Учителя, директора школ и родители высказали свои мнения о том, нужна ли вообще аттестация учителей, и в какой форме ее имеет смысл проводить, если она все-таки нужна. Мнения мы услышали самые разные.

Сейчас тема аттестации педагогических работников – одна из острых тем в области образования. Мнения учителей относительно новой модели аттестации разделились, тех, кто не одобряет новую модель, существенно больше. Педагоги в дискуссиях на эту тему часто негодуют от того, что при разработке подобных моделей никак не учитываются мнения тех, кто в будущем будет аттестовываться в этом новом формате. Мы решили собрать мнения всех тех, кого тема учительской аттестации затрагивает напрямую: учителей, руководителей, родителей школьников.

Достаточно курсы пройти

Ирина Викторовна, учитель математики: «Я работаю в школе почти 40 лет, за это время форма аттестации менялась несколько раз. И ни разу она не была адекватной. В том, что учителю необходимо проходить аттестацию раз в несколько лет, я убеждена. Потому что все меняется: мир вокруг нас, требования к результатам учащихся, методики и формы работы, сами дети. И учитель должен показывать, что он учитывает все эти изменения в своей работе, знает и умеет выполнять свои обязанности в новых обстоятельствах. Для этого достаточно проходить курсы повышения квалификации, на которых бы учителя бы знакомили с новыми требованиями и методиками.  Прошел учитель все необходимые курсы, его ученики демонстрируют хорошие результаты, значит, учитель может быть аттестован. Этого вполне достаточно. А категории вообще надо убрать. После того, как категория перестала влиять на размер зарплаты, зачем они вообще нужны? У нас в школе учитель с высшей категорией получает столько же, сколько и молодые учителя вообще без категории. Ну и смысл добиваться повышения категории?»

Аттестация вообще не нужна

Анна Михайловна, директор школы: «Мне, как руководителю, аттестация учителей вообще не нужна. Я сама знаю свой коллектив, вижу, кто на что способен, кто как работает. Я стараюсь находить время и ходить к учителям на уроки. Если замечаю какие-то проблемы, могу посоветовать над чем-то поработать. Сейчас от аттестации больше вреда, чем пользы. В предаттестационный год учителя с головой уходят в конкурсы, конференции, тратя на это массу сил и времени и даже иногда запуская выполнение своих основных обязанностей. Кто сказал, что учитель, у которого папка лопается от грамот и сертификатов, – это хороший учитель? Вообще никак не связано. Есть у меня в школе амбициозные учителя, которые любят всю эту конкурсную суету и гоняются за дипломами. Не сказала бы, что это как-то положительно сказывается на образовательных результатах их учеников. Конкурсы, выступления, публикации – это мишура и фактор, отвлекающий учителя от того, что действительно важно, от его основной работы».

Надо – значит, надо

Никита Владленович, учитель физики: «Мне все равно, какая там будет форма аттестации. Я считаю, что нормальный учитель без проблем пройдет аттестацию, какой бы она ни была.  Учителя всегда проходили через это, никто не умер. У меня пока каких-то особых эмоций аттестации не вызывали. Надо – значит, надо. Пошел и сделал, что просят. Мы учеников к дисциплине призываем, значит, сами должны быть дисциплинированными и показывать пример».

Учителя надо оценивать по результатам учеников

Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы: «Я – один из тех «счастливчиков», которые участвовали в апробации новой модели аттестации осенью. По итогам могу сказать, что практически на месяц я была выбита из колеи и привычного графика жизни. Часть, которая касалась знания предмета, проблем не вызвала вообще. А вот решение педагогических задач и видеозапись урока – это то, над чем пришлось помучиться. И, главное, я вообще не вижу, как прохождение этих двух этапов аттестации демонстрируют мой профессиональный уровень. Педагогическая задача не имеет никакого отношения к тем проблемам, которые приходится решать в реальности. Урок, который даешь под видеозапись, – тоже мало похож на обычный урок. А времени и сил на все это ушло очень много. Возможно, где-то есть уникумы, которые пройти такую аттестацию могут, не сильно отвлекаясь от уроков, тетрадей, мониторингов и всего остального, что составляет ежедневную жизнь учителя. Но я таких не знаю. Все мои знакомые педагоги, которые тоже попали в этот эксперимент с апробацией, говорят одно и то же: кучу времени, куча сил, куча нервов непонятно, ради чего. Я считаю, что профессиональный уровень учителя виден невооруженным взглядом в результатах его учеников. Сейчас дети участвуют во множестве независимых оценок их знаний и умений. Так возьмите результаты и посмотрите, чему и как их научил учитель. И дайте учителю просто спокойно работать!»

