автор: Дудрова Любовь Валерьевна

Учитель математики МОУ “Основная общеобразовательная школа с. Куликовка Вольского района Саратовской области”

Внеурочная деятельность по геометрии как подготовка к ОГЭ

При организации внеурочной деятельности следует учитывать особенности региона, социума и прежде всего специфику сельской школы. Проанализировав ряд исследований, в которых достаточно подробно освещены вопросы организации внеурочной работы в условиях сельской школы, охарактеризуем специфические особенности организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Замкнутость социального пространства, удаленность многих сельских школ от культурных центров создают особые проблемы при организации внеурочной деятельности детей:

– малая наполняемость классов и небольшой количественный состав учащихся, интересующихся математикой и желающих заниматься ею во внеурочное время;

– дефицит свободного (внеурочного) времени у учащихся в первую очередь из-за большой загруженности бытовым трудом;

– ограниченность доступа учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, недостаточная связь школы с культурными и образовательными центрами региона и др.

Задача школы, независимо от условий,  помочь детям освоить различные формы общения и досуга, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Поэтому организация школой внеурочной деятельности имеет особое значение, так как сельские учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях.

Несмотря на вышеизложенные трудности, внеурочная деятельность в сельских школах имеет и благоприятные условия для организации внеурочной работы:

– повседневные тесные связи учащихся с жителями села;

– включенность учащихся в производственные и социально-экономические проблемы села;

– территориальная приближенность школы к сельхозпредприятию села;

– хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга;

– устойчивые положительные традиции, культура, атмосфера общинности на селе;

– непосредственная близость детей к живой природе.

В сельской школе одним из способов организации внеурочной деятельности по математике являются разновозрастные группы. На мой взгляд, это наиболее эффективный способ для маленьких школ. В нашей школе мы организуем внеурочную деятельность, объединяя классы по уровням 1-4 и 5-9.  В этом случае успешно решаются как образовательные (прочность усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение, углубление и расширение предметных знаний и т.д.), так и воспитательные (организация взаимообучения, расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, воспитание у старших детей внимательного отношения к людям через заботу о младших, а у младших – уважительного отношения к старшим и т.д.) задачи.

Кружок по математике в нашей школе называется «Математика вокруг нас». Программа по данному кружку рассчитана для обучающихся 5-9 классов. Одним из основных средств, применение которого, создает хорошие условия для достижения прикладной и практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). У сельского учителя имеется возможность воспитывать интерес к математике через демонстрацию ее практической значимости. На занятиях разновозрастных математических групп можно предлагать учащимся решать математические, а в частности ,геометрические задачи с практическим содержанием по разным областям: задачи из обиходной жизни, из техники и сельской жизни, из географии и землеведения; из физики; из обиходной жизни. Рассмотрим задачи , какие я использую по  внеурочной деятельности.

В этом году на территории нашего села начали строительство церкви. Мы собучающимися приняли небольшое участие. Прораб стройки дал задание.

Посчитать количество кирпича, которое потребуется на стену. Ребята с большим интересом принялись ему помогать.

Задача: Сколько кирпича и раствора требуется для постройки стены длиной 20 м, толщиной 50 см и высотой 2,5 м, если на 1 м3 кладки расходуется 400 кирпичей, а расход раствора составляет 20% объема кладки?

Задача: Сколько кирпича и раствора требуется для постройки стены длиной 20 м, толщиной 50 см и высотой 2,5 м, если на 1 м3 кладки расходуется 400 кирпичей, а расход раствора составляет 20% объема кладки?

Также в нашем селе осуществляет свою деятельность сельхоз предприятие ООО «Куликовское». Мы с ребятами часто ходим туда на экскурсию, посмотреть на их работу и за примерами для задач. Однако здесь следует избирать задачи с большой осмотрительностью, чтобы техническое содержание лишь иллюстрировало геометрические отношения, а не усложняло их. Само собою разумеется, материал там можно черпать практически неограниченно, примерами могут служить задачи:

Задача: Автоцистерна для перевозки бензина имеет форму цилиндра. Диаметр, которого равен 1,4 м, а длина – 3,5 м. Сколько тонн бензина можно налить в такую цистерну, если заполнить ее доверху? плотность бензина кг/м3. Диаметр и длину ребята измерят сами на примере самой автоцистерны.

Или Задача: Сколько рейсов придется сделать автомашине для перевозки 12 бункеров комбайна (1 бункер пшеницы 6 т). Грузоподъемность машины определите на примере сами.

Или вычислить площадь земельного участка, согласно кадастровой схеме, которую любезно согласился нам дать  начальник предприятия.

Часто мы с ребятами ходим по селу ищем симметрию в зодчестве деревянных домов, ходим в гости к пчеловодам, знакомимся со строением сот. В физиологии, зоологии и ботанике так же можно найти темы для геометрических упражнений. Задач с подобным содержанием не много, но ими особенно надо дорожить, так как помимо своего образовательного значения, они желательны еще и потому, что весьма способствуют оживлению занятий и освежению внимания. Многие задачи этого рода удобнее разбирать во время экскурсий, подготавливая и собирая материал для классных упражнений:

Задача: В квадратном сантиметре пчелиных сотов можно насчитать в среднем 4 ячейки имеющих форму равных правильных шестиугольников. Определить длину стороны каждой стороны ячейки.

Очутившись возле одинокого дерева, не надо упускать случая измерить его диаметр по окружности, а также его высоту по тени или каким либо другим из многих способов геометрического определения недоступных высот

Задача: Обхват дерева (длина окружности) – 88 см. Вычислите с точностью до 1 см²) площадь поперечного сечения этого дерева. Составьте таблицу для нахождения по ней площади поперечного сечения дерева по обхвату его. Сделайте это, например, для таких обхватов: 20, 30, 40, 50, 60, 70 см, 1 м.

Ну а когда погода не позволяет, ребята с удовольствием смотрят фильмы об ученых-математиках. Наиболее удачным интернет ресурсом по фильмам я для себя выявила сайт http://math4school.ru

После просмотра ребята решают особого рода поучительные и интересные упражнения старинных геометрических задач, сохранившихся в памятниках математической литературы.

Задача:Найти высоту свечи, зная длины теней, отбрасываемых вертикальным шестом в двух различных положениях, и расстояние между ними

 

На наши внеурочные занятия мы часто зовем к себе в гости представителей разных профессий.

Для примера я включила в свою презентацию одно из своих занятий «сколько стоит друг?» гостем этого занятия был ветеринар.

Жирным шрифтом я выделила,  что на занятии выполняется практическая работа с фигурами танаграм, я стараюсь чаще их включать в свои занятия, потому что ни увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку учащихся.

Каждое занятие, конечно, требует особой подготовки. Для этого, например, надо заранее скачать материал таблицы суточного рациона животного и даже образцы корма.

Домашнее задание, я задаю чаще всего приложения для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей https://learningapps.org. На примере я покажу ,как оно работает (если есть интернет)

Обычно раз в четверть мы с учителем физической культуры объединяем  свои кружки и проводим математический квест. Ребята делятся на две команды и получают ребус, разгадывая его, они получали нахождение первой точки,  где они получают конверт с QR кодом, и через приложение на своем телефоне они его считывали. Там была задача. Решив ее, они получали ребус, в котором было зашифрована следующая точка квеста.

 

Внеурочная деятельность по геометрии как подготовка к ОГЭ