автор: Потапова Ольга Петровна
Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 15 “Светлячок” города Салаира
Технологическая карта интегрированной НОД в 1 младшей группе “Знакомимся с потешками”
Технологическая карта интегрированной НОД
в 1 младшей группе
“Знакомимся с потешками”
Раздел: Взаимодействие с предметами + Творческая продуктивная деятельность.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами – потешки, заклички, загадки.
Образовательные: знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно и ритмично читать закличку «Солнышко-колоколнышко», закрепить умение читать наизусть песенки – потешки: «Петушок, петушок», «Сорока – сорока», «Кисонька – мурысынька» тихим и ласковым голосом, упражнять в отгадывании загадок.
Развивающие: развивать речь, стремление принимать активное участие в общих затеях, умение произносить стихотворный текст громко и тихо, совершать движения в соответствии с содержанием и темпом речи.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, навыки внимательного слушания речи взрослого.
Методы: игровой, словесные, продуктивно-творческий.
Оборудование: звукозапись русской народной песни «Лебёдушка», русский народный костюм для педагога, ларец, ватман, мольберт, восковой мелок желтого цвета, миска с мукой, мягкие игрушки – котик, петушок; картинки – котик на лавочке, курочка с цыплятками, рукавичка-сорока; предметы детской посуды – тарелочка, ложечка, лопаточка, горшочек; обруч с цветными атласными лентами; набор картинок к потешке «Кисонька-Мурысонька»; для продуктивной деятельности: поднос, пластилин, доски, влажные салфетки, тарелочки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, загадок, закличек; знакомство с подвижной игрой «Карусели».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Этап | Действия воспитателя | Действия детей |
Постановка цели |
Звучит русская народная песня «Лебёдушка». Входит воспитатель в русском народном костюме.
День добрый, детушки-касатушки! Проходите, не стесняйтесь, Поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, Припасли мы забавушек на всякий вкус! Все забавушки в расписном ларце живут, Кому – правду, кому – сказку, кому – песенку дают! (Помогает рассадить детей) Воспитатель рисует на листе бумаги, закрепленном на мольберте восковым мелком желтого цвета, приговаривая: А пришла я не одна, Солнышко я принесла. Нарисуем большой круг, Много лучиков вокруг, Это солнышко сияет Все собою озаряет! Солнышко – колоколнышко, |
Играют в игровых зонах, обращают внимание на звучание музыки и воспитателя, подходят к нему.
Рассаживаются на заранее расставленные стульчики. Отвечают. Наблюдают за действиями воспитателя. |
Указания к руководству процессом деятельности детей |
Воспитатель достает из ларца и обращает внимание детей на картинку:
Ребятки, а посмотрите, кто это на лавочке лежит? Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки. Молочко пьёт, Песенки поёт. Правильно это котик. Из ларца воспитатель достает мягкую игрушку – котика. Читает потешку и показывает действия на игрушке. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Зубки белые, Глазки смелые. Обращается к детям: Сережа, покажи, где у котика смелые глазки? Маша, погладь шубку у котика. Алина, покажи где у котика усы, удивительной красы? (Котика спрятать, окунув в тарелочку с мукой). А посмотрите, ребятушки, какой у меня ларец, а в нём красавец-певец. (Достаёт из ларца мягкую игрушку – петушка) Русский народ петушка почитает, ласково величает – Петушок, золотой гребешок. Читает потешку и показывает действия на игрушке.
