автор: Буйдова Елена Викторовна

Учитель-логопед МКДОУ д/с комбинированного вида “Теремок” ЗАТО Первомайский

Логопедическое занятие

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

ЗАТО Первомайский Кировской области

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности

тема: «Дифференциация звуков [C] – [Ш]

в словах и предложениях»

 

 

Составила: учитель-логопед

Буйдова Елена Викторовна

Квалификационная категория: первая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:
Образовательные

(навыки и умения)

Создать условия для развития навыка употребления простых предлогов: за, под, в.
Коррекционно-развивающие Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в словах и предложениях. Вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш]. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом.
Воспитательные Воспитывать  уверенность в своих силах.
Формируемые предпосылки УУД
Коммуникативные Умение вести диалог по телефону, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные Формировать умение действовать по инструкции взрослого. Развитие способности сохранять внимание на заданной деятельности.
Познавательные Уметь узнавать, называть  предметы в окружающей действительности, продукты питания
Личностные Воспитывать желание контролировать правильность своей речи.
Оборудование
для детей фетровые игрушки – телефоны; картинки с изображением «Паши и Светы» с прорезями вместо рта, картинки с изображением продуктов питания; игрушки: петушок, курица, цыплёнок; карандаши, план рефлексии.
для педагога Проектор, экран, презентация, Аудиозапись, телевизор из картона

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

 

Организационный момент:

на экране слайд презентации (картинки: змея и капелька воды)

Логопед предлагает детям поприветствовать гостей.

Л.: «Дети, посмотрите на экран. Вы узнали кто это?»

Д.: «Да, это Змея и водичка!»

Л.: Кажется, они загрустили! Змея и Водичка услышали, что вы часто путаете их песенки:[С] и [Ш]!

    Как же их развеселить?

Д.:(ответы детей)

Л.: Может постараемся изо всех сил сегодня? Попробуйте  ни разу не спутать эти звуки.

Основная часть:

«Разминка»

Л.: Итак, задание первое: «Разминка».

Садитесь за столы! Слушайте музыку и повторяйте движения за мной.

(дети повторяют упражнения под музыку).

 

Упражнение: «Сломанный телевизор» (пособие «Телевизор»)

Л.: С этим заданием справились! Теперь послушаем эти звуки по телевизору! Эх! Вот беда! У телевизора сломался звук и поэтому вам надо догадаться какой звук произносят: [С] или [Ш].

Дети хором называют звуки.

Л.: Молодцы! Вы внимательные!

Упражнение: «Загадки по телефону»

Сейчас мы будем разговаривать по телефону по очереди, начнём с Леры

Звонит телефон. Первый ребёнок берёт трубку

Л.: Алло! Здравствуйте! Это Кто?

1-й реб.: Здравствуйте! Это Лера!

Л.: Лера, это Елена Викторовна! Я хочу загадать тебе загадку. Отгадка нарисована на одной из картинок.

Логопед описывает предмет.

1-й реб.: отвечает.

Л.: Правильно! Передай трубку Никите.

Аналогичные задания другим детям.

Л.: Я думаю «Змея» и «Водичка» будут довольны!

Игра: «Накорми Свету и Пашу» (перед детьми на картинках изображены лица детей: (Света и Паша) с прорезями вместо рта, на маленьких крточках продукты питания. ).

Л.: Это Света, а это Паша! Они очень проголодались. Покормим ребят?

Света любит еду, в названии которой есть звук С?

А Паша какую еду любит?

Д.: Паша любит еду со звуком Ш

Л.: По очереди выбирайте еду и «кормите» детей.

Д.: Паша, ешь лапшу! (кладёт картинку в рот-прорезь)

Игра: «Спрячь игрушку»

Л.: Отлично! Дети подкрепились. А теперь будем прятать игрушки! Начнём с Олега. Олег Спрячь петушка в… внутрь чего-то.

Никита спрячь курицу под… под что-то, Лера спрячь цыплёнка за… за что-то.

Логопед выходит из группового помещения. Дети прячут игрушки.

Логопед возвращается, ищет игрушки, когда находит, то просит сформулировать предложение: Я спрятал курицу под стол.

  Заключительная часть:

Л.: Все задания выполнили, интересно удалось ли нам порадовать змею и водичку!

(Слайт переключается) «Змея» и «Капелька воды» улыбаются. Вы были внимательны к своей речи и говорили звуки [С] и [Ш] без ошибок. Я благодарю Вас за старание!

Рефлексия: (Логопед раздаёт детям план НОД с рисунками-этапами занятия)

Вспомните, всё чем мы занимались! Если задание было легким, интересным, то обведите картинку красным карандашом, а если что-то оказалось трудным, вы бы ещё раз хотели попробовать выполнить это задание, то обведите чёрным карандашом.

