автор: Каракулова Наталья Анатольевна

Воспитатель МКДОУ №117

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(из опыта работы)

   С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». В поиске ответов  на интересующие его вопросы ему помогают педагоги. Очень эффективным при этом является метод проектов.

Проектная деятельность – это средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности.

Работа по коррекции речи детей и использование проектного метода способствует всестороннему развитию детей с речевыми проблемами, реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, целостности педагогического процесса и форм реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. необходимо ненавязчиво направляю работу детей, и осуществлять тесное взаимодействие ребенка со всеми специалистами (логопед, музыкальный руководитель, хореограф, физкультурный руководитель, медицинская сестра).

В качестве мотива по исправлению речевых дефектов в группе компенсирующей направленности, активно используется театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи и в ненавязчивой форме является необходимым условием увлекательной работы.  Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В  работе, активно используются игровые приемы обучения: игровые и сюрпризные моменты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры с включением действий, необходимых для развития определенного навыка.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Моторная ловкость помимо продуктивных видов деятельности  (рисование, лепка, аппликация, конструирование) эффективно развивается и в разных видах ручных ремесел: бисероплетение, изонить, вышивка, шитье мягкой игрушки. Для развития мелкой моторики реализуется проект «Умелые ручки».  Целью данного проекта является развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через приобщение детей к основам рукоделия. Данный проект обогащает детей новыми знаниями, умениями и навыками, закрепляет их, совершенствует внимание, усидчивость, память, мышление творческое воображение.

Активными помощниками нам, воспитателям, стали родители группы. Различные формы сотрудничества позволили сделать их не только союзниками, но и грамотными помощниками. В группе проводятся совместные развлечения: «Новоселье», «КВН», кукольные спектакли, речевые досуги, выставки детско-родительских работ.

Приведу примеры реализованных в нашей группе проектов.

1.Проект «Откуда хлеб пришел». Лексическая тема недели: «Хлеб».

2.Проект «Наши меньшие друзья». Лексическая тема недели: «Домашние животные».

3.Проект «Овощи-фрукты». Лексическая тема недели: «Овощи-фрукты».

4.Проект «Как рождается книга». Лексическая тема недели: «Творчество С.Я. Маршака».

5.Проект «Наш друг-светофор». Лексические темы: «Транспорт», «Правила дорожного движения».

6.Проект «Питание и здоровье».

7.Проект «Пожарная безопасность».       

8.Проект по краеведению «Наш край родной».

9.Проект «Познаю мир».

  1. Проект «Путешествие по сказкам».
  2. Проект «Волшебный мир театра».

Реализация разработанных проектов помогает добиваться следующих результатов:

  • происходит приобщение детей к процессу познания;
  • расширяются    и обогащаются   различные представления об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие;
  • развиваются мышление и воображение;
  • стимулируется развитие творческой, поисковой, исследовательской активности, самостоятельности;
  • активизируется и расширяется словарный запас, грамматический строй речи, развивается связная речь;
  • формируется эмоциональная заинтересованность;
  • совершенствуется моторика;
  • развивается чувство коллективизма, формируются различные способы общения, опыт нравственного поведения;
  • знания, приобретаемые детьми в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребенка.

Список использованной литературы:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.            –  СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 97с.

5.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

6.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

  1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