автор: Васильева Наталья Викторовна

Педагог-организатор ГОУ “Забайкальской краевой санаторной школы-интернат”

Проектная деятельность младших школьников через проведения коллективно творческих дел

Васильева Наталья Викторовна   

педагог – организатор

ГОУ «Забайкальская краевая

санаторная школа – интернат» Читинский район

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

 

Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт в основе своей методологии предполагает системно – деятельностный подход в обучении и воспитании школьников.  Принцип системно – деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В этом помогает нам проектная деятельность, которая реализуется через коллективно – творческие дела.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеурочная деятельность, проектная деятельность, коллективно – творческие дело.

 

Школа сейчас уделяет особое внимание воспитательной деятельности. Её задачи решаются с помощью   творческих занятий, проектов, спортивных мероприятий, где дети, учатся изобретать, осваивать новые знания,  отстаивать точку зрения, вступать в диалог, принимать решения, помогать друг другу. Всё это определяет возрастающую роль внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для творческого развития детей                 [3, с. 15].

Внеурочная деятельность – это процесс, какое-то действие, исполнение чего- либо.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей [4, с. 6].

Задачи внеурочной деятельности это – расширить кругозор детей, сформировать положительное отношение к школе, вовлечь их творческую деятельность, желание участвовать в общественных делах, помочь определить способность к тем или иным видам деятельности, а также их реализация в творческих объединениях, создание условий для общения.

В стандарте определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе:

– спортивно – оздоровительное направление;

– духовно – нравственное направление;

– социальное направление;

– общеинтеллектуальное направление;

– общекультурное направление.

Ещё одно направление это проектная деятельность, как интеграция всех направлений [3, с.10].

Такая технология, как интеграция, предусматривает объединение направлений в одно целое, соединение различных знаний.

Проектная деятельность помогает детям:

– увидеть связь с жизнью, интересные факты, события, необычные свойства обычных предметов;

– возможность достичь результата;

– поучаствовать в различной деятельности;

– научиться работать в коллективе, принимать мнения других, чувство ответственности за порученное дело в общем деле.

Метод проектной деятельности позволяет развивать у детей познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Работа над проектами в нашей школе помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий. У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.  Происходит процесс групповых взаимодействий, который способствует развитию социальных навыков школьников. Учащиеся нашей школы приобретают опыт исследовательской творческой деятельности, осуществляется интеграция знаний, умений и навыков. В проекте дети решают личностно-значимую для себя задачу,  включаются в деятельность.

На первом этапе своей работы определяю степень самооценки каждого ученика, атмосферу школьного коллектива, лидеров в школе, выявляю характер самооценки детей, места каждого в коллективе, а также выявляю учащихся, которые находятся вне школьного коллектива. (Социометрия).

На втором этапе выявляю интересы детей по методики «Цветик – семицветик». (И.М. Витковской) Здесь выясняю, каких желаний больше для себя, для близких, для коллектива, для других людей.

На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом. (Анатолий Николаевич Лутошкин- методика «Песчаная россыпь».

Методика «Какой у нас коллектив». Детям предлагаются варианты ответов, и они отмечают свой вариант ответа.

При планировании любого проекта я также  диагностирую, анкетирую, для выяснения интересов детей, их объём знаний, с кем бы они хотели работать.

Задача наших проектов включить детей в деятельность, создать условия для самостоятельного овладения знаниями и уметь их применить в жизни, а также уметь работать коллективно.

Для решения этих задач я использую такую форму работы, как коллективно – творческое дело. Оно в полной мере помогает раскрыть способности детей. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы.

Я считаю важным на первом этапе любого дела замотивировать детей, чтобы дети выполняли любую деятельность с желанием. При проведении в нашей школе экологических проектов «Красная книга», «Цветы вокруг нас», я предложила детям создать интерактивную папку лэпбук – этот вид организации положительно замотивировал детей.

В дословном переводе с английского языка лэпбук – это «книга на коленях», которая содержит различные кармашки, окошки, где можно размещать всю информацию в виде картинок, схем, таблиц, диаграмм. Дети с большим удовольствием принимают участие в этом экологическом коллективном творческом деле. Они с удовольствием принимали участие в проектировании этой работы, составляли вместе со мной план нашей работы, что предстоит узнать, доказать, выполнить, выбирали себе по силам задания, (иногда дети сами предлагали различные задания), придумывали как будет размещаться в нашей папке вся информация, какие можно придумать задания, в какой форме разместить информацию.

Такой вид организации, как лэпбук, помогает собрать, изучить, новый материал. Он хорошо запоминается, можно вспомнить проект, над которым работали. Здесь виден результат совместной проектной деятельности, который способствует творческому взаимодействию: педагог – ученик, ученик – родитель, ученик – ученик. Такое дело объединяет семью, школьный коллектив. А также для реализации наших  проектов я использовала в своей работе вот такие коллективно – творческие дела:

– «Наши руки не знают скуки!» – занятие по оригами «Цветок для мамы»;

– «Столовая для птиц» – кормушки разных видов, работа с родителями, детьми;

– «Вторая жизнь вещам» или «Планета в наших руках»- поделки из бросового материала, аппликация из ладошек, работа с воспитателями, родителями, учениками;

– Акция «Добрые дела для планеты нашей», работа с родителями, воспитателями, учениками;

– «Вырастим цветок для школы – нашей», работа с родителями, педагогами, учениками.

Очень важно обсудить с детьми:

Для кого сделаем?

Что сделаем?

Кто участвует?

С кем вместе сделаем?

Кто организует?

Когда и где?

Дети должны обязательно видеть конечный результат и само дело.

Каждый проект оформляется презентацией и если это планируется, папкой лэпбук.

Главное, в наших проектах это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, заботы, а их отношения всегда строятся на принципах сотрудничества.

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

Каждое дело  людям, иначе – зачем?

Каждое дело творчески, иначе – зачем?

Я считаю, что такая форма работы является не только эффективным средством мотивации совместной деятельности, но и способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться в будущем.

 

Литература

а) книги одного и более авторов:

  1. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] /                        И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
  2. Макаренко, А.С. Полн. собр. соч. [Текст] / А.С. Макаренко. – М., 1954. – Т.II. с. 403.

б) статьи из журналов:

  1. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС. [Текст] / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С.  15 – 26.
  2. Сабельникова С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся. [Текст] / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. – 2011. – №3. – С. 4 -10.
  3. Тишина Е. Воспитательная работа в школе. [Текст] / Е. Тишина // Общение в коллективном деле. – 2008. – № 1. – С. 119.

Материал из интернета:

Попова Н.В. (2018г. March, 24) [www dokument]0https://infourok.ru/statya-lepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obucheniya-1533194.html

 

Проектная деятельность младших школьников через проведения коллективно творческих дел