автор:

Жирова Надежда Николаевна

педагог-библиотекарь с.Целинное МБОУ Целинная ОШИ № 15

Самойлова Ирина Михайловна

историк с.Целинное МБОУ Целинная ОШИ № 15

Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний

 

                         статья

Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний в стихотворениях К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..» и Д.Самойлова «Сороковые».

                                   Провели:

Жирова Н.Н             

Оборудование:  Историческая карта «Великая Отечественная война», портреты К.Симонова, А.Суркова, Д.Самойлова, репродукции картин, фотографии, кинохроника  о войне, песни военных лет, тексты стихотворений и статьи в учебнике по литературе, справочный исторический материал о войне, фотография памятника летчику Г.Баламуткину

                  Ход урока

  1. Организационный момент.

Неумолимо течет река времени. Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Много воды утекло с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов и сел. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут  как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через несколько лет люди почти не будут вспоминать об этой войне.

 – А нужно ли сейчас вспоминать эту такую далекую Великую Отечественную войну, знать историю страны?

Юное поколение зачастую не испытывает гордости за свой народ и его историю (плохо знает ее или не знает вовсе), не умеет ценить свою национальную самобытность. А ведь нашему народу есть чем гордиться, что хранить как святыню. И одна из этих святынь – подвиг народа во время Великой Отечественной войны. Сейчас о нем вспоминают только перед Днем Победы, а надо бы – всегда… Ведь на полях войны гибли прадеды многих из нас.

           2.Учитель литературы.

К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких, к тревоге за своих детей и своей страны.

Чтобы подобное не повторилось, нам нужно знать о войне. Ведь как говорят: «Человек есть то, что он помнит».

Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный урок – исследование. Тема урока: «Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний в стихотворениях К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..» и Д.Самойлова «Сороковые».

  – А кто нам поможет узнать о жизни человека на войне?

Историки, художественные произведения, кинофильмы, картины, песни…

 

Цели нашего исследования: доказать, что современному человеку нужно знать о войне, читая поэзию; это помогает почувствовать свою связь с историей страны; ощутить, как патриотические чувства в поэзии того времени соединились с личными переживаниями поэтов и сегодняшним нашим восприятием тех событий.

Задачи:

1 дать историческую справку о начале войны,

2 рассказать о биографии и творчестве поэтов,

3 подобрать цитаты из стихотворений к произведениям живописи о войне, сделать свои рисунки к стихам,

4 проанализировать поэтический текст,

5 выразительно прочитать стихотворения

Для решения задач нужно разделиться на 5 групп:

1 историки,

2 художники,

3 биографы,

4 литературоведы,

5 чтецы.

Каждая группа выполняет задания, читает статьи и текст стихотворения.

По ходу работы заполняем на доске «Боевой листок»

Эпиграф: Человек есть то, что он помнит.

Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается  будущее… Память, не оставь нас.

2.Работа в группах. (10 мин.)

  1. Беседа.

             1Учитель литературы.

Вехи истории. Они не только в скромных мемориальных досках и величественных монументах – надежных знаках памяти человеческой, но и в слове. Одна художественная литература о войне уже сегодня составляет сотни томов. С самых первых дней войны литераторы, все, как один, к «штыку приравняли перо» и сделали из него грозное оружие, которого гитлеровцы страшились не меньше, чем знаменитых «Катюш».

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Звучит песня «Священная война».

            2 Учитель истории

– Почему война названа «Священной»?

Война за правое дело, за родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война за свободу родины против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священна», потому что защита отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.

3  Послушаем историческую справку о начале войны – слово историкам.

Учитель истории.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю.

На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики – так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года.

Великая Отечественная война (1941-1945) – война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и ее европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.

Название «Великая Отечественная война» стало использоваться после радиообращения Сталина к народу 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «отечественная» употребляются раздельно. Впервые это словосочетание было применено к данной войне в статьях газеты «Правда» от 23 и 24 июня 1941 года и поначалу воспринималось не как термин, а как одно из газетных клише, наряду с другими подобными словосочетаниями: «священная народная война», «священная отечественная народная война», «победоносная отечественная война». Термин «Отечественная война» был

закреплен введением военного Ордена Отечественной войны, учрежденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года.

