автор: Дмитриева Надежда Владимировна
учитель – логопед МБДОУ № 101 г. Мурманск
Конспект ОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с включением развивающих технологий
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «НЕЗАБУДКИ» С ПОМОЩЬЮ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дмитриева Надежда Владимировна
учитель-логопед МБДОУ № 101 г. Мурманск
Цель: учить детей соединять предложения в рассказе разными способами.
Задачи:
Образовательные:
– Упражнять детей в умении правильно программировать рассказ;
– Учить вслушиваться и правильно отвечать на поставленные вопросы;
– Формировать навыки построения самостоятельного связного высказывания;
– Активизировать словарь детей за счёт словообразовательных изменений, текстовых синонимов, местоимений;
– Упражнять в согласовании существительного с прилагательным, существительного с глаголом.
Развивающие:
– Развивать речевой слух, внимание, речемыслительные операции, зрительную память;
– Развивать просодические стороны речи.
Воспитательные:
– Развивать навык работы в команде;
– Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинно-графический план, предметные картинки, маркеры частей речи, мячик, султанчик.
Ход ОД:
Организационный момент
Логопед: Отгадайте загадки:
- Сидит птичка на веточке, бьёт хвостом по ельничку.
Птичка невеличка, желтогрудая …(синичка)
- Голосок тонок, носок долог.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.
- Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком, и он поделится медком.
Основная часть
Логопед: Послушайте, что нам летом приносит радость. На природе мы слышим птичьи голоса, журчание ручьёв, шум листвы. Включается музыкальное сопровождение.
Послушайте, какая история произошла с девочкой летом.
- Чтение рассказа.
Летом Люба отдыхала у своей милейшей бабушки. Полина Борисовна жила у небольшого болотца. Рядом с болотцем зеленела чудесная поляна. На лужайке часто гуляли бабушка с внучкой. Однажды Люба увидела красивую бабочку. Это была капустница, она сидела на прелестном голубом цветке. Незабудка и капустница очень понравились девочке. Любушка долго любовалась этим чудом природы. Она пожалела и не стала ловить беззащитную бабочку. Бабочки, букашки, незабудки радовали Любу своей нежностью всё лето.
Логопед: О чём эта история? Можно ли её назвать рассказом? Докажите.
3.Придумайте название к этому рассказу.
4.Вопросы к тексту:
-К кому в гости летом приехала Люба?
-Где жила Любина бабушка?
-Где любили гулять Полина Борисовна с внучкой?
-Кого однажды увидела девочка?
-Где сидела бабочка?
-Как отнеслась девочка ко всему тому, что увидела?
-Какое впечатление на Любу оказала природа?
5.Составление схемы картинно-графического плана рассказа.
Логопед: Как на схеме мы увидим, что предложения “дружат” между собой?
Правильно, есть общие слова, есть общий смысл.
6.Логопед: Из предложенного набора предметных картинок отберите только те, которые относятся к данному рассказу. К каждой, отобранной картинке, подберите новое её название с этим же смыслом.
Дети: бабушка-Полина Борисовна, полянка-лужайка, бабочка-капустница, цветок-незабудка, девочка-внучка.
Предметные картинки вставить в схему.
7.Логопед: Для красоты предложения подберите к своей картинке слово-признак. Вспомните вопросы к словам признакам.
Вставить в схему символы прилагательных.
Дети: Бабушка – добрая, полянка – зелёная, бабочка – яркая, цветок – нежный, девочка – чудная.
8.Логопед: Назовите, какие слова рассказывают о предмете. Это слова, обозначающие действие предмета. Каким значком на схеме я обозначила действие предмета?
Назовите по нашему плану слова-действия, отвечая на мои вопросы.
-Что Люба делала летом у бабушки?
-Что делала Полина Борисовна возле болотца?
-Чем занимались бабушка с внучкой на лужайке?
-Что делала бабочка на цветке?
-Какое впечатление произвели на девочку незабудка и капустница?
-Как откликнулась Люба на красоту природы?
9.Игра с мячом. Назвать слова-действия по-другому, но с тем же смыслом.
Отдыхала-навещала, жила-находилась, гуляли-наблюдали, сидела – не шевелилась, нравились-радовали, любовалась-восхищалась.
10.Физминутка.
Как богат зелёный лес, много, много в нём чудес,
Здесь и пчёлы, пауки, и нежнейшие цветы.
Здесь и бабочки, жуки, их узнаешь скоро ты.
Ой, там, на лугу белые ромашки,
Ой, там, под бугром разные букашки.
Ой, там, за леском квакала лягушка,
Ой, там за лужком бегала девчушка.
11.Игра с султанчиком. Вставить в предложение пропущенный предлог.
-Люба отдыхала… своей бабушки.
-Бабушка жила… небольшого болотца.
-Внучка…бабушкой гуляли…полянке.
-Бабочка сидела… незебудке.
Вставить в схему символы предлогов.
12.Перессказ рассказа детьми с помощью картинно-графического плана цепочкой с передачей султанчика.
Логопед: В тексте есть общие слова, зто повторы, надо это слово заменить другим. Вставить в схему символы-запреты.
13.Пересказ по схеме с использованием синонимов.
14.Игра с мячом. Ответить на вопросы, используя схему: “ если бы…, то…”
-Что было бы, если бы Люба не навестила летом бабушку?
-Что было бы, если бы бабушка не жила около полянки?
-Что было бы, если бы Люба не гуляла на полянке?
-Что было бы, если бы на цветок не села бабочка?
-Что было бы, если бы Люба поймала бабочку?
Итог:
1.Спеть под музыку.
Дети: Села мошка на ладошку, посиди ещё немножко,
посиди не улетай, улетела – ай!
2.Логопед подводит итог.
Чему мы учились на занятии?
-составлять план рассказа, рассказывать по плану;
-правильно строить предложение;
-подбирать слова с одинаковым смыслом;
-находить слова, обозначающие действие;
-находить слова, обозначающие признак предмета;
-находить предлог;
-любить и беречь природу.
3.Вручение подарков. Фотография бабочки и незабудки. Предложить раскрасить.