автор: Исмагилова Гульфия Ильдаровна
Учитель – логопед МБОУ “Начальная школа – детский сад №76” города Тюмени
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л»
МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №76» г.ТЮМЕНИ.
Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»
Лексическая тема: День Защитника Отечества
для детей подготовительной группы
Подготовила:
Учитель-логопед
Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2018г.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: Познакомить детей со звуками [Л], [Л’], и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме “День защитников Отечества”.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;
- Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] – [л’], буквой ЭЛ;
- Формировать умение различать звуки [л] – [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Активизировать речевую деятельность детей по теме “День защитников Отечества”
- Закрепить правильное произношение звуков [л] – [л’] в слогах и словах.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
- Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
Оборудование и материалы: схема-сигнал (синяя и зеленая), карточки для определения места звука в слове (самолет), игрушечные самолеты (большой и маленький), картинки со словами (в названии которых есть звук [л] – [л’], палочки (счетные), планшеты для выкладывания букв, схемы предложений.
Методические приемы: рассматривание схем, речевой образец, вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы, игры.
Словарная работа: Родина, Россия, Отечество, защитники.
Ход занятия
1.Организационный момент
ЛОГОПЕД: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями и садитесь на свои места. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им.
ЛОГОПЕД: Ребята, скоро люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Кто-нибудь из вас знает, какой? (23 февраля, День защитника Отечества).
ЛОГОПЕД: Правильно скоро мы будем отмечать день защитника Отечества
ЛОГОПЕД: Почему праздник называется «День защитника Отечества»?
Кто такие «защитники»? (защитники – это те, кто защищает других людей.) Солдаты, военные защищают нашу страну от возможных врагов. Поэтому Днем защитников Отечества называется праздник всех военных.
ЛОГОПЕД: Ребята, а кто из вас знает, что такое Отечество? (слово «Отечество» происходит от слова «отец». Отечеством называют Родину).
ЛОГОПЕД: Как она называется наша Родина? ( Россия). Россия – страна, где мы с вами родились и живём. А наши военные её защищают.
ЛОГОПЕД: Ой, ребята, я совсем забыла вам сказать! Утром, когда я пришла на работу, на своем рабочем столе обнаружила письмо, но не стала ее без вас открывать, потому что оно адресовано вам. Тут написано для ребят подготовительной группы. Ну что же, откроем и прочитаем?
ЛОГОПЕД: читаю письмо: Письмо пишут солдаты «Здравствуйте дорогие ребята! В вашем детском саду открывается «школа юного солдата». Мы ищем для обучения в этой школе умных, смелых, внимательных и ответственных ребят. Командиром назначаем Гульфию Ильдаровну. Мы вам высылаем задания, и если вы их выполните, то мы будем горды тем, что у нас подрастает достойная смена».
ЛОГОПЕД: Хотели бы вы, учиться в «школе юного солдата», готовиться к тому, чтобы защищать свое Отечество? Ну что ж, тогда приступаем к выполнению заданий? Все готовы?
- Вводная часть
ЛОГОПЕД: Итак слушаем 1 задание. Для начала вам необходимо четко и правильно выполнить артикуляционную гимнастику. Садитесь поудобней, спинки ровные, ножки вместе.
Артикуляционная гимнастика.
Раз – скорее улыбнись, (упр. «Улыбочка»).
Два – язык опустим вниз,(упр. «Язык здоровается с травкой»).
Три – язык наверх потянем, (упр. «Язык здоровается с солнышком»).
На четыре – позеваем. (Упр. «Бегемот»).
«На военном корабле».
Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…( упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ). На корабле несли службу моряки, и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок – готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»), пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой.
ЛОГОПЕД: Какими качествами должен обладать солдат? (смелость, ловкость, храбрость, сила).
ЛОГОПЕД: Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л).
ЛОГОПЕД: Улыбнулись, язычок подняли наверх и поставили за верхние зубки. Произнесем все вместе этот звук ЛЛЛЛ. Скажите, пожалуйста, звук Л гласный или согласный (почему?). Какого цвета домики у этого звука (синий и зеленый), в синем домике живет твердый звук Л, в зеленом домике живет мягкий звук Ль. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький – ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ). Теперь проверим звук Л звонкий или глухой, для этого положили ладошки к горлышку и еще раз произнесли звук Л.
Зрительная гимнастика (попросить детей снять очки и оклюдоры).
ЛОГОПЕД: Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Нужно проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется “Сигнальщик”. Это и есть наше следующее задание.
ЛОГОПЕД: Перед вами лежат карточки (синяя и зеленая). Я вам буду говорить слоги, а вы должны поднять соответствующую карточку. Если в слоге твердый звук Л, поднимаем синию карточку, если мягкий звук Ль, то поднимаем зеленую карточку. Все готовы? Начали подавать сигналы.
Ла. Ло, ли, ле, лы, ал, ил, ул, ел и т.д.
ЛОГОПЕД: Молодцы! А теперь все посмотрите на доску. Это схема в виде самолета, разрезанного на три части. Части самолета немного раздвигаются. Нос самолета символизирует слова, в которых заданный звук стоит в начале слова. Средняя часть самолета – это слова, в которых данный звук находится в середине слова. Хвост самолета – это слова, в которых данный звук в конце слова. Посмотрите перед вами лежит такой же самолет. Я сейчас буду называть слова, а вы поднимать соответствующую часть самолета.
Слова: Самолет, летчик, медаль, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, тельняшка, флаг, пуля.
ЛОГОПЕД: Отлично справились с заданием! А теперь будем делить слова на слоги. Сколько слогов в слове: Самолет, летчик, медаль, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, тельняшка, флаг, пуля.
ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! А теперь давайте немного отдохнем. Встаем на физкультминутку.
Делаем на месте шаг,
Мы шагаем просто так.
Друг за другом мы идем
Не спешим, не отстаем.
А теперь пошли вприпрыжку
Поднимайте ноги выше.
Кверху руки поднимите,
Позвоночник растяните
Отдохнуть мы все успели,
И на место тихо сели
ЛОГОПЕД: Следующее для вас задание «Будь внимателен». Я буду читать чистоговорки, а вы очень внимательно слушаете, потом после меня повторяете.
Повтори чистоговорки:
ла-ла-ла – у самолета два крыла
ло-ло-ло – сломано крыло
лу-лу-лу – слава генералу
лы-лы-лы – воины сильны
ли-ли-ли – танки в бой пошли
лю-лю-лю – Родину люблю
ле-ле-ле – вертолеты вдалеке
Задание знакомство с буквой
ЛОГОПЕД: А вы знаете звук Л имеет свой портрет. Это буква (выставляется картинка буквы). Букву можно не только написать, но и выложить. Из каких элементов состоит эта буква? (из прямых линий. Сколько нам нужно взять палочек, чтобы выложить букву?
ЛОГОПЕД: Абсолютно верно! Сейчас мы выложим эту букву на специальном планшете. У военных есть два вида планшетов: планшет-прибор, и планшет – полевая сумка для документов.
Для этого и у нас есть специальные планшеты, возьмите их. И из палочек нужно выложить букву Л.
- Итог занятия:
ЛОГОПЕД: Самая последняя карточка. Солдаты предлагают игру «Да или нет?»
– Наша армия сильна? (Да)
– Защищает мир она? (Да)
– Мальчишки в армию пойдут? (Да)
– Девочек с собой возьмут? (нет)
– Стоит летчик на границе? (нет)
– Он летает выше птицы? (Да)
– Мир важней всего на свете? (Да)
– Знают это даже дети? (Да)
ЛОГОПЕД: Какие вы у меня молодцы! Очень хорошо справились со всеми заданиями.
Рефлексия
ЛОГОПЕД: А кто из вас знает, что такое салют и когда он бывает? (Когда праздники, дни рождения, когда весело).
ЛОГОПЕД: Правильно!
ЛОГОПЕД: Ребята, а вам понравилось сегодняшнее занятие? Всем было интересно? Что мы с вами делали? Что нового узнали?
ЛОГОПЕД: Раз у вас хорошее настроение, давайте мы с вами запустим салют в честь защитников нашей Родины. Пожалуйста, выходим к доске, берем по одной звездочке и приклеиваем.
ЛОГОПЕД: Защитники отечества будут рады вашему салюту.
ЛОГОПЕД: За хорошую работу, за ваши старания, за правильные ответы, вы от «школы юного солдата» получаете медальки.