автор: Каракулова Наталья Анатольевна
Воспитатель МКДОУ №117
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(из опыта работы)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». В поиске ответов на интересующие его вопросы ему помогают педагоги. Очень эффективным при этом является метод проектов.
Проектная деятельность – это средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности.
Работа по коррекции речи детей и использование проектного метода способствует всестороннему развитию детей с речевыми проблемами, реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, целостности педагогического процесса и форм реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. необходимо ненавязчиво направляю работу детей, и осуществлять тесное взаимодействие ребенка со всеми специалистами (логопед, музыкальный руководитель, хореограф, физкультурный руководитель, медицинская сестра).
В качестве мотива по исправлению речевых дефектов в группе компенсирующей направленности, активно используется театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи и в ненавязчивой форме является необходимым условием увлекательной работы. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В работе, активно используются игровые приемы обучения: игровые и сюрпризные моменты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры с включением действий, необходимых для развития определенного навыка.
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Моторная ловкость помимо продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) эффективно развивается и в разных видах ручных ремесел: бисероплетение, изонить, вышивка, шитье мягкой игрушки. Для развития мелкой моторики реализуется проект «Умелые ручки». Целью данного проекта является развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через приобщение детей к основам рукоделия. Данный проект обогащает детей новыми знаниями, умениями и навыками, закрепляет их, совершенствует внимание, усидчивость, память, мышление творческое воображение.
Активными помощниками нам, воспитателям, стали родители группы. Различные формы сотрудничества позволили сделать их не только союзниками, но и грамотными помощниками. В группе проводятся совместные развлечения: «Новоселье», «КВН», кукольные спектакли, речевые досуги, выставки детско-родительских работ.
Приведу примеры реализованных в нашей группе проектов.
1.Проект «Откуда хлеб пришел». Лексическая тема недели: «Хлеб».
2.Проект «Наши меньшие друзья». Лексическая тема недели: «Домашние животные».
3.Проект «Овощи-фрукты». Лексическая тема недели: «Овощи-фрукты».
4.Проект «Как рождается книга». Лексическая тема недели: «Творчество С.Я. Маршака».
5.Проект «Наш друг-светофор». Лексические темы: «Транспорт», «Правила дорожного движения».
6.Проект «Питание и здоровье».
7.Проект «Пожарная безопасность».
8.Проект по краеведению «Наш край родной».
9.Проект «Познаю мир».
- Проект «Путешествие по сказкам».
- Проект «Волшебный мир театра».
Реализация разработанных проектов помогает добиваться следующих результатов:
- происходит приобщение детей к процессу познания;
- расширяются и обогащаются различные представления об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие;
- развиваются мышление и воображение;
- стимулируется развитие творческой, поисковой, исследовательской активности, самостоятельности;
- активизируется и расширяется словарный запас, грамматический строй речи, развивается связная речь;
- формируется эмоциональная заинтересованность;
- совершенствуется моторика;
- развивается чувство коллективизма, формируются различные способы общения, опыт нравственного поведения;
- знания, приобретаемые детьми в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребенка.
Список использованной литературы:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
4.Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 97с.
5.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
6.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).