автор: Звездова Светлана Анатольевна

педагог-психолог МБДОУ № 177

Игротренинг “Основы языка тела”

Игротренинг  для родителей «Основы языка тела»

Педагог-психолог МБДОУ № 177 г. Красноярск  

Звездова Светлана Анатольевна

План:

  1. Введение.
  2. Теоретическое обоснованиеЯзык тела как одна из форм общения.
  3. Представление телесно-ориентированых упражнений для детей дошкольного возраста.
  4. Практическая часть.

 

1.Введение

 

Существует множество способов общения, которое осуществляется  с помощью вербальных (слова, звуки, тон голоса) и невербальных средств (мимика, жесты, поза, знаки, сигналы). Необычное развитие разума человека позволило нам со временем развить сложную систему вербального (устного) общения, но при этом мы не утратили свой прежний язык, который развивался со времен наших первых человекообразных предков. Хотя по большей части мы используем язык тела подсознательно, он по-прежнему остается основным способом выражать наши потребности, чувства, мнения и намерения. Альбертом Мейерабианом, исследователем в области коммуникаций, было установлено, что передача информации только на 7% происходит с помощью слов, на 38% за счет звуковых средств (включая тон голоса и интонацию звука) и на 55% за счет невербальных средств общения. По мнению ученых, основы языка тела заложены в генетическом коде каждого из нас, однако окружающая среда также может оказывать на них влияние. Так, например, слепые от рождения дети умеют смеяться и улыбаться, несмотря на то, что они никогда не видели улыбки.

Таким образом, важность языка тела трудно переоценить. В нашей повседневной жизни он играет значительную роль, и помогает не только в профессиональной деятельности всем тем, чья работа непосредственно связана с людьми, но так же и в сфере личных взаимоотношений, помогает лучше понимать друг друга.

Далее определимся: что есть такое язык тела?

 

  1. Язык тела как одна из форм общения

 

“ЯЗЫК ТЕЛА” — совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром. Язык тела – невербальная форма общения – это общение непосредственно через подсознательные реакции, условные рефлексы и сигналы, которыми мы обмениваемся в процессе общения.

Считается, что первые десять секунд дают самое верное впечатление о человеке, когда мы о нем еще ничего не знаем, так как и мимика, и поза, и жесты мгновенно вступают с нами в бессловесный диалог. В жизни наше тело выполняет множество различных движений, которые можно разделить на несколько категорий:

  • Генетические действия (плач, смех, хватательный, сосательный рефлекс у младенцев и т.д.)
  • Физиологические реакции (непроизвольные рефлексы, например, при показе кулака отшатываемся в сторону, расширение зрачков).
  • Подражания (повторение действий окружающих).
  • Культурные действия (действия, принадлежащие определенной группе, сообществу, например, разнообразные приветственные жесты).
  • Профессиональные действия.
  • Поза, жесты, мимика, знаки и сигналы.

В свою очередь последняя группа  может включать статические, к ним относится позы и динамичные действия – это походка, жесты, мимические проявления, о которых далее поговорим подробнее.

Позы –  это различное положение тела, когда человек отдыхает, расслабляется, ждет, разговаривает и в других случаях относительной неподвижности.

Жесты – это зрительные сигналы в виде физического действия сознательного (помахать рукой другу) и бессознательного (почесать нос, вращение указательным пальцем при рассуждении) характера. Жесты подразделяются на несколько видов:

  • общепринятыми,
  • эмоциональными (несут культурную основу),
  • личностными (те, которые типичны для данного человека и, чем человек индивидуальнее, тем своеобразнее будут эти жесты),
  • ритуальные (например, используемые при приветствии).

Причем в разных странах и культурах одни и те же жесты могут обозначать совершенно противоположные по значению понятия, а по сему и восприниматься по-разному. Для примера возьмем самые простые жесты, означающие «да» и «нет». Говоря «да», греки, турки или болгары будут поворачивать голову слева направо и обратно, что для большинства европейцев равнозначно «нет».

Мимика – это разнообразное выражение лица, соответствующее основным эмоциям человека, образующееся посредством движения лицевых мышц.

Следует отметить, что язык тела врожденный или приобретенный зависит от половой принадлежности. Женское и мужское тело имеют разное строение и природное предназначение, поэтому все категории движений у каждого из полов своеобразны и в значительной степени характеризуют их. 

Также возраст человека определяет особенности языка тела. Ребенок открыт и правдив в своих проявлениях. Он дает прекрасную возможность понаблюдать за невербальным общением, поскольку он свободный, непосредственный и легкий для чтения. Еще не начав говорить, дети обладают впечатляющим набором жестов, выражений лица и поз. К сожалению, в процессе взросления под действием различных внешних требований, которые предъявляются  ребенку социальной средой и системами воспитания тело забывает естественные реакции, природную пластичность и динамику. Огромный потенциал телесности, который присущ человеку в детстве, сворачивается «подстраиваясь под социальную систему. Все это приводит к появлению «социального» тела, которое умеет сжиматься, закрываться, формировать защиты и особые формы поведения (протест, агрессивность, отвержение). Вследствие этого мы из радостных, активных, подвижных, прекрасных детей превращаемся в жестоких, напряженных и усталых людей и наши психологические проблемы зачастую отражаются в конкретных телесных проявлениях. Все это осложняет межличностное общение, снижает взаимопонимание, что в свою очередь приводит к возникновению конфликтных ситуаций как у взрослого с детьми, так и у детей со сверстниками.

Поэтому, не смотря на влияние негативных факторов окружающей среды, следует развивать и совершенствовать язык тела. Это поможет достичь доверия в отношениях, овладеть навыками саморегуляции (освобождение от зажимов, мышечных напряжений), самовыражения. Вильгельм Райх – основоположник подхода ориентированного на работу с телом говорил: «Формы общения гораздо более существенны, чем то, что человек говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не лжет».

Поэтому далее хотелось бы рассмотреть ряд упражнений направленных на формирование эффективных взаимоотношений между детьми и взрослыми посредствам языка тела или иными словами телесно-ориентированные упражнения.

 

  1. Телесно-ориентированные упражнения

 

I блок: комплекс упражнений, направленных на расширение репертуара движений, активизацию чувствительности, общей моторики.

Упражнение «Проснись как…»

Цель: – активизировать общую моторику, чувствительность мышц; развивать навыки выразительных движений, пластичность.

Инструкция: проснувшегося ребенка попросите выбраться из постели так, как это делает какое-либо животное: кошечка (растягиваясь и мурлыча), змея (выползая из постели, лежа на животе, потягиваясь, скручиваясь), лиса (на четвереньках, мягко переступая), лягушка (прыгая) и т.д.

Упражнение « Живая дорожка»

Цель: – активизировать общую моторику, чувствительность мышц; формировать навыки выразительных движений, развивать пластичность.

Инструкция: предложите ребенку по-разному дойти до ванной, кухни, стульчика с одеждой и т.д.:

  • «Сегодня наша дорожка  спит, давай попробуем пройти очень тихо, неслышно, на цыпочках, чтобы ее не разбудить».
  • «Сегодня у нашей дорожки очень веселое настроение, давай вместе с ней порадуемся и пройдем, хлопая в ладоши, подпрыгивая и улыбаясь ей».
  • «Сегодня наша дорожка любопытная и хочет много узнать, и пока мы будем по ней идти, давай назовем цвета, имена друзей и т.д.»

Упражнение «Замри – отомри»

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: по команде «замри» ребенку предлагается замереть и не шевелиться, затем по команде «отомри» расслабиться. После взрослый может поменяться ролями с ребенком и предложить малышу покомандовать

Упражнение «Клоуны устали».

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: дети изображают клоунов (улыбаются, смеются). Звучит спокойная музыка, тело становится «ватным» (голова, руки медленно опускаются вниз, дети наклоняются и «засыпают»). Упражнение повторяется 2-3 раза.

Упражнение  «Гора с плеч»

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: детям предлагается принять исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох подняться на носочки и потянутся вверх (мышцы напряжены), на выдох опуститься.

Упражнение  «Ватная кукла»

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: детям предлагается принять исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох подняться на носочки и потянутся вверх (мышцы напряжены), на выдох опуститься, наклоняя туловище вперед (вниз) и расслабляясь, проболтаться  как «ватная кукла».

 

II блок: комплекс упражнений, направленный на установление контакта взрослого и ребенка.

Игровые телесные контакты родителя с ребенком.

«Полянка» – ребенку предлагается поползать по телу взрослого как по полянке, во время этого взрослый оказывает сопротивление, как будто ребенок за что-то зацепился, «застрял» и пытается выбраться. Игра должна носить ласковый оттенок, важно все делать с удовольствием.

 

«Два барана» – предлагается, стоя на четвереньках, «пободаться» головами.

 

«Мешок» – ребенок лежит на спине. Слегка потяните его за правую, левую ногу; за правую,  левую руку, немного «повозите» его тело по ковру.

 

«Качели» – ребенка берут за руки и за ноги два взрослых и слегка покачивают.

 

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

– Взрослый и ребенок  садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закрывают глаза. Взрослый дает задание:

  • протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками;
  • протяните навстречу друг другу руки,  руки ссорятся, злятся, сердятся;
  • ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться; руки мирятся, просят прощение, вы расстаетесь друзьями.

«Камень и путник»

– предлагают одному стать «камнем», а другому – «путником»; «путники» присаживаются и облокачиваются о камень, который должен удержать его. По окончании упражнения спрашивают детей: «Какими были «камни»  – удобные или неудобные, твердые или мягкие?»

«Доброе животное»

– Участники берутся за руки. Ведущий предлагает превратиться в одно большое доброе животное. Животное дышит: на «вдох» все сходятся в центре круга, на «выдох» – расходятся. Животное улыбается: круг становится все шире и шире до упора рук. Животное смеется: участники пускают волнообразные движения по кругу.

«Мы не скажем, а покажем»

– Ребенку предлагается рассказать короткий стишок (например, А. Барто) с помощью движений, не используя слов.

– Также можно предложить рассказать о своем настроении, используя мимику, знаки и сигналы

 

III блок: упражнения для релаксации:

«Ручеек радости»

Взрослые и дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек.

«Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу». Участники мысленно передают друг другу радость (для большего эффекта рекомендуется делать упражнение с соответствующим музыкальным сопровождением).

«Водопад»

Закройте глаза, 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится, по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, рот, шея…. Белый свет опускается вам на плечи, помогает им стать мягкими и расслабиться. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как ив спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет протекает по вашей груди, животу, рукам, ладоням, пальцам, ногам, ступням. Вы чувствуете, как они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом  вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…

Игра «Кораблик»

«Вы оказались на берегу реки. Так хорошо, тепло, приятно. Выдыхаем свежий воздух и выдыхаем (2-3 раза). Вода в реке теплая, волны расплескиваются. Вдалеке плывет кораблик. Он все ближе, ближе, ближе. Вот подплывает к самому берегу. Брызги летят в разные стороны. Вот попали на ваше личико, шею, плечи, локти, живот, ноги. Приятная теплая водичка, так хорошо».   

 

  1. Практическая часть:

 

  • Упражнение «Проснись как…»

Цель: – активизировать общую моторику, чувствительность мышц; развивать навыки выразительных движений, пластичность.

Инструкция: проснувшегося ребенка попросите выбраться из постели так, как это делает какое-либо животное: кошечка (растягиваясь и мурлыча), змея (выползая из постели, лежа на животе, потягиваясь, скручиваясь), лиса (на четвереньках, мягко переступая), лягушка (прыгая) и т.д.

Упражнение « Живая дорожка»

Цель: – активизировать общую моторику, чувствительность мышц; формировать навыки выразительных движений, развивать пластичность.

Инструкция: предложите ребенку по-разному дойти до ванной, кухни, стульчика с одеждой и т.д.:

  • «Сегодня наша дорожка  спит, давай попробуем пройти очень тихо, неслышно, на цыпочках, чтобы ее не разбудить».
  • «Сегодня у нашей дорожки очень веселое настроение, давай вместе с ней порадуемся и пройдем, хлопая в ладоши, подпрыгивая и улыбаясь ей».
  • «Сегодня наша дорожка любопытная и хочет много узнать, и пока мы будем по ней идти, давай назовем цвета, имена друзей и т.д.»

Упражнение «Замри – отомри»

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: по команде «замри» ребенку предлагается замереть и не шевелиться, затем по команде «отомри» расслабиться. После взрослый может поменяться ролями с ребенком и предложить малышу покомандовать

Упражнение  «Ватная кукла»

Цель: – чередование напряжения и расслабления мышц тела, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: детям предлагается принять исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох подняться на носочки и потянутся вверх (мышцы напряжены), на выдох опуститься, наклоняя туловище вперед (вниз) и расслабляясь, проболтаться  как «ватная кукла».

 

  1. Игровые телесные контакты родителя с ребенком

 

«Два барана» – предлагается, стоя на четвереньках, «пободаться» головами.

«Качели» – ребенка берут за руки и за ноги два взрослых и слегка покачивают.

 

  1.  Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

– Взрослый и ребенок  садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закрывают глаза. Взрослый дает задание:

  • протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками;
  • протяните навстречу друг другу руки,  руки ссорятся, злятся, сердятся;
  • ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться; руки мирятся, просят прощение, вы расстаетесь друзьями.

Игра «Камень и путник»

– предлагают одному стать «камнем», а другому – «путником»; «путники» присаживаются и облокачиваются о камень, который должен удержать его. По окончании упражнения спрашивают детей: «Какими были «камни»  – удобные или неудобные, твердые или мягкие?»

Игра «Мы не скажем, а покажем»

– Ребенку предлагается рассказать короткий стишок (например, А.Барто) с помощью движений, не используя слов.

– Также можно предложить рассказать о своем настроении, используя мимику, знаки и сигналы

(участникам предлагается выбрать карточку на обороте, которой указано задание).

Задания:

– объясните с помощью знаков, жестов и мимики, что у вас отличное настроение;

– Расскажите движениями стишок:

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Вес до ниточки промок

 

– Поприветствуйте окружающих;

– Покажите, что вы удивлены и не согласны;

– Покажите свое неодобрение поступка ребенка.

(Во время показа остальные отгадывают действие и интерпретируют словесно).

 

  1. Упражнения для релаксации:

 

«Ручеек радости»

Взрослые и дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек.

«Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу». Участники мысленно передают друг другу радость (для большего эффекта рекомендуется делать упражнение с соответствующим музыкальным сопровождением).

 

«На заметку!»

  • Несколько слов о частях тела и их значении:

Голова – противопоставляется телу, управляет им. Основная проблема связана с контролем и сверхконтролем. Возникает запрет на расслабление и невозможность полноценного отдыха.

Шея – самое тонкое место, она либо соединяет разум и чувства, либо блокирует их и разобщает. При напряжении шейных и горловых мышц человек втягивает голову в плечи, опускает голову при чувстве вины и т.д.

Плечи – сильное место, на котором человек несет груз ответственности: чрезмерная ответственность сгибает спину, приводит к деформациям в позвоночнике.

Грудной отдел – это встреча с глубокими чувствами, сердечность, страстность. Он может быть сильно заряжен или опустошен.

Руки – проводники коммуникаций. Показывают, насколько мы готовы к контактам и взаимодействию. Неслучайно выражение «Связан по рукам и ногам» отражает невозможность действовать.

Ноги – это «корни», заземление, их психологическая функция связана с обеспечением выносливости, защищенности и реалистичности, уменьшением тревожности и страха.

О человеке самостоятельном и уверенном в себе говорят: «Он крепко стоит на ногах», а о слабом, напряженном –  «Теряет почву под ногами».

 

Осознание обустройства нашего тела и его языка позволяет быстрее и эффективнее решать стоящие задачи личностного, социального развития, лучше понимать себя, ребенка и своих близких, более эффективно строить свое общение с миром людей. Духовное и психологическое здоровье детей тесно связано с их телесным самочувствием, а значит, напрямую зависит от способности взрослого понимать язык телесных движений и осознанно включать его в сферу общения с ребенком.

 

«На заметку!»

  • Несколько слов о частях тела и их значении:

Голова – противопоставляется телу, управляет им. Основная проблема связана с контролем и сверхконтролем. Возникает запрет на расслабление и невозможность полноценного отдыха.

Шея – самое тонкое место, она либо соединяет разум и чувства, либо блокирует их и разобщает. При напряжении шейных и горловых мышц человек втягивает голову в плечи, опускает голову при чувстве вины и т.д.

Плечи – сильное место, на котором человек несет груз ответственности: чрезмерная ответственность сгибает спину, приводит к деформациям в позвоночнике.

Грудной отдел – это встреча с глубокими чувствами, сердечность, страстность. Он может быть сильно заряжен или опустошен.

Руки – проводники коммуникаций. Показывают, насколько мы готовы к контактам и взаимодействию. Неслучайно выражение «Связан по рукам и ногам» отражает невозможность действовать.

Ноги – это «корни», заземление, их психологическая функция связана с обеспечением выносливости, защищенности и реалистичности, уменьшением тревожности и страха.

О человеке самостоятельном и уверенном в себе говорят: «Он крепко стоит на ногах», а о слабом, напряженном –  «Теряет почву под ногами».

 

Осознание обустройства нашего тела и его языка позволяет быстрее и эффективнее решать стоящие задачи личностного, социального развития, лучше понимать себя, ребенка и своих близких, более эффективно строить свое общение с миром людей. Духовное и психологическое здоровье детей тесно связано с их телесным самочувствием, а значит, напрямую зависит от способности взрослого понимать язык телесных движений и осознанно включать его в сферу общения с ребенком.

 

Игротренинг “Основы языка тела”