  В ходе этой войны было разрушено множество городов и памятников древности, была подорвана экономика, были унесены миллионы человеческих жизней.

  Противостояние захватчикам осуществляла не только военная мощь государства, но и сам народ поднялся на эту войну. Сражались все: старики, женщины и даже дети, были созданы партизанские отряды и подпольные организации. Вот в чем и заключается смысл термина «Великая Отечественная война» : в единстве наций в трудные времена, в патриотическом настроении самого народа (мы можем видеть это на примерах отважных партизан, подростков и юношей, ушедших на фронт и погибших ради своей родины), в самоотверженном и доблестном служении Отечеству.

  В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев : Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева и других. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

               Историки.

Великая Отечественная война закончилась победой Советского Союза над фашистами и взятием Берлина. Великая Отечественная война длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Основные периоды Великой Отечественной войны. Карта военных действий.

  Начальный период войны (22 июня 1941 – 18 ноября 1942). 22 июня Германия вторглась на территорию СССР и к концу года смогла завоевать Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Молдавию и Белоруссию – войска двинулись вглубь страны, чтобы захватить Москву. Российские войска несли огромные потери, жители страны на захваченных территориях оказались в немецком плену и были угнаны в Германию в рабство. Однако, несмотря на то, что Советская армия проигрывала, ей все же удалось остановить немцев на подходе к Ленинграду (город был взят в блокаду), Москве и Новгороду. План «Барбаросса» не дал желаемых результатов, битвы за эти города продолжались вплоть до 1942 года.

    Период коренного перелома (1942-1943 гг.). 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск, которое дало существенные результаты – одна немецкая и 4 союзных армии были уничтожены. Советская армия продолжала наступление по всем направлениям, им удалось разгромить несколько армий, начать преследование немцев и отодвинуть границу фронта обратно в сторону запада. Благодаря наращиванию военных ресурсов (военная промышленность работала в особом режиме) советская армия существенно превосходила немецкую и могла теперь не только оказывать сопротивление, но и диктовать свои условия в войне. Из обороняющейся армия СССР превратилась в нападающую.

    Третий период войны (1943-1945). Несмотря на то, что Германии удалось существенно нарастить мощь своей армии, она все же уступала советской, и СССР продолжал играть ведущую наступательную роль в военных действиях. Советская армия продолжала продвигаться в сторону Берлина, отвоевывая захваченные территории. Был отвоеван Ленинград, и к 1944 году советские войска двинулись в сторону Польши, а затем и Германии. 8 мая Берлин был взят, а немецкие войска объявили безоговорочную капитуляцию.

Потери.

    Мы знаем и неустанно повторяем, что Великая Отечественная война была самым тяжелым испытанием, выпавшим на долю нашего народа за всю его многовековую историю. Всем известны ее страшные итоги – десятки миллионов жизней. Сотни разрушенных городов и деревень, от которых остались одни пепелища. Всего потери Красной Армии за годы войны составили 12 млн человек (5,2 млн боевые потери, 1,1 млн – умершие от ран в госпиталях, 0,6 млн – погибшие от болезней, 5,1 млн – попавшие в плен; при этом известно, что 3,3 млн погибли в немецких лагерях для военнопленных. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) – 26,6 млн.человек.

  Людские потери Германии – 4,047 млн военнослужащих погибшими и умершими (в том числе 3,605 млн погибших, умерших от ран и пропавших без вести на фронте; 442 тыс. умерших в плену), еще 2,91 млн вернулись из плена после войны.

  В СССР было разрушено 1710 городов и поселков, 32 тысячи крупных и средних промышленных предприятий, 48 тыс. км.  железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей было разграблено.

Основные сражения Великой Отечественной войны.

Битва за Москву (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942),

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944),

Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943),

Битва за Кавказ (25 июля 1942 – 9 октября 1943),

Курская битва (5 июля – 23 августа 1943),

Битва за Берлин (16 апреля – 8 мая 1945)

Итоги и значение Великой Отечественной войны.

Основное значение Великой Отечественной войны состояло в том, что советская армия окончательно сломила немецкую армию, не давая Гитлеру возможности дальше продолжать свою борьбу за мировое господство. Война стала переломным моментом в ходе Второй Мировой и фактически ее завершением.

Однако победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме, заводы работали в основном на военную промышленность, поэтому после войны пришлось столкнуться с тяжелейшим кризисом. Многие заводы были разрушены, большая часть мужского населения погибла, люди голодали и не могли работать. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться.

Несмотря на глубокий кризис, СССР превратился в сверхдержаву, резко возросло политическое влияние на мировой арене. Союз стал одним из самых крупных и влиятельных государств, наравне с США и Великобританией.

 

            Учитель литературы

Мы знаем о войне во многом благодаря фронтовым корреспондентам. Их задача была не из легких: они воевали наряду с другими бойцами и в то же время должны были писать очерки, заметки, брать интервью, фотографировать, снимать кинохронику, чтобы Родина знала о своих героях. Оружием военкоров были помимо автомата фотоаппарат «Лейка» или кинокамера, блокнот и авторучка.

            4 Художники-

Расскажите, как изобразил художник А. Никич военкоров  на своей картине «Военные корреспонденты»

– Как показаны военкоры?

– Что мы узнаем о службе этих бойцов?

На заднем плане изображен бой, бегут бойцы, горит техника. А на переднем плане  у противотанковых ежей на обломках два военкора снимают этот бой: они стараются не пропустить ни одного момента. Широко расставив ноги для упора, стоит один из них, а второй уже ранен ( значит не на безопасном месте военкоры), ремень кинокамеры сполз с его плеча, безжизненно опустились руки, он вот-вот упадет на своем боевом посту. Служба военкоров трудна и опасна – вот что рассказывает нам картина Никича.

          Учитель литературы

Был фронтовым корреспондентом и поэт Константин Симонов.

        5 Биографы

– По статье учебника рассказывают биографию К.Симонова  (1915-1979)

 

                    Учитель литературы

Истоки темы солдатского служения родине – в традициях семьи и в собственном жизненном опыте. Мать из древнего рода князей Оболенских. Отец был офицером (генерал-майором), пропал без вести на фронте в годы Первой мировой войны. Боевым офицером был и отчим Симонова А.И.Иванишев, после революции преподававший тактику в военных заведениях. «С детства у меня была привязанность к армии, соединенная с уважением,» – писал Симонов в автобиографии. Настоящие мужчины, защитники Отечества, люди долга и чести, станут героями многих произведений писателя.

Прошел всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941), посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

6 Анализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»

  1. Прочитайте самостоятельно стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

      Чтецы.

  1. Какое чувство, настроение, переживание автора в этом стихотворении?

Скорбное воспоминание о днях отступления, гордость за милую землю, где родился.

     Литературоведы.

3.О чем стихотворение?

О любви к родной земле, о безмерном народном бедствии, о душевной красоте, силе русского человека. Не просто рассказ о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое – передает переживания, которые испытал весь народ, передает боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать.

 

       Историки.

4.Какой период войны изображен в стихотворении ?

Начальный, трагический период – отступление. Но событийная основа лишь толчок для раздумий об отношении к родной земле, ее истории, о жизни и смерти.

   Художники.

5.Какие картины войны изображает поэт?

Образ русской земли создается через образ дорог, «слезами измеренных», с проселками, деревень с погостами, старухами и стариками

   Литературоведы.

  1. Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?

Оставляемые в тылу врага «усталые женщины», поившие солдат молоком, «седая старуха в салопчике плисовом», «весь в белом, как на смерть одетый,  старик» не о себе думают, – они поддерживают дух отступавших солдат, в их действиях забота, нежность, тревога за солдат и боль, беспомощность стыда, сочувствие  и сострадание.

    Историки.

7.Какие образы символизируют пространство, время ее истории, общей судьбы народа?

Дороги Смоленщины, деревни с погостами, («Как будто на них вся Россия сошлась»), проселки, «что дедами пройдены», околицы, где, «всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих».

     Биографы.

8.Любовь к родной земле. В чем она проявилась во время войны?

«Покуда идите, мы вас подождем». Общность каждого со всеми, с историей, природой («Мы вас подождем!»- говорили нам пажити, «Мы вас подождем!»- говорили леса») – это дает силы, вселяет веру в победу. Повторением слова «русская», «русский», «по-русски» выражается гордость за родную землю, готовность умереть за родину, но защитить  ее от врагов.

   Чтецы.

  1. С какой интонацией нужно произнести : «Мы вас подождем!» (заклинания)

   Художники.

  1. Какие цитаты из стихотворения вы подобрали к картинам?

 

   Чтецы.

11.Стихотворение – монолог, обращенный к другу, монолог – воспоминание о родине в пору тяжелых испытаний. Как передать интонацию дружеского разговора?

Прочитайте стихотворение, передав гамму чувств, переживаемых лирическим героем, – от скорбного воспоминания до гордости «за самую милую, за горькую землю, где я родился».

    Биографы.

12.Почему стихотворение произвело сильное впечатление на людей,      стало популярным, любимым в народе?

      7.Учитель литературы.

Стихотворение К.Симонова посвящено его другу Алексею Суркову («Ты помнишь, Алеша..»).  А Алексей Сурков – автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»).

     Биографы.

  1. Расскажите об истории этой песни А.Суркова и К. Листова «Землянка» (« Бьется в тесной печурке огонь»)

Возникло стихотворение, ставшее песней, случайно. Это были 16 «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года после трудного дня под Истрой, когда воинам пришлось ночью пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Письмо  он сложил из слов, какие тогда пришли: просто рассказал жене, где он находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны. В феврале 1942 года К. Листов попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». А.Сурков вспомнил о стихах, переписал начисто и отдал композитору. Песня стала популярной, первыми исполнителями были Леонид Утесов и Лидия Русланова.

Звучит песня «Землянка» слова А.Суркова, музыка К.Листова

 

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега –

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

    Литературоведы.

  1. Как показана война в этом стихотворении?

Темная землянка с низким потолком, боец, склонившийся над письмом к любимой, едва мерцающий огонек железной печки. Вокруг холодный снежный лес, слышится завывание вьюги и далекие артиллерийские раскаты.

     Учитель литературы.

Во время войны цензура не хотела пропускать стихотворение из-за печальных строк : «Зачем расстраивать воюющего  солдата?»

    Чтецы.

  1. Какие строчки показались  цензуре печальными? Расстраивало ли стихотворение солдата?

Здесь глубина веры человека, его мужество, впереди бой, он может погибнуть, но и последние часы он проведет в мыслях о любимой.

   Историки.

  1. Согласны ли вы с тем, что стихотворение надо было публиковать в годы войны? Почему?

В.А.Ковалев пишет: « Стихотворение Суркова не обещает любящим близкой встречи, так как жизнь на войне ходит по кромке смерти. Но лишено ли оно внутренней жизнестойкости? Нет, оно поднимает и облагораживает человека своей правдивостью и верой в мужество».

    Биографы.

    5.Письмо в стихах. О чем поэт рассказал жене?

   Художники.

  1. Какие строчки подобрали к картинам и фотографиям?

 

  Чтецы.

  7.Читают стихотворение.

    Учитель литературы.

О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Д. Самойлова (1920-1990). Оно называется просто « Сороковые». Слово «годы» излишне, у народа ассоциации со словом  «сороковые» однозначные – это о войне.

  8 Д.Самойлов «Сороковые»

    Биографы.

  1. Расскажите о поэте Д.Самойлове. (учебник)

Дополнение.

Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия –  Кауфман) родился в Москве в 1920 году. Отец был военным врачом, мать работала переводчицей во Внешторгбанке. В детстве много занимался музыкой. Окончил с отличием школу, поступил в 1938 году в Институт философии, литературы и истории, собираясь специализироваться по французской литературе. В начале войны направлен на строительство оборонительных  сооружений в Смоленской области. В августе 1942 года из военно-пехотного училища отправился на фронт. В марте 1943 года на подступах к Ленинграду был тяжело ранен. После многомесячного лечения в госпиталях вновь уходит на фронт. В звании старшего сержанта в составе моторазведроты с боями дошел до Берлина. После окончания войны продолжал учебу на филфаке  МГУ. Д. Самойлов –поэт фронтового поколения, он известен также как прозаик, драматург, блестящий переводчик. Стихотворение «Сороковые» написано не на войне, а через два десятилетия спустя.

  1. Читают самостоятельно стихотворение.

     Биографы.

  1. Как построено стихотворение? Какая композиция?

Смена кадров: общий вид, панорама, герой на войне. Бывший солдат листает альбом с фотографиями, как страницы своей памяти. «Это я на полустанке..» «Да это я на белом свете…»

 

     Историки.

  1. Какой период войны нарисован? Как поэт рисует общую картину войны?

Первый, самый тяжелый период Великой Отечественной войны. 2 строфы – войска, фронт, смерть, дорога.

    Художники.

     5.Найдите строчки к картинам.

     Чтецы.

      6.В первой строфе много эпитетов, что они передают?

«Военные и фронтовые, похоронные, эшелонные» – слышим тревожный перестук вагонных колес, видим горькие картины разрухи. «Сороковые. Роковые» – страшные, жестокие, незабываемые.

    Литературоведы.

  1. Почему так много слов, обозначающих пространство во 2 строфе  («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)? Какая тема появляется?

Три безличных предложения изображают холод, неустроенность, опустошающую силу войны. Повторы, многоточия ( «и погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…»)  усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Тема: народ, его судьба, Родина.

     Чтецы.

           8.Какой образ появляется в третьей-пятой строфе? С каким чувством вспоминает о себе юном поэт?

Воспоминания о себе тогдашнем, дан автопортрет лирического героя – солдата на войне. Доброе, ироничное отношение к себе юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого солдата.

    Художники.

      9.Какие приметы военной поры находим в портрете солдата?

 

     Литературоведы.

  1. 6 строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя. Докажите .

Война, беда, мечта и юность.

      Учитель литературы.

Само стихотворение родилось спустя 20 лет после  начала войны в 1961 году.. Лихолетье миновало, но то время навсегда в сердце. Оно перед глазами.

 

    Чтецы.

  1. Перечитайте 1 и последнее четверостишие. Отличаются ли они по настроению, интонации? О ком, о себе  или о целом поколении, говорит поэт?

В последней строфе воедино соединяются эпические и лирические картины: лирический герой ощущает себя частицей России, своего поколения.

    Биографы.

         12.Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая к ритмическим параллелизмам?

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые…

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Размышления лирического героя приобретают многозначный, философский смысл.

      Литературоведы.

      13.Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

«Война гуляет по России. А  мы такие молодые..» Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойственен оптимизм. Стихотворение заканчивается восклицанием: « А мы такие молодые!» – вопреки всему жизнь побеждает.

      Чтецы.

  1. Читают стихотворение. Каким настроением оно проникнуто? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

        Учитель литературы.

И я, солдат двадцатилетний,

Счастливый тем, что я есть я,

В болотах Волховского фронта

Расположилась наша рота,

И жизнь моя, и смерть моя.

     «Звезда»

Время и Память до последних дней поэта были главными опорами его жизни и творчества.

  1. Письменный ответ « Что узнали о войне из стихотворений поэтов?»
  2. Знаете ли вы фронтовиков?

   – Живут ли они рядом с вами? (сообщения о родных)

Кириллова Инна .  6 класс. Рассказ дедушки о военном детстве.

Басков Данила. 8 класс.  Мой прадед Григорий Баламуткин  – Герой Советского Союза.

    -Какого отношения они заслуживают?

        Учитель истории.

Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь. Война ушла в историю, но не ушла из истории.

 

       Учитель литературы.

Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Обязанность молодых – хранить эту память, перенимать их опыт, ответственность за само существование человечества на земле.

                         Ответ фронтовику.     Ю.Поляков

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

 

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

 

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слез.

Кинохроника.

11 Боевой листок.

Оценка работы в группах.

 

                                Историки.

  1. Историческая справка о начале войны.
  2. Прочитать стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины..» по учебнику и статью.
  3. Какой период войны изображен в стихотворении?
  4. Какие образы символизируют пространство, время истории страны, общей судьбы народа?
  5. Прочитайте стихотворение А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..»
  6. Согласны ли вы с тем, что это стихотворение надо было публиковать в годы войны? Почему?
  7. Прочитайте стихотворение Д.Самойлова «Сороковые» по учебнику и статью.
  8. Какой период войны нарисован в этом стихотворении? Как поэт рисует общую картину войны?

 

                        Художники.

  1. Подобрать цитаты из стихотворений к картинам, фотографиям, сделать свои рисунки на темы стихотворений, заполнять на доске «Боевой листок».
  2. Расскажите, как изобразил художник  А.Никич военкоров на картине «Военные корреспонденты» :

– Как показаны военкоры? Что видим на заднем, переднем плане?

– Что мы узнали о службе этих бойцов?

  1. Прочитать стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», статью в учебнике.
  2. Какие картины войны изображает поэт в этом стихотворении?
  3. Какие цитаты из стихотворения вы подобрали к картинам?
  4. Прочитать стихотворение А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..»
  5. Какие строчки стихотворения подобрали к картинам?
  6. Прочитать стихотворение Д.Самойлова «Сороковые» и статью по учебнику.
  7. Найдите строчки к картинам в стихотворении.
  8. Какие приметы военной поры находим в портрете солдата?

                Биографы.

  1. По статье учебника рассказать биографии. К.Симонова.
  2. Прочитать стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
  3. Любовь к родной земле. В чем она проявилась во время войны?
  4. Почему стихотворение произвело  сильное впечатление на людей, стало популярным, любимым в народе?
  5. Прочитать стихотворение А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..»
  6. Письмо в стихах. О чем поэт рассказал жене?
  7. Расскажите о поэте Д.Самойлове по учебнику и дополнительному материалу.
  8. Прочитайте стихотворение Д.Самойлова «Сороковые».
  9. Как построено стихотворение? Какова композиция?
  10. Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая к ритмическим параллелизмам?

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые…

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

 

         Литературоведы.

  1. Прочитать стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дорог Смоленщины..» по учебнику и статью.
  2. О чем это стихотворение?
  3. Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?
  4. Прочитать стихотворение А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..».
  5. Как показана война в этом стихотворении?
  6. Прочитайте стихотворение Д.Самойлова «Сороковые» и статью по учебнику.
  7. Почему так много слов, обозначающих пространство во 2 строфе («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)? Какая тема появляется?
  8. 6 строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя. Докажите.
  9. Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

 

       Чтецы.

  1. Прочитать статью учебника «Художественное чтение и задачи чтеца» Г.В.Артоболевского стр.86-88, приготовиться к выразительному чтению стихотворений.
  2. Прочитать стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и статью по учебнику.
  3. Какое чувство, настроение, переживание автора в этом стихотворении?
  4. С какой интонацией нужно произнести : «Мы вас подождем!»?
  5. Стихотворение-монолог, обращенный к другу, монолог –воспоминание о родине в пору тяжелых испытаний. Как передать интонацию дружеского разговора? Прочитайте стихотворение, передав гамму чувств, переживаемых лирическим героем, – от скорбного воспоминания до гордости «за самую милую, за горькую землю, где я родился».
  6. Прочитайте стихотворение А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..»
  7. Какие строки показались цензуре печальными? Расстраивало ли стихотворение солдата?
  8. Прочитайте выразительно  стихотворение.
  9. Прочитайте стихотворение Д.Самойлова «Сороковые» и статью по учебнику.
  10. В первой строфе много эпитетов, что они передают?
  11. Какой образ появляется в третьей-пятой строфе? С каким чувством вспоминает о себе юном поэт?
  12. Прочитайте первое и последнее четверостишие. Отличаются ли они по настроению, интонации? Оком. О себе или о целом поколении, говорит поэт?
  13. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вместе с настроением меняется авторская интонация? Прочитайте стихотворение выразительно.

 

                                                                                         А.Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

      Как слезы они вытирали украдкою,

      Как вслед нам шептали: « Господь вас спаси!» –

      И снова себя называли солдатками,

      Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

      Как будто за каждою русской околицей,

      Крестом своих рук ограждая живых,

      Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

      За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

      Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

      Дорожной тоской от села до села,

      Со вдовьей слезою и с песнею женскою

      Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша : изба под Борисовым,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике  плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

      Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

      Но, горе  поняв своим бабьим чутьем,

      Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,

      Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

      По русским обычаям, только пожарища

      По русской земле раскидав позади,

      На наших глазах умирают товарищи,

      По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют,

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

      За то, что на ней умереть мне завещано,

      Что русская мать нас на свет родила,

      Что, в бой  провожая нас, русская женщина

      По-русски три раза меня обняла.         К.Симонов.

                                         Сороковые.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

      Гудят накатанные рельсы.

      Просторно. Холодно. Высоко.

      И погорельцы, погорельцы

      Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А  вырезанная из банки.

      Да, это я на белом свете,

      Худой, веселый и задорный.

      И у меня табак в кисете,

      И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

      Как это было! Как совпало –

      Война, беда, мечта и юность!

      И это все в меня запало

      И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

                    Д.Самойлов

 

      Конкурс  сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто»          

                               МБОУ Калининская ООШ»

                             Кириллова Инна 6 класс

                                    Военное детство.

            Мой дедушка, Аксененко Николай Петрович,  родился накануне Великой Отечественной войны в Сибири на ст. Антибесская. Вот что он мне рассказал о войне:

   « В 1941 году наш отец ушел на фронт, оставил  маму с пятерыми детьми. Самому старшему было 5 лет, а младшему год. В этот год стояли сильные морозы.  Картофель, который выкопали осенью, весь перемерз, и весной все это пришлось выбросить, картошка превратилась в кашу.  Весной мы ходили на колхозные поля и собирали старую картошку, которая сохранилась под большим слоем снега, но она тоже была мерзлая. Мама делала из них лепешки, которые мы называли «тошнотиками», так как они были черные и невзрачные. Хлеба давали по 100 грамм на человека в депо по талонам.  Когда вырастала крапива и лебеда, мама готовила из них борщи.

   В основном питались мы тем, что росло  в тайге. Осенью босиком ходили на болото и собирали клюкву. Одевать на ноги было нечего. Спали мы на соломенных матрасах и подушках. Спасала от голода корова, но  масло приходилось сдавать на нужды фронта.

   После войны  в 1946 году мы уж самостоятельно косили и собирали сено, пололи и копали картошку, заготавливали дрова на зиму, в общем, как  могли, помогали маме. А бабушка держала кур и угощала нас яйцами. Еда была – картошка и капуста. Таким было наше детство. Отец погиб в 1945 году».

  А еще я слышала  историю о поезде с голодными японцами, остановившемся на станции. Бабушка чистила капусту, японцы попросили какой-нибудь еды. Бабушка дала им капусту, морковку, масло, молоко, а за это они подарили цветные карандаши ребятишкам – внукам ( в числе которых был и маленький дедушка).

  Прошли годы, дедушка много работал, сейчас ему 78 лет, он живет с бабушкой почти рядом с нашим домом. Я каждый день хожу к нему в гости и прошу рассказать еще одну историю его жизни.

  

                              

 

    Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто»

                                      МБОУ «Калининская ООШ»

                                           Басков Данила 8 класс

                                     Мой прадед – Герой Советского Союза.

Стремительно летят года, приходят новые времена, новые люди. Подвиги героев войны живут в памяти людей, передаются из поколения в поколение и являются выражением мужества и самоотверженности во имя Родины.

  Один из героев – бесстрашный летчик штурмовой авиации – это мой прадед, Герой Советского Союза, Григорий Васильевич Баламуткин.

  Родился 3 марта 1918 года в селе Усть-Чебула Чебулинского района Кемеровской области. С 1 по 4 класс Гриша Баламуткин учился в Усть-Чебулинской школе. С 5 класса учился в железнодорожной школе г. Мариинска (ныне школа №1). Потом с семьей переехал в Иркутск, где окончил школу-семилетку №61, фабрично-заводское училище при заводе имени Куйбышева и курсы шоферов. Одновременно занимался в Иркутском аэроклубе.

В 1940 году был призван в Красную Армию и направлен в Чкаловскую (Оренбургскую) военную авиационную школу летчиков. Окончил ее в 1942 году. С марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, в битве за Днепр, в осенне-зимних наступательных боях на Гомельском направлении, в белорусской наступательной операции.

Заместитель командира эскадрильи штурмового авиационного полка старший лейтенант Григорий Баламуткин к июню 1944 года совершил 103 боевых вылета на штурмовку наземных войск врага. Умелыми действиями в сочетании с личным героизмом нанес значительный урон врагу. Им были уничтожены 22 танка. 95 автомашин, 17 полевых и 12 зенитных орудий, 10 минометных батарей, 10 железнодорожных вагонов и 1 паровоз, 6 складов. А также уничтожено до 600 солдат и офицеров.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные  отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старшему лейтенанту Баламуткину Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3110).

После представления к высшей награде продолжал сражаться с врагом. Отличился при освобождении Белоруссии. Его заслуга есть и в том, что в августе 1944 года его родной 431-й штурмовой полк получил гвардейское знамя и стал 174-м гвардейским штурмовым авиационным полком. Окончил войну, приняв участие в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. К победе на счету Героя было 174 боевых вылета. Число уничтоженных танков выросло до 27, а уничтоженных солдат до 850. Имел штурмовик Баламуткина на своем счету и несколько сбитых самолетов врага. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, орденом Красной Звезды ,а также медалями.

После войны продолжал службу в Советской Армии. Служил на Украине и в Группе советских войск в Германии. Последняя должность – начальник воздушно-стрелковой службы бомбардировочного авиационного полка. С 1958 года майор Баламуткин – в запасе. Поселился в Таганроге, до последних дней трудился преподавателем военно-морской кафедры Таганрогского радиотехнического института. Умер 10 апреля 1985 года.

В 1966 году на территории Иркутского завода тяжелого машиностроения им. В.Куйбышева на здании транспортного цеха были установлены 2 доски, покрытые бронзовой краской , с портретом – барельефом и мемориальная доска.

В Мариинске  установлен памятник летчику Герою Советского Союза Григорию Баламуткину недалеко от 1-ой школы.

Я горжусь своим прадедом и уверен, что его пример поможет мне стать достойным гражданином Отечества

    Конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто

                                       Дарья 8 класс

             Мой дед дошел до самого Берлина!

  Мой дедушка, Петров Илларион Петрович, родился в 1910 году в селе Каменный Ключ в Кемеровской области. В ряды РККА был призван в июле1941 года в 26 кавалерийскую дивизию. С марта 1943 года в звании младшего сержанта продолжил службу на ЮГВ Третьего Украинского фронта. Победу встретил в Берлине, прошел всю войну без единого ранения. Имеет медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Прожил долгую жизнь, имел 5 детей, в том числе моего отца.

                                                                    Петрову Иллариону Петровичу.

Мой дед дошел до самого Берлина!

Четыре года за победой шел!

За родину, страну Россию

Под плеть, под злую пулю брел.

Мой дед дошел до самого Берлина!

За всю войну  даже не ранен был.

От бомб и пуль судьба его хранила,

Надежда, вера придавала сил.

Мой дед дошел до самого Берлина,

Чтоб счастливо мы все росли.

За это говорим: «Спасибо!»

Героям Матери-Земли!

       От правнучки Даши.

 

Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний