автор: Вотинцева Оксана Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «Таицкая СОШ»
Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе.
Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе
В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:
- Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
- Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
- Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.
- Преемственность и перспективность в постанове целей учебного занятия.
- Формулирование целей в действиях учащихся.
- Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
- Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии. Приёмы целеполагания и планирования классифицируются:
- Визуальные – тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка.
- Аудиальные – подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.
Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:
Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
- Сообщение цели в виде проблемного задания
- Указание целей учебного занятия на доске «Что сегодня на уроке?».
- Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и т.д
- Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия
- «Работа над понятием»
- «Ассоциативный ряд»
- «Составление карты мыследеятельности»
- «Яркое пятно»
- «Домысливание»
- «Проблемная ситуация»
- «Группировка»
- «Подводящий диалог»
- «Собери слово»
- «Исключение»
- «Моделирование жизненной ситуации»
- «Кубик Блума»
- «Постановка привлекательной цели» и т.д.
Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:
Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
- Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
- Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
- Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
- Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
- Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
Учет уровня знаний и опыта детей:
- Доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- Толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных.
- Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.