Здоровьесберегающая основа современного урока
автор: Белозер Дарья Николаевна
Долгое время дети находятся в школе, сформировать важное отношение к своему здоровью помогает деятельность педагогических работников.
На протяжении многих лет образование не уделяло нужного внимания основам сохранения здоровья обучающихся, уклонялось от мониторинга влияния процесса обучения на психологическое состояние школьников, не учитывало важность технологии здоровьесбережения в процессе обучения. Максимум все сводилось к оздоровительному отдыху в летних школьных лагерях и занятиям спортом. По статистическим данным, незначительная часть выпускников школы относится к числу здоровых детей. Таким образом, учебные годы в школе не только влияют на развитие знаний, умений и навыков, но являются периодом возникновения различных заболеваний.
Главными принципами здоровьесберегающих технологий являются обеспечение сохранения здоровья детей, формирование необходимых ЗУН по ЗОЖ, их применение в повседневной жизни.
Безусловно, здоровье детей определяется состоянием здоровья на момент поступления в образовательное учреждение, но педагог не должен забывать и о правильной организации процесса обучения, уделять внимание на гигиенические условия в классе, позы учеников, физкультминутки, количество видов учебной деятельности и другие оздоровительные моменты на уроке.
Главным фактором нежелательного влияния образовательного учреждения на здоровье учащихся является потеря интереса к процессу обучения. Всегда нужно помнить о том, что младший школьник способен сосредоточиться лишь на том, что действительно интересно, а задача педагога – помочь ему осилить нежелание, усталость и уныние.
Одной из норм условий технологии здоровьесбережения в школе является творческий подход к процессу обучения. Применение нестандартных уроков, вовлечение в творческую деятельность, самостоятельный поиск решений благоприятно влияет на развитие обучающихся, а также сокращает наступление утомляемости младших школьников.
При использовании различных форм организации учебной деятельности обучающихся на уроке: взаимопроверка, работа по цепочке, работа в парах и группах, соревновательная деятельность способствует снижению утомляемости.
Сокровенные слова педагога: «Давайте поиграем» с нетерпением ждут младшие школьники.
Игры способны восполнять потребности в движении, развивать физические, умственные и творческие способности. Обучение становится более интересным, преодолеваются трудности в обучении, снижается утомляемость и поддерживается внимание. В процессе игры дети с легкостью усваивают учебный материал, приобретают ЗУН. Состояние вдохновения и радости создают благоприятную обстановку на уроках и способствуют преодолению нежелания, усталости и уныния у младших школьников.
При выполнении неинтересной, повторяющейся работы у младших школьников очень быстро наступает усталость. Изменение деятельности на уроке, включение физминуток, повышают работоспособность обучающихся, защищают от переутомления, предупреждают заболевания органов зрения.
Рекомендуется проводить игры на развитие памяти, которые повышают познавательскую активность. Например: назвать слова, которые запомнили за одну минуту или повторить цепочку действий, показанных учителем.
Оптимистический настрой учеников на уроке, проведение уроков-экскурсий, использование элементов релаксации в деятельности с младшими школьниками так же защищают от переутомления.
Если дети проявляют удовлетворительные умственные способности, анализ, синтез, воображение, любознательность, значит, они здоровы и обучение не наносит ущерба здоровью ученикам.