Влияние современных педагогических технологий на качество учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально- грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи , используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным . Это, в значительной мере, облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
В настоящее время, когда происходят изменения в области научных исследований, в системе образования, перед дошкольными организациями стоят задачи всестороннего развития личности ребенка, воспитания ребенка на более высоком качественном уровне. Реализация этих задач возможна только при условии обновления сущности образования. Обновление сущности образования в дошкольный период – это, прежде всего, раскрытие главного смысла понятий «знания» и «умения», правильный анализ образовательных процессов, системность подходов, позволяющих повысить качество образования, и умение использовать новые педагогические технологии.
Развитие дошкольных учреждений может осуществляться посредством инноваций.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные, креативные технологии со стереотипными элементами образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умение принимать новые решения, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры. Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе.
Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Нововведения определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социально-культурных условиях.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Личностно – ориентированные технологии – ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект главный. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ребёнка и личность педагога выступают как его субъекты.
Технология игрового обучения – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно – пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
- Самостоятельность детей;
- Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
- Развитие мыслительных способностей детей.
Технология информационного обучения – ИКТ (информационно- коммуникативные технологии).
1. ИКТ в работе современного педагога:
- Подбор иллюстративного материала к ОУД и для оформления группы, родительских уголков.
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчетов.
- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
2. ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Компьютер в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями образовательно-воспитательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.
В образовательно-воспитательном процессе используются программы:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций, применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Технология исследовательской деятельности формирует у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание примеров об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
- повышению качества образования;
- повышение квалификации воспитателей;
- применение педагогического опыта и его систематизация;
- использование компьютерных технологий дошкольниками;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- повышение качества обучения и воспитания.
Технологический подход, новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе