автор: Карпикова Ольга Анатольевна

учитель музыки Удмуртия ,с.Якшур-Бодья, МКОУ “Якшур-Бодьинская школа-интернат”

Мастер-класс по теме: “Оркестр детских музыкальных инструментов- как средство развития младших школьников с депривацией зрения”.

                              Мастер-класс

Тема: «Оркестр детских музыкальных инструментов – как средство развития младших школьников с депривацией зрения»

Автор разработки: учитель музыки Карпикова О.А.

Место проведения: школа, кабинет музыки

Форма занятия: внеурочная деятельность

Оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты (ложки, трещётки, треугольник, ксилофон, металлофон, бубен и т.д.)

Цель: показать важное значение занятий в оркестре детских музыкальных инструментов для развития младших школьников с депривацией зрения.

        Задачи:

  1. Формирование коммуникативных навыков работы в детском коллективе;
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на народную музыку;
  3. Развитие эмоционально-волевых качеств (внимание, терпение, усидчивость, дисциплинированность);
  4. Развитие музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха);
  5. Овладение основами муз. грамотности: со специальной терминологией и ключевыми понятиями муз. искусства, элементарной нотной грамотой ;
  6. Овладение приёмами игры на музыкальных инструментах;
  7. Овладение умением организации своего культурного пространств;
  8. Развитие творческих способностей;
  9. Владение основами самоконтроля, самооценки;
  10. Развитие творческих музыкальных способностей;
  11. Повышение самооценки учащихся с депривацией зрения;

 

                       Методика работы с оркестром.

Работа в оркестре имеет свою разработанную методику.

  1. Учитель объявляет обучающимся о том, что сегодня они будут музыкантами оркестра детских музыкальных инструментов.
  2. В ходе беседы учитель выясняет у обучающихся о уже имеющихся у них теоретических и практических знаниях о оркестре (виды оркестров, какие инструменты входят в состав разных видов оркестров, кто управляет оркестром).
  3. Учитель объявляет обучающимся, что главную роль в оркестре играют инструменты, ведущие мелодию музыкального произведения. Сегодня на уроке это будет фортепиано. Далее учитель предлагает прослушать то произведение, которое будет оркестровано (звучит русская народная пляска «Из-под дуба»)
  4. После прослушивания произведения учащиеся дают характеристику музыки, определяют жанр, национальную принадлежность.
  5. Учитель всем обучающимся распределяет по желанию музыкальные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон и т.д.).
  6. Учитель предлагает ученикам сочинить ритмическое сопровождение к мелодии на своём музыкальном инструменте. Это творчество происходит коллективно (одновременно), чтобы никто из обучающихся не испытывал страха и стеснения.
  7. После коллективной импровизации (познакомить с этим понятием) учитель предлагает кому-нибудь из учащихся музицировать сольно вместе с ним. Все остальные учащиеся слушают и оценивают.

Если импровизация была ритмична, то данный ритмический рисунок исполняется всем оркестром и в дальнейшем становится партией для оркестровки произведения. Данный методический приём даёт возможность обучающемуся проявить своё творчество в     

коллективной творческой работе. Все учащиеся имеют возможность высказывать (корректно) своё мнение и оценивать свою игру и игру своих товарищей.

  1. Следующим этапом работы можно назвать непосредственную работу           оркестра над ритмическим аккомпанементом музыкального произведения.

Исходя из характера музыки необходимо сделать оркестровку музыки, т.е. распределить между инструментами ритмический рисунок мелодии, сильные доли, акценты, метрическую пульсацию. Мелодия пляски звучит на фортепиано в исполнении учителя. В оркестре могут играть сначала одни инструменты, потом – другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов – третьему (в зависимости от характера музыки). Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

        Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяется также исходя из самой музыки. Соотношение количества ударных инструментов (ложки, деревянные палочки, бубен, треугольник, румба, рубель) определяются по яркости тембров. Тихих (деревянные палочки, ложки) инструментов должно быть примерно в два раза больше, чем звонких (бубен, треугольник).

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности.  Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение ритмической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверять нужно детям с развитым чувством ритма. Здесь важно учитывать ещё и особенности зрения у обучающихся. Слепые дети не могут видеть жесты дирижера, которым является учитель,                                             

но при этом многие из них обладают хорошим чувством ритма. И им не составляет труда исполнять ритмические партии на слух.

Остальные обучающиеся ориентируются на свой слух, а также на показ дирижера. При этом необходимо заранее обговорить   условные дирижерские жесты.

                                      

Методика работы с ритмическими партитурами.

 

Одним из направлений работы с инструментальным оркестром является изучение музыкальной грамоты. Это направление очень важное, т.к. без этих знаний невозможно говорить о музыке, ритме, оркестре. На занятиях необходимо использовать небольшие оркестровые партитуры для трёх инструментов в виде карточек. Ритмический рисунок должен быть составлен из знакомых длительностей (четвертей, восьмых) и пауз в размере 2/4.

1.Перед работой каждый учащийся получает партитуру и внимательно её изучает. Обучающиеся находят и называют знакомые длительности и обозначения (размер, длительности, паузы).

2.Инициативный учащийся прохлопывает одновременно со счётом четвертную ноту, восьмую. После этого данную работу повторяет весь класс вместе. Этот момент очень важен,

т.к. коллективный повтор приучает к общему темпу и слаженности в оркестровой игре.

  1. Далее непосредственно перейти к партитуре. Работать только ладошками. Необходимо очень медленно по тактам разбирать первую строчку партитуры. При этом учителю использовать личный показ, а повтор сначала может сделать инициативный ученик, но закрепить показ учителя необходимо всем коллективом. Хорошо проработав первую строчку перейти ко следующей.

4.Здесь предоставляется возможность учащимся самостоятельно разобраться в новом ритмическом рисунке. В результате каждый ученик проявляет свои знания и умения. Это может быть один такт или вся строчка.                                                   

5.И как закрепление – коллективная игра второй партии. Работа над следующей строчкой проходит по той же методике.

6.Следующий этап – это распределение учащихся по партиям.                                               

Этот этап можно провести двумя способами. Первый способ предполагает деление по группам или по рядам. Способ хорош тем, что не происходит лишней суеты и шума при пересаживании обучающихся. Но минус в том, что не учитываются индивидуальные способности детей. И это может привести к эмоциональному дискомфорту, если вдруг партия окажется непосильной для правильного исполнения. Другой вариант, когда обучающиеся сами выбирают ту партию, которая им понравилась, оказалась по силам. На этом этапе обучающиеся соотносят свои возможности с ожидаемым результатом. Итак, распределив партии обучающиеся пересаживаются по своим партиям. Необходимо провести репетицию с каждой партией по отдельности. В это время другие группы тихими    ладошами играют свои партии под общий счёт учителя. Когда проведены репетиции со всеми группами по партиям приступаем к следующему этапу.

7.На этом этапе необходимо раздать обучающимся музыкальные инструменты (желательно одинаковые в каждой партии). Очень важно, чтобы учащиеся вслух считали (раз и два и) в едином темпе, заданным учителем. Несколько повторов бывает вполне достаточно, чтобы ритмический аккомпанемент зазвучал стройно и гармонично.

8.В завершающем этапе к оркестру присоединяется солирующий инструмент фортепиано (пока единственный мелодический инструмент в оркестре). Этот этап обычно наполнен радостными эмоциями детей. Цель достигнута. Удовлетворение от проделанной работы и конечный результат воодушевляет учащихся к музыкальному творчеству.

Прохождение же всех творческих этапов даёт учащимся понимание того, что необходимо тщательно и упорно трудиться, чтобы достичь желаемого результата.

В конечном итоге игра в оркестре формируют способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе.

Есть один минус в использовании графических партитур. Они не рассчитаны  на слепых детей. Но это не значит, что эта категория детей становятся посторонними наблюдателями. Слепые дети при помощи индивидуальной работы учителя и товарищей выучивают свою партию и полноценно участвуют в оркестре. Налицо формирование коммуникативности учащихся через общение и сотрудничество слепых детей со сверстниками в процессе творческого вида деятельности.

         Таким образом систематические занятия данным видом музыкальной деятельности способны развить у детей младшего школьного возраста не только музыкальность, но и положительно повлиять на формирование индивидуальной личностной культуры ребёнка, развить уверенность в собственных силах, ответственность, коммуникативность, дисциплинированность.

 

                                                

 

                                                 2019 г.

  

                                               

Мастер-класс по теме: “Оркестр детских музыкальных инструментов- как средство развития младших школьников с депривацией зрения”.