автор: Калинина Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования, учитель-логопед МБДОУ № 9 “Метелица”

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Поэтому тему проекта: «Развития речи детей младшего дошкольного возраста» считаю актуальной.

Мы ставим перед собой цель в своей деятельности найти наиболее эффективные средства, методы и приемы работы, которые помогли бы детям преодолеть речевые проблемы, дали бы возможность развивать и совершенствовать речевую активность ребенка дошкольного возраста. В связи с этим возникла необходимость использования приемов, методов и современных здоровьесберегающих технологий, одной из которых является – кинезиотерапия.

«Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением». В детском возрасте связь между телом и психикой очень тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать. Кинестетическая гимнастика способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики.

Принцип биоэнергопластики в артикуляционные гимнастики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

Массаж и самомассаж. МЕТОД Су Джок

Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.  Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин.  (все это сопровождается стишками, потешками и т. д.). Создали картотеку пальчиковых игр с применением технологии Су Джок.

Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. Нами создана картотека гимнастики для глаз и подобраны видео – упражнения.

Использование дидактических игр и упражнений для развития речи дошкольников.

Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них мы имеем возможность систематически, постепенно усложнять материал, развивать восприятие детей и речь. (Создана картотека речевых игр и дидактических упражнений)

Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ»