автор: Буболева Дарья Николаевна
учитель начальных классов МОУ Заворовская СОШ
“Терминологический словарь”
«Нормативная терминология учителя начальных классов»
В работе дается ответ на вопросы: Какие нормативно-правовые документы актуальны для педагога начального образования? На чем основывается понятийный аппарат учителя и какие термины в него входят?
Ключевые слова: нормативные документы; терминология педагога; начальное образование.
Вопрос терминологии современных документов стал одним из более актуальных направлений понятийной системы педагогики. Это связано с обилием нормативных понятий в практической деятельности учителей, с одной стороны, и с недостатком педагогической словарно-энциклопедической литературы – с другой. Данное противоречие привело к тому, что настоящий период характеризуется как «кризис и хаос в области понятийного аппарата образования», а работающие педагоги не понимают значение тех терминов, которые ранее не применялись в дидактике.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013, который определяет, что каждый педагог обязан: знать Стандарты общего образования, нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы; уметь строить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормативными актами; понимать документацию других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Отсюда следует что, компетентный педагог должен свободно оперировать понятиями новых официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание детей в современных условиях.
Задачей нашего исследования является уточнение современной терминологии учителя начальных классов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, с целью дальнейшей актуализации учебного материала при подготовке бакалавров.
Терминология педагога – это совокупность категорий и понятий, образующих определенную систему, которая составляет основу его теоретических знаний, т.е. терминологический аппарат «является фундаментом, на основе которого развивается педагогическая направленность мышления учителей» [1, с.44]. В свою очередь понятие «нормативность» рассматривается как правильность образования термина, его норма и адекватность употребления.
Следовательно, нормативная терминология учителя начальных классов понимается нами как совокупность точных понятий, которые помогают ему в решении образовательных задач, а так же способствуют успешному выполнению трудовых функций и различных видов педагогической деятельности по реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО).
В последние годы происходит стремительное обновление понятийной системы за счет внедрения новых нормативно-правовых актов. Так, начиная с 2010 г. вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС, Стандарт): дошкольного, начального, основного и среднего образования. В этом же году утверждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В сентябре 2013 г. стал действовать новый закон «Об образовании в РФ». За последние два года вступили в силу важные документы: Стандарт для обучающихся с ОВЗ (2016 г.) и Профессиональный стандарт педагога (2017 г.).
Анализ нормативно-правовых документов, которые повлияли на понятийную систему начального общего образования, представим в таблице 1.
Таблица 1.
Основные нормативно-правовые акты учителя начальных классов
Реквизиты документа | Введение документа в действие | Особенности понятийного аппарата | |
наименование вида документа, заголовок к тексту | дата утверждения, рег. № | ||
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» | 21.12.2012 г. № 273-ФЗ | С 1 сентября 2013 г. | Понятийный аппарат состоит из 34 основных понятий (ст.2) |
Письмо Департамента МО РФ «Об обсуждении проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» | 13.03.2009 г. № 03-451 | 4 февраля 2010г | Понятийный аппарат делится по пяти направлениям:
– переход на ФГОС; – одаренные дети, – потенциал учителя; – инфраструктура школ; – здоровье школьников. |
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» | 06.10.2009 г. № 373 | С 1 января 2010 г. | Делится по трем группам требований:
– к результатам; – к структуре; – к условиям ООП |
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» | 17.10.2013 г. № 1155. | С 1 января 2014 г. | В пункте 1.6 уточняется о преемственности ООП дошкольного и начального образования |
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС основного общего образования» | 17.12.2010 г. № 1897 | С 1 сентября 2015 г. | В статье 4 поясняется о преемственности ООП начального и основного общего образования |
Письмо Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» | 11.03.2016 г. № ВК-452/07 | С 1 сентября 2016 г. | В преамбуле документа выделено 11 основных понятий |
Далее выполним обзор современных понятий в соответствии с действующими нормативными документами. При этом мы учли, что каждый педагог, деятельность которого осуществляется в области начального общего образования, обязан знать стандарты (особенно первых трех уровней образования) и содержание примерных основных образовательных программ [8, с. 16].
Для удобства классификации понятий, мы исходили из того, что в структуре общепедагогических знаний учителя выделяют ряд элементов: фундаментальные, ведущие, основополагающие и прикладные знания [1]. Следовательно, весь терминологический аппарат учителя начальных классов, мы условно разделили на четыре группы (таблица 2):
- Фундаментальные знания, связаны с образовательной политикой РФ.
- Ведущие знания – осмысление учителем вопросов, которые выходят за рамки начального общее образование.
- Основополагающие знания, связаны непосредственно с профессиональной деятельностью учителя начальных классов.
- Прикладные знания – это овладение технологией профессиональной деятельности в условиях ФГОС.
Таблица 2.
Нормативная терминология учителя начальных классов
Группа знаний | Примеры основных категорий и понятий | Документ |
Фундаментальные | · ФГОС и требования ФГОС;
· системно – деятельностный подход; · основная образовательная программа и части ООП; · универсальные учебные действия (УУД); · единая образовательная среда |
Письмо Департамента № 03-451
[3] |
· уровень образования;
· обучающийся; · образовательная деятельность; · образовательная организация; · участники образовательных отношений |
Федеральный закон
№ 273-ФЗ [12] |
|
Ведущие | · инклюзивное образование;
· присмотр и уход за детьми; · развивающая предметно-пространственная среда; · образовательные области; · целевые ориентиры |
ФГОС ДО [9] |
· адаптивная программа (АООП);
· результаты освоения АООП; · гражданское развитие обучающихся; · физические способности обучающихся; · финансово-экономические условия ООП; · информационно – методические условия ООП |
ФГОС ООО
[11] |
|
Основополагающие | · ООП НОО: объем, содержание, результаты, условия;
· АООП НОО; Обучающиеся с ОВЗ и у/о; · ЗАР и ЗБР младшего школьника (зоны развития); · ДНРиВ (духовно-нравственное развитие и воспитание) обучающихся; · экологическая культура; · здоровый и безопасный образ жизни; · портрет выпускника начальной школы |
ФГОС НОО [10],
Письмо Минобрнауки РФ № ВК-452/07 |
Прикладные | · современный урок;
· проектирование уроков и внеурочных занятий; · программа формирования УУД · учебно-методический комплект (УМК) · информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) · средства ИКТ (аппаратные/программные) и т.п. |
ФГОС НОО [10] |
При составлении понятийного аппарата учителя необходимо также учитывать поправки, вносимые в Стандарт НОО – это приказы «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373». Всего было шесть изменений, обзор которых представлен в наших статьях [4], [5].
Таким образом, анализ нормативной терминологии учителя начальных классов позволил нам сделать следующие выводы:
- Обновление понятий и терминов необходимо отслеживать с помощью нормативно-правовых актов федерального значения – это приказы и письма Минобрнауки РФ (таблица 1).
- Все многообразие нормативной терминологии современных документов необходимо классифицировать и структурировать. В нашем случае мы исходили из четырех групп общепедагогических знаний: фундаментальные, ведущие, основополагающие и прикладные знания (таблица 2).
- Для успешной организации процесса обучения, воспитания и развития младших школьников необходимо соблюдать преемственность и единство в терминологии на различных уровнях образования (дошкольного, начального и основного), что соответствует требованиям к должностным обязанностям учителя начальных классов.
Ссылки на научные статьи: