибудь про счеты? (ответы детей).

-Что делают на счетах? (ответы детей).

-На чем еще мы можем считать (калькулятор, палочки, пальцы).

-Эти счеты-самый древний калькулятор. Придумали их давным-давно в Китае, и называются они «Абакус», или второе их название «Соробан».

-Давайте повторим все вместе «Абакус»(проговариваем вслух название).

-Давайте посмотрим из чего состоят наши абакусы.   

-Наши абакусы состоят из рамки, перекладины, спиц и косточек. Перекладина делит абакус на 2 части: верхнюю и нижнюю.

Давайте посчитаем, сколько косточек находится вверху над перекладиной на каждой спице (по одной, а снизу? (по четыре).

-Ребята, у этих косточек есть название, которое легко запомнить. Нижние косточки называют «земные косточки», потому что находятся ближе к земле, под ногами. Как вы думаете, как называют верхние косточки? (ответы детей). Их называю «Небесные косточки» потому, что находятся ближе к небу.

-Запомните как располагаются земные (снизу) и небесные (сверху) косточки. Это нам нужно для того, чтобы знать как располагать абакус.

-Сейчас мы научимся чистить абакус. Для этого левой рукой держим абакус, а двумя пальчиками правой руки делаем «клювик» и щипаем этим клювиком за перекладину, проведем по ней до конца. Все косточки встали на свои места.

– А сейчас ребята мы попробуем посчитать на абакусе, у  вас на столе разложены карточки с заданием от 1 до 10, выбирайте любую карточку, дети выбирают карточки по очереди, выполняются  задания с помощью воспитателя. Молодцы ребята.

– А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Выполняется упражнение пальчиков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Кольцо»                             
  2. Рефлексия, завершение занятия 

5.Выполнения задания по карточкам

-Ментальная арифметика это (счет в уме)

– Давайте вспомним, с каким предметом мы сегодня познакомились? Как он называется? (Абакус)

-Я показываю части абакуса, а вы отвечаете , могут участвовать  и наши гости(рамка, спицы, земные косточки, небесные косточки, перекладина). Молодцы!

-Ребята , и уважаемые гости  вот и подошло  к концу наше открытое занятие. Всем спасибо за внимание и  До свидания!

Конспект открытого занятия Ментальная Арифметика в ДОУ.