Почему у учителей такая разная зарплата и как заработать больше
Регионы сами решают, как и за что платить учителю, выбирая определённую модель. В настоящее время используются три модели систем оплаты труда. Хотя модели и построены на общих принципах (см. статью в настоящем блоге «Почему у учителей такая разная зарплата»), но они имеют существенные различия.
Модель 1 основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах. Она позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). Например, в Пензе базовая величина оклада учителя на 2015 год составит 4 тыс. 350 рублей.
В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых внеурочных видов деятельности и др.) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель №2 основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В ней все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и внеучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и внеучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и внеучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне образовательной организации, муниципалитета или региона в целом.
Модель №3 основана на «ученико-часе». Она позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.
Каждая организация в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.
Что делать, чтобы получать достойную зарплату?
В современных условиях можно представить себе следующие варианты:
1.Выбрать регион, образовательную организацию, где у учителей более высокие зарплаты и имеются вакансии. Как говорят, «рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба». Для этого только надо быть готовым к перемене мест.
2.Чем больше работаешь, тем больше получаешь. Не даром говорят: «как потопаешь, так и полопаешь». Законодательством РФ заработная плата работника предельными размерами не ограничивается. Не запрещается и работа по совместительству. Пока понятие «ставка в 18 часов в неделю» используется только в определенных случаях.
3.Высококвалифицировнный специалист получает больше. Повысить уровень квалификации можно, например: получить более высокое образование, высшую квалификационную категорию, ученую степень, заслужить награды, пройти курсовую переподготовку, активно участвовать в работе методических организаций, методических проектах, освоить и использовать современные методики, технологии и средства обучения и т.д., и, таким образом, обеспечивать более качественное образование, результативность, готовить победителей и призеров олимпиад, конкурсов, проектов и т.д.
4.Использовать возможности грантовой поддержки учителя. У нас проводится довольно много мероприятий федерального, регионального и муниципального уровней (профессиональные конкурсы , программы поддержки педагогов и др.), по результатам которых учитель может получать гранты.
5.На зарплату учителя влияет и конкурентоспособность образовательной организации, её имидж, приносящая доход деятельность организации, взносы спонсоров и благотворителей. Участвуя в этих процессах, учитель способствует росту внебюджетной составляющей бюджета организации, часть которой может быть использована на поощрение учителей – премиальные, доплаты к зарплате. Кроме того, чем больше учеников привлекает организация, тем больше ее бюджет, а, следовательно, и фонд оплаты труда.
6.Возможны и другие варианты, не криминальные. Удачи Вам!
Нормативная база и материалы
Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании документов:
- Трудовой кодекс РФ;
- Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
- Региональные нормативные акты;
- Локальные нормативные акты организации;
- Положение о системе оплаты труда в организации.
Системы оплаты труда работников в муниципальных образовательных организациях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанные документы как и примеры расчетов заработной платы учителя при использовании различных моделей можно найти в сети «Интернет».
Для сведения.
1.В связи с переходом на эффективный контракт в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему) учителя должны быть указаны:
- условия оплаты труда;
- размер должностного оклада или ставки без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
- фактический объем педагогической работы в рамках реализации образовательной программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, за ставку заработной платы;
- размеры и условия дополнительных выплат: за классное руководство, проверку письменных работ, заведование кабинетом, учебными мастерскими и другие виды дополнительной работы.
2.Заработная плата учителей (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой им до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей учителе и выполнения ими работ той же квалификации. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.
3.Министерство образования и науки проводит комплексную проверку начисления зарплат учителям в различных регионах России.