автор: Сажина Александра Александровна

воспитатель МДЦ “Артек”

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной направленности “Театр”

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной направленности

 

«Театр»

 

Возраст учащихся: 3-18 лет

Срок реализации: 3 лет

 

Автор-составитель:

Сажина Александра Александровна

воспитатель

МДЦ «Артек»

д/л «Хрустальный»

 

Пояснительная записка

 

Направленность программы: программа по дополнительному образованию детей в театральном объединении, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся раскрытия своего творческого потенциала, желание изучать актёрское мастерство.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами театрального искусства, законами актёрского мастерства и пластики, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора.

Динамичные изменения современного общества обуславливают осознание ценности культурного наследия, необходимости его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей и культурного наследия необратимы, поэтому, сегодня одной из ведущих тенденций системы образования является художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения, что является основным фактором сохранения культурных и эстетических традиций.

Культурные процессы имеют непрерывное развитие по средствам опыта предшествующих поколений. История отечественной культуры построена на памяти народа, через которую каждое новое поколение ощущает себя частью этого наследия.

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие – основа современной науки, образования, культуры и является основой национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Сегодня, в эпоху утраченных символов на фоне всемирной глобализации, диктующей свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей, вновь приходят идеалы русской культуры. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном кажутся теперь вновь состоятельными в поиске ответов для решения современных нравственно-эстетических проблем.

В чём заключается потребность современного ребенок? Заниматься любимым делом; достичь совершенства в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения ближайшего окружения; стать в дальнейшем известным. Что хочет современный родитель для своего ребенка? Воспитать гармонично развитую, культурную, самодостаточную личность, адекватную изменяющимся требованиям жизни; сохранить здоровье ребенка, повысить его функциональные, физические, психологические способности; вырастить хорошего человека.

На основе вышеизложенных фактов была составлена программа театрального объединения «Театр». Общая концепция данной комплексной образовательной программы заключается в поиске ответов на вопрос: «Нужен ли нашим детям театр, этика, поэзия, музыка в век глобальной информатизации, способна ли культура позитивно влиять и формировать мировоззрение современного человека?».

Ответ на данный вопросы необходимо искать в высоком потенциале системы дополнительного образования детей, способной обеспечить на современном этапе эффективное формирование самодостаточности и конкурентоспособности воспитанника, проявляющего творческую инициативу в поиске новых способов действий и стремление к самореализации и самовыражению.

Современный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей, определенный Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения (2009), «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», методическим конструктором по внеурочной деятельности школьников ХХI века, выводят на первый план необходимость интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Таким образом, внеурочная деятельность должна быть направлена, в том числе, и на культурно-творческую деятельность, обеспечивающую формирование культурно-эстетической среды, сохранение богатств и традиций хореографического и вокального искусства, их органичного включения в современную образовательную систему. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов.

Театральная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации личности. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно и даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.

Стремительное инновационное развитие творческих объединений художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования детей обуславливает необходимостью целостного изучения в современных условиях феномена театра как синтетического по своей природе явления, способного вмещать в себя абсолютно все другие виды творчества, вместе с тем, чрезвычайно хрупкого и зависимого от влияния внешней среды.

Театр — это синтезированный вид искусства, сочетающий в себе многие виды творчества и поэтому в комплексную образовательную программу включены следующие обязательные направления: основы театральной этики и этикета, сцендвижение и пластика, музыкальное воспитание, актерское мастерство, сценическая речь.

Доступность, систематичность и наполненность процесса совместного освоения воспитанниками и педагогом содержания, форм и методов в данной комплексной образовательной программе обеспечивают усвоение основ актёрского мастерства.

Таким образом, актуальность разработки и реализации комплексной программы образовательной деятельности театрального объединения «Театр» определяется необходимостью целостного изучения гармоничного развития личности, сочетающего в себе духовное богатство, многообразие сценических образов, эстетическое восприятие окружающего мира.

Инновационной составляющей в организации образовательного процесса театрального объединения «Театр» будет являться принятие такой модели выпускника, для которой доминантным становится формирование социально-активной, мобильной личности, умеющей адаптироваться к качественно новым условиям жизнедеятельности, свободной и ответственной, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей.

 

При разработке данной комплексной программы мы использовали подходы:

  1. Культурологический (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский), включающий три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностное отношение к окружающему социуму), технологический (появление новых способов деятельности) и личностно-творческий (становление человека как творческой личности), что позволяет организовать субъект-субъектные отношения педагога и подростка, диалогичности культурных смыслов, значений и ценностей совместной деятельности. В ряде аспектов культурологический подход перекликается с концепцией социализации Т. Парсонса: индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Образование как инструмент социализации есть процесс наполнения сознания и жизненного мира индивида нормами и ценностями культуры.
  2. Антропологический (А.Г.Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков), рассматривавший личность как феномен индивидуальности и социальности, вбирающий в себя весь исторический опыт человечества, перерабатывая его для формирования на данном фундаменте своей неповторимости, индивидуальности. Приоритетность данного подхода обусловлена большим кругом проблем, связанных с формированием современного человека – в аспекте биологии, социологии, культуры, валеологии, человековедения (Ч. Дарвин, К. Линей, Р. Мартин, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский и др.).
  3. Личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская И.С. Якиманская), предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, что подразумевает становление субъект-объектных отношений. Реализация данного подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания образовательного процесса, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого воспитанника для обеспечения гармоничного, целостного его развития, что зависит от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства.

В исследованиях Е.В. Бондаревской в рамках культурологической концепции личность человека и его развитие рассматриваются через призму понятия культуры. Развитие личности составляет содержание культуры. В.В. Сериков в концепции личностно ориентированного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».

  1. Креативный, включающий систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию (В.Г. Рындак). В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Нужно помнить, все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями, новые течения – это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет.

На основе выделенных подходов, необходимо соблюдение следующего комплекса принципов реализации данной программы:

  • культуросообразности, обеспечивающей построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культуры, в том числе музыкальной и хореографической;
  • сознательности и активности, предполагающий формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий, понимание их сущности и активно заинтересованное их выполнение ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в хореографической деятельности;
  • осознания цели занятий как объективной необходимости, включает формирование устойчивого интереса и стремления преодолевать трудности к однотипным утомительным упражнениям, и «скучным» заданиям на основе глубокого понимания их важности, необходимости;
  • наглядности обучения, предполагающий как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью, поскольку деятельность воспитанников носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств, образующих единый «комплексный анализатор»;
  • систематической оценки и поощрения достигнутых успехов, включает систему оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения воспитанников на пути физического совершенствования;
  • доступности, включает постепенности и последовательности – планомерное и одновременное развитие физических способностей воспитанников;
  • межпредметности, что подразумевает связь образовательной программы с другими областями деятельности, единства содержания и художественной формы, идейной общности и взаимосвязи искусств, целостного культурного и духовного развития личности;
  • дифференциации и индивидуализации, предполагающих учет особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей, рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки;
  • творческого успеха, позволяющего в процессе индивидуальной и коллективной деятельность определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижения успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по саморазвитию и самосовершенствованию Я-концепции.

 

Формы обучения: Занятия театральной студии включают наряду с работой над спектаклем проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров театров.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением спектакля строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор спектакля; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всего спектакля; беседы по теме спектакля, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Цель: раскрытие творческих способностей учащихся театрального объединения «Театр» средствами театрального искусства, содержащего в себе духовные, нравственные ценности с целью реализации их активной жизненной позиции, конкурентоспособности, творческого осмысления, профессионального самоопределения на пути дальнейшей социально-значимой жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Актуализация интереса воспитанников к эстетическому искусству с целью развития его успешной учебно-познавательной деятельности в области актёрского мастерства.
  2. Формирование у воспитанников базового уровня и начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области актёрского мастерства на основе изучения основных принципов актёрской деятельности, ознакомления с профессиональной терминологией, историей развития театра.
  3. Содействие развитию эмоционального отклика на прекрасное, умения фантазировать и образно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
  4. Воспитание свободной личности, которой присущи истинные ценностные ориентиры, высокий уровень духовно-нравственной культуры.

 

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особая чувствительность.

В соответствии с ФГОС в комплексной программе представлено четыре вида универсальных учебных действий (табл. 1).

Таблица 1

УУД воспитанника ТО «Театр»

УУД ТЕХНОЛОГИИ И

МЕТОДЫ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЕ

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическое оценивание.
  1. Разнообразная художественно-эстетическая деятельность в форме пения, драматизации, музыкально- пластических движений, импровизаций, взаимодействия в процессе осознания и коллективного воплощения различных художественных образов, направленная на поиск нравственных постулатов.
  2. Решение художественно- практических задач в ходе проблемного диалога, что стимулирует мотивацию обучения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
  3. Создание ситуаций успеха (конкурсная деятельность) направлена дальнейшее самоопределение, социализацию.
  1. Сформированная учебная мотивация.
  2. Осознанность учения и личная ответственность.
  3. Адекватное реагирование на трудности.
  4. Осознание собственных нравственных качеств.
  5. Оценивание чужих поступков.
  6. Личностное самоопределение (самопознание, самооценка, идентичность).
  7. Профессиональное и жизненное самоопределение.
  8. Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция.
  1. Формирование замысла и его реализация в драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании, хореографическом этюде в ходе понимания учебной задачи.
  2. Методы сравнения и классификации музыкальных и хореографических явлений на основании избранных критериев.
  3. Анализ музыкальных произведений и хореографических постановок с целью выделения существенных признаков,
  4. Синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности произведения, определение причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выведение доказательств и их обоснование.
  1. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
  2. Планировать решение учебной задачи (алгоритм действий).
  3. Корректировать деятельность, определять способы устранения трудностей и ошибок.
  4. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
  5. Сравнивать с «эталоном» результаты своей деятельности.
  6. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  1. Приемы: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки».
  2. В процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения вокально-хореографического искусства в жизни человека и общества;
  3. Методы синтеза и анализа мировых культурных шедевров, в ходе чего осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
  1. Различать методы познания окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление).
  2. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
  3. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
  4. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
  5. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.
  6. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
  7. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.
  8. Строить модели (преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать) с учетом их художественной специфики.
  9. Исследовать собственные способы решения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • планирование сотрудничества;
  • постановка вопросов;
  • -разрешение конфликтов;
  • -управление поведением;
  • -умение
  • выражать

   свои мысли.

  1. Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение вокально-хореографических произведений, в которых личность отстаивает главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, равенство, любовь, счастье родных и близких.
  2. Организация взаимодействия между воспитанниками: в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения; в объединении усилий при выполнении творческого задания; в совместном поиске ответа, требующего догадки.
  3. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений воспитанника о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов.
  4. Организация поездок на конкурсы и фестивали способствует приобретению коммуникативных навыков в России и за рубежом, социализации, адаптации воспитанников.
  1.  Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
  4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  5. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Возраст детей. Программа предназначена для работы с детьми от 3 до 18 лет.

Сроки реализации программы. Данная программа по целям обучения – развивающая, является однопрофильной по форме организации содержания;

по уровню освоения – специализированная;

по виду образовательной деятельности – познавательная;

по типу – авторская.  

Срок реализации программы – 3 года.

 

Прогнозируемая результативность по годам обучения

1 год обучения

К концу 1 года обучения воспитанники должны:

  • знать основные правила техники безопасности и поведения на занятии;
  • различать различные виды театра;
  • знать точки зала;
  • иметь элементарные знания по анатомии человека.
  • выполнять ритмические упражнения с заданием;
  • выполнять перестроение в соответствие с заданием;
  • исполнять элементы разученных постановок;
  • построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями.

2 год обучения

  • знать основные правила техники безопасности и поведения на занятии;
  • выполнять простейшие этюдные формы;
  • знать основные позиции рук и ног, держать осанку;
  • уметь ориентироваться в пространстве;
  • эмоционально откликаться на художественные произведения;
  • знать основы этики и эстетики сцены;
  • знать основы здорового образа жизни.

3 год обучения

  • знать основы актёрского мастерства;
  • выполнять этюдные формы и пластические упражнения;
  • освоить сценическую речь;
  • выполнять перестроения;
  • уметь импровизировать.

Итоговая аттестация:

На экзамен выносится подготовленный в течение полугода одноактный спектакль. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения вышеперечисленными умениями и навыками.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа делится на несколько модулей в зависимости от возраста обучающихся и различаются углубленностью работы с материалом.

1 модуль – учащиеся от 3 до 6 лет

2 модуль – учащиеся от 7 до 14 лет

3 модуль – учащиеся от 15 до 18 лет

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Введение в театр и её культура.

Древнее язычество и театр. Культура Древнего Востока. Древнегреческая культура и древнегреческий театр. Культура и театр Древнего Рима.

Многообразие выразительных средств в театре.

Сцена, сценическое построение. Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление). Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Основы словесного действия – 4 часа.

Аутотренинг. Разминки. Массажи. Артикуляционная гимнастика.

Начальные элементы актерского мастерства – 10 часов

Значение поведения в актерском искусстве. Этика сцены. Целостный образ актера. Характер героя. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.  Искусство перевоплощения. Сценическая правда. Значение подробностей в искусстве. Виды репетиционной работы.

Бессловесные элементы действия- 13 часов.

Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации).  Этюды на беспредметное действие. Оправдание заданных элементов действий. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия (на материале бессловесных элементов действия, заданных элементов поведения). Наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии.

Риторика – 10 часов.

Из истории риторики. Общение. Виды общения. Речевая деятельность. Качества речи. Речевые жанры. Речь правильная и хорошая. Первичные тексты. Рассказы. Сказки и притчи.

Сценическое движение – 6 часов.

Пластика. Рождение пластического образа. Движение и музыка. Освоение пространства. Создание сценического образа.

Подготовка спектакля – 46 часов

Работа над выбранной для спектакля пьесой. Распределение ролей. Чтение произведения учащимся. Отработка чтения каждой роли. Репетиции. Отработка спектакля в целом. Музыкальное и звуковое оформление спектаклей. Шумовые эффекты, звукоподражание

Подготовка номеров – 14 часов.

Подготовка номеров, различной направленности, к календарным праздникам.

Изготовление декораций – 9 часов

Декорации, необходимые для текущей постановки, красочного оформления (деревья, цветы, птицы, облака и т.д.).

Костюмерная –10 часа

Различные виды тканей, материалов. Раскрой, пошив одежды с учетом характеров героев. Украшение одежды.

Исторические экскурсы – 6 часов

Тренинги – 6 часов

«Развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии»

«Развитие зрительного внимания»

«Пластический тренинг»

Тренинг по актерскому мастерству, жестикуляции рук и пластики тела.

«Мышечная свобода»

«Внимание»

 

Содержание программы

Учебный план

№ п/п Название разделы, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего В том числе:
Теория Практика
Вводное занятие 2 1 1
I Раздел «Введение в театр» 4 2 2
1.2 Мир театра. Упражнения на погружение 4 2 2
1.3 Эмоции актёра 4 2 2
1.4 Мимика и жесты 8 2 6
1.5 Сценическое движение и пластика 8 2 6
II. Раздел «ВИДЫ ТЕАТРА»
2.1 Театр теней. Виды и формы 4 2 2
2.2 Театр теней. Марионетки. Импровизационный спектакль 8 4 4
2.3 Пластический театр теней. Основные техники и приёмы 8 4 4
2.4 Пластический театр теней. Подготовка этюдов» 8 4 4
2.5 Постановка и режиссура. Виды и техники 8 4 4
2.6 Пластический театр теней. Этюды 8 4 4
2.7 Анализ спектаклей известных режиссёров 8 4 4
2.8 Декорации и реквизит и их возможности 8 2 6
III Раздел 3: «работа над отчётной работой»
3.1 Работа над сценарием отчётного спектакля 4 2 2
3.2 Постановка пластических номеров отчётного спектакля 10 2 8
3.3 Работа над пластическими номерами отчётного спектакля 10 2 8
3.4 Отработка пластических номеров отчётного спектакля 10 2 8
3.5 Анализ и разбор текста отчётного спектакля 4 2 2
3.6 Распределение ролей и работа над текстом отчётного спектакля 4 2 2
3.7 Постановочная работа отчётного спектакля 8 2 6
3.8 Репетиции отчётного спектакля 10 2 8
3.9 Работа с декорациями и реквизитом 8 2 6
3.10 Репетиции отчётного спектакля 8 2 6
V Раздел «Постановочный процесс»
4.1 Генеральный прогон 4 1 3
4.2 Отчётная работа 2 2
4.3 Анализ отчётной работы 2 1 1
Итоговое занятие 2 1 1
Итого:

 

Раздел 1. «Введение в программу»

Теория. Знакомство с обучающимися. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год. Техника безопасности.

ТЕМА 1.2. «МИР ТЕАТРА. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОГРУЖЕНИЕ»

Теория. Знакомимся с понятием «театр», кто такой актёр. Основные понятия театрального искусства.

Практика. Упражнения на погружение во внутренний мир и атмосферу. Дыхательные упражнения. Упражнения на вход в то или иное эмоциональное состояние.

ТЕМА 1.3. «ЭМОЦИИ АКТЁРА»

Теория. Виды эмоций их значение для зрителя. Что такое эмоциональная нагрузка, как она влияет на актёра и зрителей.

Практика. Игра «Крокодил. Эмоции». Тренинг «Зеркало».

ТЕМА 1.4. «МИМИКА И ЖЕСТЫ»

Теория. Что такое мимика. Какие функции она выполняет в работе актёра. Какие наиболее выразительные жесты используют актёры.

Практика. Тренинг «Мим». Упражнения на развитие жестикуляции.

ТЕМА 1.5. «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПЛАСТИКА»

Теория. Что такое сценическое движение. Его виды и формы. Его функции в работе актёра.

Практика. Портерная пластика. Упражнение на растяжку мышц. Отработка основных сценических движений.

 

РАЗДЕЛ 2. «ВИДЫ ТЕАТРА»

Теория: Основные виды театра и театральных постановок.

ТЕМА 2.1. «ТЕАТР ТЕНЕЙ. ВИДЫ И ФОРМЫ»

Теория. Что такое театр теней. Его виды и основные формы.

Практика. Тренинг «Покажи животное». Игра «Угадайте тень». Показ усвоенного материала на практике.

ТЕМА 2.2. «ТЕАТР ТЕНЕЙ. МАРИОНЕТКИ. ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СПЕКТАКЛЬ»

Теория. Что такое театр теней. Функции и виды марионеток и их формы. Какие виды марионеток существуют и где используются.

Практика. Импровизационный спектакль «Репка».

ТЕМА 2.3. «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ»

Теория. Что такое пластический театр теней. Чем он отличается от обычного театра теней.

Практика. Основные техники и приёмы пластического театра теней. Игра «Покажи предмет».

ТЕМА 2.4. «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ. ПОДГОТОВКА ЭТЮДОВ»

Теория. Что такое пластический театр теней. Чем он отличается от обычного театра теней.

Практика. Подготовка основных этюдов с использованием основных техник пластического театра теней.

ТЕМА 2.5. «ПОСТАНОВКА И РЕЖИССУРА. ВИДЫ И ТЕХНИКИ»

Теория. Что такое постановка. Роль режиссера в театральной деятельности. Основные методы режиссуры и способы их применения на сцене.

Практика. Игра «Режисёр в театре». Разработка постановки сказки «Красная шапочка».

ТЕМА 2.6. «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ. ЭТЮДЫ»

Теория. Что такое пластический театр теней. Чем он отличается от обычного театра теней

Практика. Показ подготовленных этюдов пластического театра теней.

ТЕМА 2.7. «АНАЛИЗ СПЕКТАКЛЕЙ ИЗВЕСТНЫХ РЕЖИССЁРОВ»

Теория. Анализируем просмотренный материал. Какие виды режиссуры были использованы.

Практика. Просматриваем отрывки из спектаклей известных режиссеров.

ТЕМА 2.8. «ДЕКОРАЦИИ И РЕКВИЗИТ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ»

Теория что такое реквизит. Как его используют в театральной постановке. Виды и формы декораций.

Практика. Создаём свои собственные декорации из подручных средств и применяем на сцене.

РАЗДЕЛ 3: «РАБОТА НАД ОТЧЁТНОЙ РАБОТОЙ»

ТЕМА 3.1. «РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Теория Разбор сценария отчётного спектакля. Его суть. Основные моменты сценария.

Практика. Разводка отчётного спектакля.

ТЕМА 3.2. «ПОСТАНОВКА ПЛАСТИЧЕСКИХ НОМЕРОВ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Теория Какие виды пластического номера подходят к данному спектаклю.

Практика. Работа над массовыми пластическими номерами отчётного спектакля. Сольные партии.

ТЕМА 3.3. «РАБОТА НАД ПЛАСТИЧЕСКИМИ НОМЕРАМИ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Отработка поставленных пластических номеров.

ТЕМА 3.4. «ОТРАБОТКА ПЛАСТИЧЕСКИХ НОМЕРОВ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Отработка пластических номеров.

ТЕМА 3.5. «АНАЛИЗ И РАЗБОР ТЕКСТА ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Теория. Анализируем реплики и основные линии сюжета. Какие чувства и эмоции испытывают герои спектакля, их характеры и линии поведения.

 

ТЕМА 3.6. «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ И РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Теория Распределение ролей по учащимся.

Практика. Читка текста по ролям. Разбор интонаций в тексте. Эмоциональные паузы и повышения голоса.

ТЕМА 3.7. «ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Расстановка основных персонажей их действия на сцене.

ТЕМА 3.8. «ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Расстановка массовки и отдельных массовых номеров спектакля. Работа над освоением пространства сцены. Движение и пластика спектакля.

ТЕМА 3.9. «РЕПЕТИЦИИ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Репетиция и сводка основных сцен спектакля. Отработка движений и речи.

ТЕМА 3.10. «РАБОТА С ДЕКОРАЦИЯМИ И РЕКВИЗИТОМ»

Теория Какие виды декораций подходят данному спектаклю. Формы реквизита и правила работы с ним.

Практика. Отработка сцен спектакля с основным реквизитом и элементами декораций.

ТЕМА 3.11. «РЕПЕТИЦИИ ОТЧЁТНОГО СПЕКТАКЛЯ»

Практика. Отработка спектакля полностью. Учёты нюанцев и разбор ошибок.

ТЕМА 4.1. «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОГОН»

Практика. Генеральный прогон спектакля. Проверка реквизита и декораций.  Прогон в костюмах.

ТЕМА 4.2. «ОТЧЁТНАЯ РАБОТА»

Практика. Показ отчётного спектакля.

ТЕМА 4.3. «АНАЛИЗ ОТЧЁТНОЙ РАБОТЫ»

Теория. Просмотр отчётного спектакля. Разбор ошибок. Анализ проделанной работы.

Теория. Подведение итогов курса. Рефлексия.

 

Предполагаемые результаты обучения по окончании первого года обучения

Знать: Уметь:
1. Что такое театр;

2. Чем отличается театр от других видов искусств;

3. С чего зародился театр;

4. Какие виды театров существуют;

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене;

2. Образно мыслить;

3. Концентрировать внимание;

4. Ощущать себя в сценическом пространстве.

 

Список используемых источников

  1. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978.
  3. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
  4. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. Учебное пособие. – М., Искусство, 1976.
  5. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. – М.. Всероссийское театральное общество, 1984.
  6. Павлов А.Н. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / – М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  7. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  8. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  9. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М., Искусство, 1983.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной направленности “Театр”