автор: Вотинцева Оксана Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «Таицкая СОШ»

Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе.

 

Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

  1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.
  4. Преемственность и перспективность в постанове целей учебного занятия.
  5. Формулирование целей в действиях учащихся.
  6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
  7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии. Приёмы  целеполагания и планирования классифицируются:
    1. Визуальные – тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка.
    2. Аудиальные – подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

 Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

  1. Сообщение цели в виде проблемного задания
  2. Указание целей учебного занятия на доске «Что сегодня на уроке?».
  3. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и т.д
  4. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия
  5. «Работа над понятием»
  6. «Ассоциативный ряд»
  7. «Составление карты мыследеятельности»
  8. «Яркое пятно»
  9. «Домысливание»
  10. «Проблемная ситуация»
  11. «Группировка»
  12. «Подводящий диалог»
  13. «Собери слово»
  14. «Исключение»
  15. «Моделирование жизненной ситуации»
  16. «Кубик Блума»
  17. «Постановка привлекательной цели» и т.д.

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

 Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.

  1. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  2. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  3. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  4. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  5. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

 Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

 Учет уровня знаний и опыта детей:

  1. Доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  2. Толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных.
  3. Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

 Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. 

Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе.