автор: Буболева Дарья Николаевна

учитель начальных классов МОУ Заворовская СОШ

“Терминологический словарь”

«Нормативная терминология учителя начальных классов»

В работе дается ответ на вопросы: Какие нормативно-правовые документы актуальны для педагога начального образования? На чем основывается понятийный аппарат учителя и какие термины в него входят?

Ключевые слова: нормативные документы; терминология педагога; начальное образование.

Вопрос терминологии современных документов стал одним из более актуальных направлений понятийной системы педагогики. Это связано с обилием нормативных понятий в практической деятельности учителей, с одной стороны, и с недостатком педагогической словарно-энциклопедической литературы – с другой. Данное противоречие привело к тому, что настоящий период характеризуется как «кризис и хаос в области понятийного аппарата образования», а работающие педагоги не понимают значение тех терминов, которые ранее не применялись в дидактике.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013, который определяет, что каждый педагог обязан: знать Стандарты общего образования, нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы; уметь строить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормативными актами; понимать документацию других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Отсюда следует что, компетентный педагог должен свободно оперировать понятиями новых официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание детей в современных условиях.

Задачей нашего исследования является уточнение современной терминологии учителя начальных классов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, с целью дальнейшей актуализации учебного материала при подготовке бакалавров.

Терминология педагога – это совокупность категорий и понятий, образующих определенную систему, которая составляет основу его теоретических знаний, т.е. терминологический аппарат «является фундаментом, на основе которого развивается педагогическая направленность мышления учителей» [1, с.44]. В свою очередь понятие «нормативность» рассматривается как правильность образования термина, его норма и адекватность употребления.

Следовательно, нормативная терминология учителя начальных классов понимается нами как совокупность точных понятий, которые помогают ему в решении образовательных задач, а так же способствуют успешному выполнению трудовых функций и различных видов педагогической деятельности по реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО).

В последние годы происходит стремительное обновление понятийной системы за счет внедрения новых нормативно-правовых актов. Так, начиная с 2010 г. вводятся в действие федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС, Стандарт): дошкольного, начального, основного и среднего образования. В этом же году утверждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В сентябре 2013 г. стал действовать новый закон «Об образовании в РФ». За последние два года вступили в силу важные документы: Стандарт для обучающихся с ОВЗ (2016 г.) и Профессиональный стандарт педагога (2017 г.).

Анализ нормативно-правовых документов, которые повлияли на понятийную систему начального общего образования, представим в таблице 1.

Таблица 1.

     Основные нормативно-правовые акты учителя начальных классов

 

Реквизиты документа Введение документа в действие Особенности понятийного аппарата
наименование вида документа, заголовок к тексту дата утверждения, рег. №
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012 г. № 273-ФЗ С 1 сентября 2013 г. Понятийный аппарат состоит из 34 основных понятий (ст.2)
Письмо Департамента МО РФ «Об обсуждении проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 13.03.2009 г. № 03-451 4 февраля 2010г Понятийный аппарат делится по пяти направлениям:

– переход на ФГОС;

– одаренные дети,

– потенциал учителя;

– инфраструктура школ;

– здоровье школьников.

Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» 06.10.2009 г. № 373 С 1 января 2010 г. Делится по трем группам требований:

– к результатам;

– к структуре;

– к условиям ООП

Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» 17.10.2013 г.  № 1155. С 1 января 2014 г. В пункте 1.6 уточняется о преемственности ООП дошкольного и начального образования
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС основного общего образования» 17.12.2010 г. № 1897 С 1 сентября 2015 г. В статье 4 поясняется о преемственности ООП начального и основного общего образования
Письмо Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» 11.03.2016 г. № ВК-452/07 С 1 сентября 2016 г. В преамбуле документа выделено 11 основных понятий

 

Далее выполним обзор современных понятий в соответствии с действующими нормативными документами. При этом мы учли, что каждый педагог, деятельность которого осуществляется в области начального общего образования, обязан знать стандарты (особенно первых трех уровней образования) и содержание примерных основных образовательных программ [8, с. 16].

Для удобства классификации понятий, мы исходили из того, что в структуре общепедагогических знаний учителя выделяют ряд элементов: фундаментальные, ведущие, основополагающие и прикладные знания [1]. Следовательно, весь терминологический аппарат учителя начальных классов, мы условно разделили на четыре группы (таблица 2):

  1. Фундаментальные знания, связаны с образовательной политикой РФ.
  2. Ведущие знания – осмысление учителем вопросов, которые выходят за рамки начального общее образование.
  3. Основополагающие знания, связаны непосредственно с профессиональной деятельностью учителя начальных классов.
  4. Прикладные знания – это овладение технологией профессиональной деятельности в условиях ФГОС.

Таблица 2.

Нормативная терминология учителя начальных классов

 

Группа знаний Примеры основных категорий и понятий         Документ
Фундаментальные ·         ФГОС и требования ФГОС;

·         системно – деятельностный подход;

·         основная образовательная программа и части ООП;

·         универсальные учебные действия (УУД);

·         единая образовательная среда

Письмо Департамента № 03-451

[3]

·         уровень образования;

·         обучающийся;

·         образовательная деятельность;

·         образовательная организация;

·         участники образовательных отношений

Федеральный закон

№ 273-ФЗ [12]

Ведущие ·         инклюзивное образование;

·         присмотр и уход за детьми;

·         развивающая предметно-пространственная среда;

·         образовательные области;

·         целевые ориентиры

ФГОС ДО [9]
·         адаптивная программа (АООП);

·         результаты освоения АООП;

·         гражданское развитие обучающихся;

·         физические способности обучающихся;

·         финансово-экономические условия ООП;

·         информационно – методические условия ООП

ФГОС ООО

[11]

Основополагающие ·         ООП НОО: объем, содержание, результаты, условия;

·         АООП НОО; Обучающиеся с ОВЗ и у/о;

·         ЗАР и ЗБР младшего школьника (зоны развития);

·         ДНРиВ (духовно-нравственное развитие и воспитание) обучающихся;

·         экологическая культура;

·         здоровый и безопасный образ жизни;

·         портрет выпускника начальной школы

ФГОС НОО [10],

Письмо Минобрнауки РФ № ВК-452/07

Прикладные ·         современный урок;

·         проектирование уроков и внеурочных занятий;

·         программа формирования УУД

·         учебно-методический комплект (УМК)

·         информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

·         средства ИКТ (аппаратные/программные) и т.п.

ФГОС НОО [10]

 

 

При составлении понятийного аппарата учителя необходимо также учитывать поправки, вносимые в Стандарт НОО – это приказы «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373». Всего было шесть изменений, обзор которых представлен в наших статьях [4], [5].

Таким образом, анализ нормативной терминологии учителя начальных классов позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Обновление понятий и терминов необходимо отслеживать с помощью нормативно-правовых актов федерального значения – это приказы и письма Минобрнауки РФ (таблица 1).
  2. Все многообразие нормативной терминологии современных документов необходимо классифицировать и структурировать. В нашем случае мы исходили из четырех групп общепедагогических знаний: фундаментальные, ведущие, основополагающие и прикладные знания (таблица 2).
  3. Для успешной организации процесса обучения, воспитания и развития младших школьников необходимо соблюдать преемственность и единство в терминологии на различных уровнях образования (дошкольного, начального и основного), что соответствует требованиям к должностным обязанностям учителя начальных классов.

Ссылки на научные статьи:

– Ничагина, А. В. Содержание понятия “нормативно-правовая компетентность учителя” / А. В. Ничагина // Человек и образование. – 2018. – № 2(55). – С. 170-175. – EDN YQOGHJ.
– Ничагина, А. В. Готовность педагога к нормативной деятельности как основное требование профессионального стандарта / А. В. Ничагина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2018. – № 2. – С. 291-299. – EDN XTAXWP.
“Терминологический словарь”