История с аттестацией какая-то мутная

Анна Игоревна, мама школьников: «Я мало что знаю про аттестацию учителей, но то, что я прочитала, мне кажется полным бредом. Зачем людям, которые получили диплом о высшем образовании, в котором написано, что человека пять лет учили на профессию «учитель», каждые пять лет доказывать, что они имеют право работать учителями? Да, развиваться надо, как и в любой другой профессии. Я, например, экономист, и всю жизнь учусь, потому что законы меняются, реалии меняются, компьютерные программы тоже. Но мой профессиональный уровень оценивает только мой работодатель. Если его не устраивает то, что я знаю и умею, он просто не берет меня на работу или увольняет. Почему у учителей должно быть иначе? Есть завучи, директор школы, они каждый день видят учителей, знают, кто как работает. Если работает плохо, пусть его увольняют. А история с аттестацией какая-то мутная».

Аттестация реальности не отражает

Татьяна Владимировна, мама школьницы: «Про аттестацию и всякие категории я одно скажу: из школы моей дочери в прошлом году с позором уволили учителя с высшей категорией и кучей всяких званий за то, что она оценки детям за деньги ставила. Там и следствие было, и все подтвердилось.  А любимая учительница моей дочери – вообще всего четвертый год в школе работает. Нет у нее никаких категорий и званий. А дети ее обожают, и ОГЭ в прошлом году хорошо сдали. Значит, хороший учитель, хоть и молодой. Так что аттестации эти вообще никак реальности не отражают».

Все привыкнут

Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы: «Я участвовала в апробации новой модели. По итогам могу сказать, что ничего страшного и невозможного для учителя в этой модели аттестации я не увидела. Даже было интересно.  А еще полезно. В моей практике видеозапись урока проводилась впервые, и мне было очень полезно увидеть себя на стороны, подметить какие-то плюсы и минусы, понять, над чем еще стоит поработать. Думаю, после того, как эту модель введут в статусе обязательной, российские учителя довольно быстро привыкнут. И, мне кажется, прохождение такой аттестации помогает повышению квалификации учителя».

Аттестация необходима

Ольга Васильевна, директор школы: «Аттестация для педагогических работников необходима. Она помогает провести рефлексию, проанализировать свои успехи и неудачи, повысить свою квалификацию, тиражировать свой опыт. Какой бы ни была модель аттестации, она любому учителю пойдет только на пользу. Я сама аттестовывалась на руководителя и могу сказать, что это многое мне дало, многому научило, показало мои слабые стороны, обозначило вектор желаемого развития. Новая модель аттестации, которая сейчас предлагается педагогическому сообществу, по моему мнению, полностью отвечает своей цели – дать объективную оценку профессионализму каждого учителя».

Уволюсь, наконец

Екатерина Сергеевна, учитель истории и обществознания: «В стране, в которой учителя с трудом выживают на свои нищенские зарплаты, сбегают из школы от непосильной нагрузки, еще и заставлять их прилагать кучу сил для того, чтобы доказать, что ты – нормальный учитель, – это просто издевательство. Неужели наверху не понимают, что через несколько лет нехватка учителей в школах будет такая, что система школьного образования просто рухнет? Сейчас каждого учителя, кто соглашается несмотря ни на что работать в школе, надо холить и лелеять, пылинки с него сдувать, а не подвергать дополнительным стрессам с аттестацией. Я для себя решила: если нас обяжут проходить аттестацию по этой новой модели с видеозаписью урока, – я уволюсь, наконец. Это будет та самая капля, что переполнит чашу моего терпения».

Какой должна быть учительская аттестация