Ребятки, а как петушок песенку поет? Ой, какие молодцы-удальцы мои ребятушки. У петушка есть семья – курочка-пеструшечка и малые ребятки – желтые цыплятки. Вывесить картинки курочки и цыпляток. Расскажу я вам и про них, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной. Читает потешки и показывает сюжетные действия: Как у наших у ворот А курочки с цыплятками гуляют, за ними присматривают: Читает потешку в первый раз и показывает, во второй приглашает к показу детей. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (махи руками-крыльями по ногам) Не ходите далеко, («погрозить» пальчиком) Лапками гребите, (присесть, руками «подгребать») Червячков ищите! (сидя, пальчиками «клевать»). Кар-кар! Слышите, ребята? Кар-кар! Прилетела к нам сорока (надеть рукавичку – сороку) Читает потешки и показывает сюжетные действия: Сорока – белобока Летела издалёка К малым птенчикам, К своим детушкам. Детки малые пищат, Есть хотят, пить хотят. А мы накормим детушек? Сорока, сорока! Спасибо тебе сорока-белобока. Ох наелись, так наелись. Что-то мы уж засиделись. А-ну, вставайте в хоровод. Игра к нам в гости идет! Лента яркая – атлас, Закружит всех дружно нас! Проводится русская народная игра «Карусель». (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу). Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра! Вот ума не приложу, куда подевалась моя Кисонька-Мурысонька. Что-то ее не слышно и не видно, наверно напроказничала. (Достать игрушку из муки) Ой, да она у меня в чем-то испачкалась, где-же, то она была и что делала? Кошечка: – В муке испачкалась. Воспитатель читает потешку, обыгрывает ее на фланелеграфе или доске с помощью картинок, меняя голос. – Кисонька – Мурысонька, Где ты была? – На мельнице. – Кисонька – Мурысонька, Что там делала? – Муку молола. – Кисонька – Мурысонька, Что из муки пекла? – Прянички. – Кисонька – Мурысонька, С кем прянички ела? – Одна. – Не ешь одна! Не ешь одна! Делись с детками. Съела все кисонька, чем же она будет своих котяток угощать? Может ребятки поможем ей, испечем прянички? Сядем рядком, Поговорим ладком, Пряничков напечем, Кисоньку развлечем. (Пригласить детей сесть за столы, где лежат: пластилин, доски, влажные салфетки, тарелочки (на каждого ребенка). Возьмите в ручки пластилин, разомните его, скатайте шарик и сплющите, получился пряничек. Его можно украсить маленькими кусочками разных цветов. (Воспитатель показывает, проговаривает каждое действие, помогает детям, показывает киске готовые прянички). Над селом дымки плывут Пироги в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Сладким чаем угощайтесь. Чай, чай, этот чай, заварили сами Чай, чай, вкусный чай, пьем мы с пирогами. (Когда все прянички будут готовы разложить тарелочки на поднос и передать поднос кошечке). |
Ответы детей. Внимательно слушают. Дети выполняют предложенные действия. Если ребенок затрудняется, воспитатель действует его рукой сам. Дети наблюдают. Воспроизводят пение петуха: Ку-ка-ре-ку! Рассматривают картинки. Наблюдают за воспитателем и пытаются повторить некоторые действия. По желанию выходят играть – повторять текст и движения. Наблюдают за сорокой, внимательно слушают воспитателя. Тем, кому предложено берут атрибуты в руки, говорят: «Спасибо». Дети выходят и встают по кругу, взявшись за руки. Выполняют знакомые движения и действия, пытаются (по мере возможности) произносить текст. Помогают отвечать по картинкам. Внимательно слушают и смотрят за происходящим. Соглашаются помочь. Воспроизведение действий по показу воспитателя. |
Обсуждение результатов работы. |
Воспитатель: Держи кисонька поднос с вкусными пряничками.
Угости своих ребяток, Маленьких котяток! Кошечка: – Спасибо ребята, теперь у меня пряничков много, на всех хватит. (Киска уносит прянички на подносе, а воспитатель беседует с детьми) С моим ларцом мы поиграли, Все немножечко устали, Кто к вам в гости приходил? Кто улыбки вам дарил? А с гостями я прощаюсь: Будьте здоровыми, Будьте счастливыми, Будьте, как солнышко, красивыми. До свидания! Звучит русская народная песня «Лебёдушка». Воспитатель уходит. |
Называют персонажей, которых запомнили, повторяют потешки или отдельные слова. Дети прощаются. |
Технологическая карта интегрированной НОД
в 1 младшей группе
“Знакомимся с потешками”
Раздел: Взаимодействие с предметами + Творческая продуктивная деятельность.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами – потешки, заклички, загадки.
Образовательные: знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно и ритмично читать закличку «Солнышко-колоколнышко», закрепить умение читать наизусть песенки – потешки: «Петушок, петушок», «Сорока – сорока», «Кисонька – мурысынька» тихим и ласковым голосом, упражнять в отгадывании загадок.
Развивающие: развивать речь, стремление принимать активное участие в общих затеях, умение произносить стихотворный текст громко и тихо, совершать движения в соответствии с содержанием и темпом речи.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству, навыки внимательного слушания речи взрослого.
Методы: игровой, словесные, продуктивно-творческий.
Оборудование: звукозапись русской народной песни «Лебёдушка», русский народный костюм для педагога, ларец, ватман, мольберт, восковой мелок желтого цвета, миска с мукой, мягкие игрушки – котик, петушок; картинки – котик на лавочке, курочка с цыплятками, рукавичка-сорока; предметы детской посуды – тарелочка, ложечка, лопаточка, горшочек; обруч с цветными атласными лентами; набор картинок к потешке «Кисонька-Мурысонька»; для продуктивной деятельности: поднос, пластилин, доски, влажные салфетки, тарелочки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, загадок, закличек; знакомство с подвижной игрой «Карусели».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Этап | Действия воспитателя | Действия детей |
Постановка цели |
Звучит русская народная песня «Лебёдушка». Входит воспитатель в русском народном костюме.
День добрый, детушки-касатушки! Проходите, не стесняйтесь, Поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, Припасли мы забавушек на всякий вкус! Все забавушки в расписном ларце живут, Кому – правду, кому – сказку, кому – песенку дают! (Помогает рассадить детей) Воспитатель рисует на листе бумаги, закрепленном на мольберте восковым мелком желтого цвета, приговаривая: А пришла я не одна, Солнышко я принесла. Нарисуем большой круг, Много лучиков вокруг, Это солнышко сияет Все собою озаряет! Солнышко – колоколнышко, |
Играют в игровых зонах, обращают внимание на звучание музыки и воспитателя, подходят к нему.
Рассаживаются на заранее расставленные стульчики. Отвечают. Наблюдают за действиями воспитателя. |
Указания к руководству процессом деятельности детей |
Воспитатель достает из ларца и обращает внимание детей на картинку:
Ребятки, а посмотрите, кто это на лавочке лежит? Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки. Молочко пьёт, Песенки поёт. Правильно это котик. Из ларца воспитатель достает мягкую игрушку – котика. Читает потешку и показывает действия на игрушке. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Зубки белые, Глазки смелые. Обращается к детям: Сережа, покажи, где у котика смелые глазки? Маша, погладь шубку у котика. Алина, покажи где у котика усы, удивительной красы? (Котика спрятать, окунув в тарелочку с мукой). А посмотрите, ребятушки, какой у меня ларец, а в нём красавец-певец. (Достаёт из ларца мягкую игрушку – петушка) Русский народ петушка почитает, ласково величает – Петушок, золотой гребешок. Читает потешку и показывает действия на игрушке.
Ребятки, а как петушок песенку поет? Ой, какие молодцы-удальцы мои ребятушки. У петушка есть семья – курочка-пеструшечка и малые ребятки – желтые цыплятки. Вывесить картинки курочки и цыпляток. Расскажу я вам и про них, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной. Читает потешки и показывает сюжетные действия: Как у наших у ворот А курочки с цыплятками гуляют, за ними присматривают: Читает потешку в первый раз и показывает, во второй приглашает к показу детей. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (махи руками-крыльями по ногам) Не ходите далеко, («погрозить» пальчиком) Лапками гребите, (присесть, руками «подгребать») Червячков ищите! (сидя, пальчиками «клевать»). Кар-кар! Слышите, ребята? Кар-кар! Прилетела к нам сорока (надеть рукавичку – сороку) Читает потешки и показывает сюжетные действия: Сорока – белобока Летела издалёка К малым птенчикам, К своим детушкам. Детки малые пищат, Есть хотят, пить хотят. А мы накормим детушек? Сорока, сорока! Спасибо тебе сорока-белобока. Ох наелись, так наелись. Что-то мы уж засиделись. А-ну, вставайте в хоровод. Игра к нам в гости идет! Лента яркая – атлас, Закружит всех дружно нас! Проводится русская народная игра «Карусель». (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу). Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра! Вот ума не приложу, куда подевалась моя Кисонька-Мурысонька. Что-то ее не слышно и не видно, наверно напроказничала. (Достать игрушку из муки) Ой, да она у меня в чем-то испачкалась, где-же, то она была и что делала? Кошечка: – В муке испачкалась. Воспитатель читает потешку, обыгрывает ее на фланелеграфе или доске с помощью картинок, меняя голос. – Кисонька – Мурысонька, Где ты была? – На мельнице. – Кисонька – Мурысонька, Что там делала? – Муку молола. – Кисонька – Мурысонька, Что из муки пекла? – Прянички. – Кисонька – Мурысонька, С кем прянички ела? – Одна. – Не ешь одна! Не ешь одна! Делись с детками. Съела все кисонька, чем же она будет своих котяток угощать? Может ребятки поможем ей, испечем прянички? Сядем рядком, Поговорим ладком, Пряничков напечем, Кисоньку развлечем. (Пригласить детей сесть за столы, где лежат: пластилин, доски, влажные салфетки, тарелочки (на каждого ребенка). Возьмите в ручки пластилин, разомните его, скатайте шарик и сплющите, получился пряничек. Его можно украсить маленькими кусочками разных цветов. (Воспитатель показывает, проговаривает каждое действие, помогает детям, показывает киске готовые прянички). Над селом дымки плывут Пироги в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Сладким чаем угощайтесь. Чай, чай, этот чай, заварили сами Чай, чай, вкусный чай, пьем мы с пирогами. (Когда все прянички будут готовы разложить тарелочки на поднос и передать поднос кошечке). |
Ответы детей. Внимательно слушают. Дети выполняют предложенные действия. Если ребенок затрудняется, воспитатель действует его рукой сам. Дети наблюдают. Воспроизводят пение петуха: Ку-ка-ре-ку! Рассматривают картинки. Наблюдают за воспитателем и пытаются повторить некоторые действия. По желанию выходят играть – повторять текст и движения. Наблюдают за сорокой, внимательно слушают воспитателя. Тем, кому предложено берут атрибуты в руки, говорят: «Спасибо». Дети выходят и встают по кругу, взявшись за руки. Выполняют знакомые движения и действия, пытаются (по мере возможности) произносить текст. Помогают отвечать по картинкам. Внимательно слушают и смотрят за происходящим. Соглашаются помочь. Воспроизведение действий по показу воспитателя. |
Обсуждение результатов работы. |
Воспитатель: Держи кисонька поднос с вкусными пряничками.
Угости своих ребяток, Маленьких котяток! Кошечка: – Спасибо ребята, теперь у меня пряничков много, на всех хватит. (Киска уносит прянички на подносе, а воспитатель беседует с детьми) С моим ларцом мы поиграли, Все немножечко устали, Кто к вам в гости приходил? Кто улыбки вам дарил? А с гостями я прощаюсь: Будьте здоровыми, Будьте счастливыми, Будьте, как солнышко, красивыми. До свидания! Звучит русская народная песня «Лебёдушка». Воспитатель уходит. |
Называют персонажей, которых запомнили, повторяют потешки или отдельные слова. Дети прощаются. |