автор: Вольховская Алена Ивановна
Воспитатель МБДОУ № 158 г.Кемерово
Родительское собрание в МБДОУ “Путешествие по сказкам”
Родительское собрание в подготовительной группе «Путешествие по сказкам».
Цель: Литературное воспитание как средство эмоционального сближения участников образовательных отношений.
Задачи:
- Помочь родителям осознать ценность сказки как эффективное средство образования и воспитания дошкольников.
- Содействовать воспитанию устойчивого интереса к книге у дошкольников.
- Повысить педагогическую компетентность членов семьи.
- Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
- Способствовать сплочению коллектива.
- Обогатить знания участников образовательных отношений о разнообразии русского фольклора.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Вид собрания: тематическое.
Форма проведения: литературная викторина.
Подготовка к собранию:
- Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа после прочитанного, обсуждение.
- Выставка детских книг «Моя любимая сказка».
- Выставка детских рисунков «Любимый сказочный герой».
- Изготовление поделок с родителями.
- Анкетирование родителей.
- Изготовление памяток.
- Оформление папки-передвижки «Учите вместе с нами».
- Консультация «Ребенок и книга».
- Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
- Изготовление приглашений на литературную викторину.
Место проведения: групповая комната.
Оборудование и материалы: столы (пронумерованы 1, 2, 3), стулья для участников викторины, бумага, карандаши, название собрания “В стране сказок”, выставка книг “Моя любимая сказка”, ж/к телевизор, магнитофон, костюмы и атрибуты для инсценирования, сертификаты, памятки.
Повестка дня:
- Выполнение решений предыдущего родительского собрания.
- Роль сказки в жизни ребёнка.
- Викторина “В стране сказок”.
Ход родительского собрания:
Под музыку из телепередачи «В гостях у сказки» родители без детей (дети со вторым воспитателем) входят в группу, садятся за столы, делясь на 2 команды.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в детском саду.
Председатель оглашает повестку дня.
Повестка дня:
- Роль сказки в жизни ребёнка.
- Викторина “В стране сказок”.
- выпускной бал
Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле, космосе, знакомят с миром природы. Не зря говорит пословица «Книга – источник знаний! » В мире существует миллион книг. Книги бывают разные – веселые и грустные, познавательные, фантастические и научные. И сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о самом любимом жанре – сказке. В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать. А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьезным делом и не обязательным. У нее множество более важных и более серьезных дел. И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком – мамой. Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка – очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для малыша. Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Читайте детям сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я уверена, что среди присутствующих нет человека, который бы не любил сказки. Взрослея, мы не перестаём их любить, а появление детей даёт нам возможность пережить ещё раз и понять, что волнует, страшит и привлекает в той или иной сказке нашего ребёнка.
Сейчас предлагаем помериться знаниями в викторине.
- Мы все разделились на 2 команды и сейчас посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для всех команд первое задание – придумать сказочное название команде и составить четверостишие для девиза.
Сейчас проявите смекалку, старанье
Команды, придумайте быстро названье.
Проверим, как вы справились (вызываются представители команд).
.
- Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры).
Чтобы времени зря не терять,
Вам надо, друзья, капитанов избрать.
- Мы начинаем нашу викторину.
Первый конкурс: « Сказочное бюро находок»
В конкурсе представлены предметы, герои, по которым родители должны догадаться, что это за сказка:
Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чеширский кот, девочка –(Приключение Алисы в стране чудес).
Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – (Заюшкина избушка).
Стая уток, облака, лягушка, прутик – (Лягушка путешественница).
.
Как называются сказки, которые сочинил (переработал, записал) человек? Сейчас мы попробуем отгадать и назвать авторские и народные сказки. (сделать портреты авторов сказок)
Назовите героев и авторов этих сказок.
- Ночью он перо проспал,
Птицу – Жар хитро поймал,
Девицу легко похитил,
Чудо – рыбу излечил,
С Солнцем, Месяцем чай пил. («Конёк – Горбунок» Пётр Ершов)
- Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк… (Крокодил Гена – Эдуард Успенский)
- Был он тучкой дождевой,
С Пятачком ходил домой,
И, конечно, мёд любил. (Вини – Пух – Алан Милн)
- Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок.
И заснята для кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка…
Он зовётся … (Чебурашка – Эдуард Успенский)
- С буквой шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино – Алексей Толстой)
- Красна – девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка – русская народная сказка)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении. Вспомните и назовите их.
(родителям предлагается начало пословицы, вторую половину должны сказать сами).
- Книга в счастье украшает, … а в несчастье утешает.
- Нужно уметь читать …… между строк.
- Без книги, как без солнца, …. и днём темны оконца.
- Книга – твой друг,… без неё как без рук.
- Книга мала,… а ума придала.
- Кто много читает,…. тот много знает.
- С книгой поведёшься,… ума наберёшься.
Следующий конкурс – конкурс капитанов.
Капитаны выходите,
И смекалку проявите.
Вопросы для родителей.
– Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм).
– Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь).
– На сколько лет заснула спящая красавица? (на 100).
– Сколько щелчков проиграл поп Балде в сказке Пушкина? (три).
– На сколько перевёл часы принц в сказке «Золушка»? (на час назад).
Следующий конкурс «Сказочные объявления».
Участникам нужно отгадать, в каких сказках живут герои, давшие объявления.
- Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое иликвартиру на новый дом? Обращаться в сказку. (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное
зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес. (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). - Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес. (А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника,предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес. (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»).
- Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато.И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
Жюри оценивает.
Ну, а сейчас, внимание,
Последнее задание.
Уважаемые родители
вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить смекалку.
Ведущая: Уважаемые родители! Собирайте свою домашнюю библиотеку! Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните, когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится!
(в конце собрания раздаются памятки для родителей).
Решение собрания.
- Возродить традицию семейного чтения.
- Использовать памятки при домашнем чтении.
Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
- Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
- Как часто Вы читаете (рассказываете)своему ребенку сказки?
- Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
- Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать)сказку несколько раз?
- Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
- Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
- Рассказывает ли ребенок сказкусовместно с Вами или своим куклам (игрушкам?
- Есть ли у ребенкакнижки для самостоятельного рассматривания?
- Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
- Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
- Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр. ?
- Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
СПАСИБО!