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

ЗАТО Первомайский Кировской области

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в словах и предложениях»

 

 

Составила: учитель-логопед

Буйдова Елена Викторовна

Квалификационная категория: первая

 

 

 

 

 

 

пгт. Первомайский, 2018 г

 

 

 

Технологическая карта построения непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей группы компенсирующей направленности (подгруппа-3 ребёнка)

Возраст детей – 5 лет

Задачи:
Образовательные

(навыки и умения)

Создать условия для развития навыка употребления простых предлогов: за, под, в.
Коррекционно-развивающие Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в словах и предложениях. Вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш]. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом.
Воспитательные Воспитывать  уверенность в своих силах.
Формируемые предпосылки УУД
Коммуникативные Умение вести диалог по телефону, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные Формировать умение действовать по инструкции взрослого. Развитие способности сохранять внимание на заданной деятельности.
Познавательные Уметь узнавать, называть  предметы в окружающей действительности, продукты питания
Личностные Воспитывать желание контролировать правильность своей речи.
Оборудование
для детей фетровые игрушки – телефоны; картинки с изображением «Паши и Светы с прорезями вместо рта», картинки с изображением продуктов питания, игрушки: петушок, курица, цыплёнок, карандаши, план рефлексии.
для педагога Проектор, экран, презентация, Аудиозапись, телевизор из картона

 

Этапы,

цели,

характеристики

непосредственной образовательной

деятельности

Вводный Основной Заключительный Работа по маршрутам психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ
Цель:

организация, мотивация и постановка задач

Цель:

решение  

поставленных задач

Цель:

подведение

итогов

2. ЗПР
1. Пособия ТСО с привлечением игровых персонажей: к нам в гости пришли друзья – Змея-[Ш] и капелька воды [С]. Аудиозапись, разноцветные перчатки, телевизор из картона, фетровые игрушки –2 телефона, картинки. игрушка – петушок Сюрпризный момент. ТСО; карандаши, лист для рефлексии.

Поощрение- сушки

Трудности при составлении предложения, аграмматизмы, пропуски предлогов в речи, ограниченность словарного запаса.
2. Характер деятельности: совместная (В)самостоятельная (С) совместная В В В
3. Зона проведения:

учебная (У),
игровая (И), площадка (П)

И У,И И
4. Форма работы: коллективная (К),

групповая (Г), парная (П),

индивидуальная (И)

К К К
6. Педагоги: Логопед (Л.)

 

ХОД НОД

Этапы
и виды работы
Вид

деятельности

Деятельность воспитателя Коррекционная работа, при условии включения в группу детей
с ОВЗ (деятельность воспитателя)
Дети с ЗПР
ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП: Рассматривание слайдов, беседа Указывает на появившихся «Героев» и на их плохое настроение, выясняет причины. Рассматривают картинку слайда, высказывают предложения, решают порадовать «друзей».
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
1. Разминка: упражнения для пальцев рук и артикуляционного аппарата под музыку. Речедвигательная Показ упражнений под музыку Повторение упражнений за педагогом
2. Упражнение: «Сломанный телевизор» игровая Показывает «Телевизор», говорит, что у него не работает звук. Показывает артикуляционные позы губ и языка, предлагает угадать звук. Глядя на артикуляционные уклады педагога узнают и называют звуки
3.  Упражнение: «Загадки по телефону» игровая Проверяет как работает телефон-просит повторит слоговой ряд (са-шу-сы) Загадывает загадку об одном их предметов на картинке Разговаривают по телефону: воспроизводят слоговой ряд, отгадывают загадку педагога
4. Игра «Накорми Свету и Пашу» игровая Предлагает рассмотреть картинки (лица детей с прорезями вместо рта, картинки с изображением еды и напитков), объясняет правила, предлагает «накормить» детей. Дети называют продукт, «кормят» Свету или Пашу продуктами (в зависимости от звука, который есть в названии продукта)
5. Игра: «Спрячь игрушку» игровая Предлагает спрятать игрушку-петушка: За какой-то предмет, под предмет, в предмет; ищёт. Слушают правила. Прячут игрушки, формулирует Предложение: Я спрятал петушка в шкаф.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: дети рассматривают следующий слайд презентации, замечают, что «змея» и «капелька» стали радостные, детям предлагается рассмотреть картинки с изображением всех этапов занятия и обвести красным карандашом все задания, выполнять которые получилось легко. Те задания, которые вызывают трудности нужно обвести чёрным цветом;  дети получают подарки-сушки.

 

Логопедическое занятие