автор:

Гурова Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества»

Матросова Нина Николаевна

Методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества»

Патриотическое воспитание обучающихся средствами хореографии в детском образцовом коллективе «Эксперимент» МБУ ДО «ЦДТ» г. Абакана Республики Хакасия

Патриотическое воспитание обучающихся средствами хореографии в детском образцовом коллективе «Эксперимент» МБУ ДО «ЦДТ»                       

 г. Абакана Республики Хакасия

Гурова О.А.,

педагог дополнительного образования,

Матросова Н.Н.,

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»,

город Абакан, Республика  Хакасия

Аннотация

В статье представлен опыт воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся детского образцового хореографического коллектива «Эксперимент» ЦДТ г. Абакана Республики Хакасия.

Ключевые слова

75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, гражданственность, патриотизм, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От танца к танцу».

Мы всегда будем гордиться вашими подвигами,

не дадим в обиду великие победы,

будем держать завещанную вами высоту созидания,

единства и верности России

В.В. Путин

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе  [3].

Сегодня в образовательных учреждениях одной из приоритетных задач является разработка и внедрение программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны [2].

В Центре детского творчества г. Абакана Республики Хакасия воспитанию гражданственности и патриотизма у детей и подростков уделяется особое внимание не только в рамках реализации таких программ как: «Школа лидера», «ЛикБез», «Я-юнармеец». Но объективно значимым является патриотическое воспитание  через образовательный процесс и в таких детских творческих объединениях как образцовые детские хореографические коллективы «Эксперимент», «Контрасты», «Ювента».

Свою роль здесь играет то, что Республика Хакасия  – многонациональный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей: русские и хакасы, украинцы и чуваши, немцы и поляки, шорцы и корейцы и др. И у каждого народа – свои культурные особенности, в том числе, отражающиеся и в народных танцах.

Учитывая то, что обучающиеся хореографических коллективов представляют семьи самых разных национальностей и  в то же время проявляют интерес к занятиям хореографией, педагоги учитывают это при разработке образовательных программ, составлении репертуара, организации концертной деятельности.

Так, например, в рамках программы «От танца к танцу» в образцовом детском хореографическом ансамбле «Эксперимент» патриотическое воспитание  осуществляется через ряд направлений.

Первое направление. Это развитие интереса  у обучающихся к национальным танцевальным традициям разных народов через постановку тематических хореографических композиций:

  • «Матрешки», «Русский перепляс», «Во горнице», « Я любила Сокола» (русские хореографические композиции);
  • «Хыныс», «Чалама» (хакасские хореографические композиции);
  • «Ритмы Болгарии» (болгарская хореографическая композиция)
  • «Фантазии на тему Фламенко» (испанская хореографическая композиция)

Второе направление. Разработка и реализация хореографических проектов:

  • учебные проекты,  через которые пополняются знания детей  о танцевальной культуре разных народов, осуществляется знакомство  с интересными фактами из истории костюма и этнографии народов мира (проект «Дизайн сценического костюма»);
  • учебно-исследовательские проекты в рамках проведения  учрежденческого конкурса детских исследовательских работ «Я – исследователь», когда  обучающимся прививаются личностные качества, такие как целеустремленность, активность, умение анализировать результаты своей  деятельности («Хакасский национальный танец», «Из истории джаза»);
  • социально значимые проекты при партнёрстве  с городским Союзом детей и подростков «Дружба – Ынархас» («Вахта Памяти», «День Победы»).

Третье направление. Участие хореографического коллектива «Эксперимент» в муниципальных  и региональных гражданско-патриотических, эколого-просветительских акциях и мероприятиях, способствующих воспитанию у детей любви к своему городу Абакану и  малой Родине-Хакасии:

  • патриотические акции «Красные маки»,  «День народного единства»;
  • экологические акции «Рай для бабочек», «Симфония моря», «Волшебный мир»;
  • общегородские и профессиональные праздники «День Матери», «День Семьи», «День Победы», «День Земли», «День города».

Четвертое направление. Формирование сплочённого детского коллектива. Умение жить в коллективе является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи. С целью создания единого коллектива  единомышленников, установления тесного взаимодействия с родителями  ежегодно на родительских собраниях проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца. Родители понимают, что итог работы по программе заключается не только в  призовом месте ансамбля на конкурсе или фестивале, но и в развитии детей.

В целом реализация данных направлений способствует формированию   толерантных отношений между детьми разных национальностей, знакомит не только детей, но и их родителей с культурой и традициями  как своего, так и других народов. Благодаря этому устанавливаются более тесные и доверительные семейные отношения.

  Партнёрство родительского актива, детей и педагогов способствует более эффективной подготовке коллектива к участию в реализации социально-значимых проектов, городских мероприятий, концертов, посвящённых празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это и подготовка к Всероссийской акции «Вахта памяти», общественной акции «Свеча памяти», Всероссийской акции «Бессмертный полк». Совместно с родительским комитетом на 2019-2020 год разрабатывается долгосрочный проект «Дети войны»; организуется конкурс семейных электронных презентаций «Загляните в семейный альбом»; идёт совместное изготовление  сценических костюмов, реквизитов для хореографических композиций «Я любила сокола», «Росиночка-Россия» ко Дню Победы.

Так, через развитие социальной активности обучающихся, их активное участие в гражданско-патриотических мероприятиях формируются гражданско-патриотические, духовно-нравственные качества детей и подростков в ансамбле «Эксперимент». Как видим, в процессе совместной хореографической деятельности и повседневного общения дети приобретают опыт нравственного поведения, активно реализуют в поступках свои моральные убеждения,  свои нравственные чувства, активно участвуют в социокультурной жизни региона. Для нас, педагогов, важно, чтобы патриотизм для юных граждан России был духовным ориентиром, способствующим сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям    народа, формированию причастности к историческим свершениям российского государства и общества [2].

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения 05.12.2018)
  2. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403-р http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 05.12.2018)
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 20172022 http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 05.12.2018)

 

Патриотическое воспитание обучающихся средствами хореографии в детском образцовом коллективе «Эксперимент» МБУ ДО «ЦДТ» г. Абакана Республики Хакасия