автор: Дмитриева Надежда Владимировна

учитель – логопед МБДОУ № 101 г. Мурманск

Конспект ОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с включением развивающих технологий

 

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «НЕЗАБУДКИ» С ПОМОЩЬЮ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Дмитриева Надежда Владимировна

учитель-логопед МБДОУ № 101 г. Мурманск

 

Цель: учить детей соединять предложения в рассказе разными способами.

Задачи:

Образовательные:

– Упражнять детей в умении правильно программировать рассказ;

– Учить вслушиваться и правильно отвечать на поставленные вопросы;

– Формировать навыки построения самостоятельного связного высказывания;

– Активизировать словарь детей за счёт словообразовательных изменений, текстовых синонимов, местоимений;

– Упражнять в согласовании существительного с прилагательным, существительного с глаголом.

Развивающие:

– Развивать речевой слух, внимание, речемыслительные операции, зрительную память;

– Развивать просодические стороны речи.

Воспитательные:

– Развивать навык работы в команде;

– Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинно-графический план, предметные картинки, маркеры частей речи, мячик, султанчик.

                                                Ход ОД:

Организационный момент

Логопед: Отгадайте загадки:

  1. Сидит птичка на веточке, бьёт хвостом по ельничку.

Птичка невеличка, желтогрудая …(синичка)

  1. Голосок тонок, носок долог.

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.

  1. Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком, и он поделится медком.

Основная часть

Логопед: Послушайте,   что нам летом приносит радость. На природе мы слышим птичьи голоса, журчание  ручьёв, шум листвы. Включается музыкальное сопровождение.

Послушайте, какая история произошла с девочкой летом.

  1. Чтение рассказа.

Летом Люба отдыхала у своей милейшей бабушки. Полина Борисовна жила у небольшого болотца. Рядом с болотцем зеленела чудесная поляна. На лужайке часто гуляли  бабушка с внучкой. Однажды Люба увидела красивую бабочку. Это была капустница, она сидела на прелестном голубом цветке. Незабудка и капустница очень понравились девочке. Любушка долго любовалась этим чудом природы. Она пожалела и не стала ловить  беззащитную бабочку. Бабочки, букашки, незабудки радовали Любу своей нежностью всё лето.

 

Логопед: О чём эта история? Можно ли  её назвать рассказом? Докажите.

3.Придумайте название к этому рассказу.

4.Вопросы к тексту:

-К кому в гости летом приехала Люба?

-Где жила Любина бабушка?

-Где любили гулять Полина Борисовна с  внучкой?

-Кого однажды увидела девочка?

-Где сидела бабочка?

-Как отнеслась  девочка ко всему тому, что увидела?

-Какое впечатление на Любу оказала природа?

5.Составление схемы картинно-графического плана рассказа.

Логопед: Как на схеме мы увидим, что предложения  “дружат” между собой?

Правильно, есть общие слова, есть общий смысл.

6.Логопед: Из предложенного набора предметных картинок отберите только те, которые относятся  к данному рассказу. К каждой, отобранной картинке, подберите новое её название с этим же смыслом.

Дети: бабушка-Полина Борисовна, полянка-лужайка, бабочка-капустница, цветок-незабудка, девочка-внучка.

Предметные картинки вставить в схему.

7.Логопед: Для красоты предложения подберите к своей картинке слово-признак. Вспомните вопросы к словам признакам.

Вставить в схему символы прилагательных.

Дети: Бабушка – добрая, полянка – зелёная,  бабочка – яркая, цветок – нежный, девочка – чудная.  

8.Логопед: Назовите, какие слова рассказывают о предмете. Это слова, обозначающие действие предмета. Каким значком на схеме я обозначила действие предмета?

Назовите по нашему плану слова-действия, отвечая на мои вопросы.

-Что Люба делала летом у бабушки?

-Что делала Полина Борисовна возле болотца?

-Чем занимались бабушка с внучкой на лужайке?

-Что делала бабочка на цветке?

-Какое впечатление произвели на девочку незабудка и капустница?

-Как откликнулась Люба на красоту природы?

9.Игра с мячом. Назвать слова-действия по-другому, но с тем же смыслом.

Отдыхала-навещала, жила-находилась, гуляли-наблюдали, сидела – не шевелилась, нравились-радовали, любовалась-восхищалась.

10.Физминутка.

Как богат зелёный лес, много, много в нём чудес,

Здесь и пчёлы, пауки, и нежнейшие цветы.

Здесь и бабочки, жуки, их узнаешь скоро ты.

Ой, там, на лугу белые ромашки,

Ой, там, под бугром разные букашки.

Ой, там, за леском квакала лягушка,

Ой, там за лужком бегала девчушка.

11.Игра с султанчиком. Вставить в предложение пропущенный предлог.

-Люба отдыхала… своей бабушки.

-Бабушка жила… небольшого болотца.

-Внучка…бабушкой гуляли…полянке.

-Бабочка сидела… незебудке.

Вставить в схему символы предлогов.

12.Перессказ рассказа детьми с помощью картинно-графического плана цепочкой с передачей султанчика.

Логопед:  В тексте есть общие слова, зто повторы, надо это слово заменить  другим. Вставить в схему символы-запреты.

13.Пересказ по схеме с  использованием синонимов.

14.Игра с мячом. Ответить на вопросы, используя схему: “ если бы…, то…”

-Что было бы, если бы Люба не навестила летом бабушку?

-Что было бы, если бы бабушка не жила около полянки?

-Что было бы, если бы Люба не гуляла на полянке?

-Что было бы, если бы  на цветок не села бабочка?

-Что было бы, если бы Люба поймала бабочку?

Итог:

1.Спеть под музыку.

Дети: Села мошка на ладошку, посиди ещё немножко,

посиди не улетай, улетела – ай!

2.Логопед подводит итог.

Чему мы учились на занятии?

-составлять план рассказа, рассказывать по плану;

-правильно строить предложение;

-подбирать слова с одинаковым смыслом;

-находить слова, обозначающие действие;

-находить слова, обозначающие признак предмета;

-находить предлог;

-любить и беречь природу.

3.Вручение подарков. Фотография бабочки и незабудки. Предложить раскрасить.

 

Конспект ОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с включением развивающих технологий