автор: Калинина Елена Витальевна

Учитель изобразительного искусства Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя школа №17” г.Нижневартовск ХМАО-Югра

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Калинина Елена Витальевна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ «СШ №17»,

г.Нижневартовск, ХМАО-Югра

 

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

 

         Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Фдерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национальные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство.

        Особое место этнокультурного образования в общей образовательной системе Российской Федерации определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью российского общества. Не является исключением и наш Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях важно создание системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию традиционной культуры коренных народов Севера, так и консолидации народов округа на основе диалога культур.

В современных условиях модернизации системы образования эта задача может быть решена через основные общеобразовательные и дополнительные образовательные программы. Требования ФГОС к которым определяют подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации на основе этнокультурной составляющей. Основой этнокультурного образования является освоение этнической культуры обских угров в диалоге с культурой русского и иных этносов, формирование у учащихся представлений об их месте в отечественной и мировой культуре, формирования адекватной модели поведения в полиэтнической среде.

Необходимо отметить, что этнокультурный компонент образования должен дополняться региональным компонентом, именно их единство призвано сформировать у учащихся системное представление о регионе, выявить особенности социокультурной практики, геополитического и экономического развития, определить уникальные черты региона при общности исторического пути развития.

Практика реализации этнокультурной составляющей в преподавании изобразительного искусства за счет расширенного поурочного планирования с учетом региональных и этнокультурных особенностей Югорского края показала, что знания обучающихся фрагментарны и не дают целостного восприятия культуры коренных народов Западной Сибири. В результате учащиеся изучают в основном особенности народного декоративного искусства, не приобщаются к духовной составляющей и не всегда могут передать факты и явления, связанные с родной региональной культурой, и, следовательно, в процессе реальной коммуникации не способны транслировать ее своеобразие и сделать ее достоянием мировой культуры. Следовательно, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, формировала интерес к национальной культуре. В данном аспекте важным и целесообразным является разработка целостной методической системы на основе культурного наследия обско-угорских народов, природного и культурного окружения за счет дополнительного часа в неделю, согласно Региональному базисному учебному плану.

Учитывая данную проблему, мною была разработана и апробирована программа курса «Культура народов Севера» (рецензент заведующая кафедрой ДПИ НГГУ, доцент, к.п.н. С.Н.Кравченко). Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, адресована обучающимся 5-7 классов средней школы, рассчитана на три года обучения,105 академических часа.

Цель программы: формирование образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.

Задачи:

-развитие познавательной активности на основе изучения культуры, социально экономического состояния и тенденций развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

-понимание учащимися своеобразия, особенностей социально-культурного развития региона, приобщение к решению проблем региона, участие в социальной и культурной жизни своего родного края в целях становления социальной зрелости учащихся их профессионального, жизненного самоопределения;

-формирование личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей региона.

Программа позволяет реализовать региональные образовательные стандарты национально-регионального компонента, педагогическая система обучения реализуется в виде образовательных модулей по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов Западной Сибири. Данные модули разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, способствуют эффективному формированию интереса и приобщению школьников к национальному культурному наследию народов Югры.

Модуль «Край родной» предназначен для учащихся 5 класса, нацелен на формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Содержание модуля направлено на реализацию пропедевтической функции с целью развития комплекса биолого-географических и экологических знаний и умений.

Содержательные задачи модуля: актуализация представлений учащихся об истории и богатстве Югорской земли, животном и растительном мире Югры, формирование чувства гордости за свой край, понимания единства природы и человека, необходимости разумного и бережного отношения к ней человека. Учащиеся уже с первых уроков учащиеся начинают знакомиться со своей малой Родиной, осваивая опорные точки модуля:

  • место родного края на глобусе и карте страны;
  • животный и растительный мир Югры;
  • современное состояние природы и экологические проблемы края;
  • заповедники – места сохранения редких видов животных и растений края, Красная книга Тюменского Севера.

Модуль «Материальная культура коренных народов Севера» предназначен для учащихся 6 класса, нацелен на формирование знаний о материальной культуре обских угров.

Содержательные задачи модуля: актуализация представлений учащихся о средствах передвижения, способах и приемах хозяйственной деятельности, традиционных материалах для изготовления одежды, традиционном жилище народов Югры; определение роли орнамента в традиционной культуре как средства выражения художественных вкусов народа, его мировоззрения.

Опорные точки модуля:

  • основные занятия народов Севера, народные промыслы края;
  • традиционные средства передвижения, жилище, одежда и обувь коренных народов Западной Сибири;
  • декоративно – прикладное искусство и орнамент как важная часть народной культуры, средство выражения художественного вкуса народа, его мировоззрения.

Модуль «Духовная культура коренных народов Западной Сибири» для обучающихся 7 класса является завершающим в курсе обучения.

Содержательные задачи модуля: актуализация представлений учащихся об основах мироздания, религии, жизненном укладе в традиционной культуре народов Севера.

Опорные точки модуля:

  • основы мироздания в традиционной культуре народов Севера;
  • ранние формы религии и их развитие;
  • традиционный уклад жизни, праздники народов Югры;
  • жизнь и быт коренных народов Севера в мифах и легендах.

         Результаты реализации программы «Культура народов Севера» показали, что предлагаемая методическая система на основе региональных и этнокультурных особенностей региона позволяет добиться высоких качественных результатов художественно – творческой деятельности, помогает обучающимся успешно усвоить новые знания, умения и компетентности, сформировать личность выпускника как достойного гражданина нашей страны с развитым национальным самосознанием и поликультурным мышлением.

Литература

  1. Банников В.Н., Устенко Л.Н. Изобразительное искусство в школе: региональный компонент, методическое пособие-Ханты-Мансийск, 2005
  2. Бугаева А.Л, Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты-Мансийск, ГУИПП, Полиграфист, 2002.
  3. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре ханты. Учебное пособие. – Нижневартовск. 2001.
  4. Ромбандеева Е.И. История народов ханты и его духовная культура. Сургут, 1993.
  5. Солодкин Я.Г. «Западная Сибирь. История и современность» Екатеринбург, 2000.
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»