автор: Колегов Андрей Александрович

Учитель географии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Степановская средняя общеобразовательная школа” Верхнекетского района Томской области

«Развитие познавательной активности школьников на уроках географии средствами элементов краеведения»

«Развитие познавательной активности школьников на уроках географии средствами элементов краеведения»

 

Колегов Андрей Александрович,

учитель географии МБОУ «Степановская СОШ»

Верхнекетского района Томской области

 

 

Страшная опасность – это безделие за партой,

безделие месяцы, годы. Это развращает морально,

калечит человека и ничего не может возместить

того, что упущено в самой главной сфере, где

человек должен быть тружеником,- в сфере мысли.

В.А.Сухомлинский

 

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью у общества в образованных людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Интегративный характер развития науки, техники и производства определяет потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. А он, в свою очередь, формируется по двум каналам: средствами отбора информации и средствами включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что обучающиеся испытывают удовлетворенность, если в собственной деятельности они достигают успеха и ощущают интеллектуальное и духовное развитие.

В настоящее время география перестала быть «чисто номенклатурным предметом и содержание новой программы еще одно этому подтверждение. Передо мной, учителем географии стоят несколько иные задачи, чем скажем 5 лет назад. Если раньше основными целями урока были: «дать знания, «сформировать понятия», то сегодня наиболее важной задачей является формирование нового мышления во взаимоотношениях человека и природы, человека и его страны, его малой Родины.

Уровень развития детей школы отличен. Все дети очень разные: одни сильные, другие слабые. Может их слабость от семейных неурядиц, от болезни или других причин. Таких детей каждый этап урока ставит в сложное положение. Сильным ученикам нелегче. Они скучают, утверждаясь в привелегерованности. Что бы не создавать такого положения необходимо менять структуру урока, организационно – познавательную деятельность, да и сами взаимоотношения ученик-учитель. Между учеником и учителем должно быть достигнуто сотрудничество, а оно может быть достигнуто лишь только при умелой организации учебно-познавательной деятельности. Чтобы воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли личностью, надо дать возможность ученику на уроке творить, ощущать радость труда, чувство собственного достоинства, дать почувствовать себя активным участником процесса познания. И здесь важнейшим направлением в обучении географии становится краеведение, отражающее потребность школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира. На первое место выносятся задачи: повышение эффективности урока путем внедрения технологий, содержащих краеведческий материал и развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся на уроках географии. Для их реализации нужны соответствующие формы, методы, приемы, которые способствовали бы созданию такой атмосферы урока, на котором ученик был бы активным участником процесса познания.

Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтверждают, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: выполняют задания по карте, изучают модели географических объектов, решают учебную проблему, обмениваются мнениями, сотрудничают в группе. Отмечено, что даже самое интересное объяснение учителя школьники оценивают ниже, чем собственную учебную деятельность. Формы проведения таких уроков могут быть разнообразными: как традиционными так и не традиционными. На них, по моему мнению, происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта, творчества. В сочетании с элементами краеведения происходит развитие национальной, экологической, трудовой культуры, знакомство с вековым опытом народа, его мудростью в отношении с природой, бережным к ней отношением, а главное формирует у учащихся стремление приложить свои силы на благо родного края. Таким образом, перед учителем стоит задача продумать такие задания, формы, методы и средства, которые содействовали бы формированию познавательного интереса.

И так, какие же методы и формы обучения я использую на уроках. Конечно же, уроки – игры, уроки – путешествия. Главной функцией игры является обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность к реальной жизни, тем выше познавательный эффект. И здесь широкие возможности открывает географическое краеведение. Обязательным условием таких уроков является сообщение об игре в начале изучения темы. Класс разбивается на команды и если какой – то материал усвоен недостаточно на помощь ученику приходит не только учитель, но и команда. Срабатывает стремление не только знать, но и победить. При этом каждый ребенок является задействованным в проведении таких игр. Дети придумывают название команд, эмблемы, девизы. Так в 8 классе такой урок проводился по теме « Белгородчина – на карте России».

Познавательная и творческая активность учащихся значительно возрастает, если в учебный процесс включена система полевых занятий, уроков- практикумов, экскурсий на местности. Именно в занятиях вне стен школы значительно расширяются рамки учебного процесса, интенсивно влияя на все стороны личности, включая чувственную и эмоциональную составляющие психики подростка. Так, научная форма познания дополняется особой, художественной формой познания окружающей действительности. Научная географическая картина мира, возникающая в сознании школьника, эмоционально переживается, становится более яркой, насыщенной, запоминающейся, значимой, близкой. Следовательно, природа, все ближайшее окружение выступает для ученика не чем – то чужим, застывшим

образованием, а понятным и родным «домом».

Таким образом, данные занятия для учащихся-подростков, природно-социальное окружение превращается в учебно-тренировочный полигон,

активно и постоянно воздействующий на их физическое и эмоционально-психическое развитие, «стартовую площадку» становления их личности. Это в свою очередь помогает увидеть, понять и полюбить свой родной край. Полевые занятия, экскурсии, уроки-практикумы являются необходимым элементом гражданского и патриотического воспитания учащихся. Высокая педагогическая цена учебного дня на природе объясняется тем, что здесь процесс познания идет через радость ребенка, через удовольствие активного, самостоятельного освоения им предметов и явлений в их подлинном, натуральном виде, а не опосредованно через рассказ учителя, часто довольно скучный, хотя и сопровождаемый иллюстрациями и демонстрациями наглядного материала. Только здесь, вне стен школы есть то, чего так не хватает «учебной скамье», – живое восприятие реального мира и личный практический опыт освоения его. А ведь только на основе такого соединения живого созерцания с практикой может затеплится в сознании собственная глубокая и прочная абстрактная мысль. Практико-ориентированное образование помогает школьнику быть более подготовленным к жизни в современном обществе, быть толерантным.

Так в 6 классе, при изучении темы «Определение направлений, расстояний, азимутов», урок проводится во дворе школы. Конечно же, это нелегко. Учителю надо следить не только за ходом работы учащихся, но и контролировать каждого ученика. Перед таким занятием дети получают инструктаж, разбиваются на группы. Каждой группе и конкретно каждому ученику дается задание.

Например:

1 группа: Определить направление, (по компасу), спортивной школы, расстояние и азимут.

2 группа: Определить направление, (по компасу), спортивной площадки, расстояние и азимут.

3 группа: Определить направление, (по компасу), храма, расстояние, азимут.

При этом полученные результаты фиксируются в путевом листе (черновике), а дома предлагается оформить в тетради аккуратно.

Дети очень любят такие занятия на свежем воздухе и с интересом их ждут. Такая форма урока дает огромный результат, ребята очень быстро усваивают материал, запоминают необходимое. Срабатывает здоровьесберегающая технология, дети находятся в движении, не засиживаются и не устают. А самое главное такая организация урока позволяет включить в процесс обучения каждого ребенка, а элемент краеведения помогает формировать практические умения и навыки. Безусловно, такие виды уроков требуют от

учителя огромных физических затрат, времени. В силу различных причин невозможно частое проведение такого рода уроков, но все же их необходимо как можно чаще проводить.

Каждый учитель стремиться к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.

Так в 6 классе дети начинают изучать географию, она достаточно сложная, с большим количеством практических заданий. Детям необходимо заучивать большое количество топографических знаков. Для того, чтобы привить интерес к предмету и сделать процесс обучения интересным, прошу не просто выучить топографические значки, а прошу составить рассказ в топографических значках о том, что они видят по дороге из дома в школу. В результате это позволяет с легкостью выучить значки и посмотреть на то, что окружает тебя: на твой двор, свою улицу, школу.

Форма проведения урока, на котором ребенок может раскрыться вырисовывается не сразу, сначала отрабатываются какие-то элементы, а лишь потом рождается урок. На уроке сначала звучали сообщения по темам, и чтоб их внимательно слушали, я рекомендовала записывать главное, пока однажды, кто-то из детей не сочинил рифму, маленькое четверостишье. Идея понравилась. Мною были предложены задания: сочинить стихотворения или загадки. Первоначально это были стихи и загадки о растениях и животных, материках. Предложила создать четверостишья и загадки о родном крае, о каких либо природных явлениях, о временах года, о богатствах родного края. Дети откликнулись.

В последнее время все чаще на уроках становится возможным применение компьютерных технологий. Использование компьютерных презентаций с применением мультимедийного проектора позволяет более рационально организовывать урок, сделать его красочным, наглядным, насыщенным, концентрирует внимание учеников. В сценарии таких уроков можно включать различные материалы, чередуя изображения с рассказом, цитированием и другого. На уроках с компьютерной поддержкой высвобождается время, которое можно использовать для дополнительных заданий.

Активизировать познавательную деятельность учащихся дает возможность применение проблемного метода. Именно он позволяет ставить ученика в позицию исследователя, пробуждает интерес к еще нерешенным задачам, может быть, еще не вполне доступным для данного возраста ребенка заданиям, но с которыми он столкнется в будущем и которые сможет самостоятельно решить. В случае затруднения учитель может предложить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. Большие возможности для решения проблемных вопросов раскрываются при выполнении проектных работ. Сама цель любого проекта предполагает наличие заданий исследовательского характера и решений проблемных ситуаций.

На каждом этапе работы можно найти приемы, способствующие развитию познавательной активности школьника, творческому развитию личности.

Большое внимание, считаю, необходимо уделять способам проверки домашнего задания и способам его подачи. Рассмотрим организацию устного ответа ученика. Проверяя домашнее задание, можно сказать: «Дайте характеристику климата Белгородской области», а можно вызвать к доске нескольких учеников, один начнет рассказывать, другой продолжает, третий и так далее. С помощью таких опросов можно привлечь к ответу практически весь класс. Развивается не только память, речь, но и логическое мышление, внимание, а дух соревнования привлекает к ответу, ведь побеждает тот, кто последним назовет особенность климата. Другой вариант. На доске написаны слова: внутренние воды, Ермак Тимофеевич, паводки, 1%, Дон, Северский Донец, болота, загрязнения, очистка. Необходимо, используя перечисленные слова составить в логической последовательности рассказ «Внутренние воды России»(8класс) Следующий вариант. При изучении стран в 7 классе, класс делится на группы, по количеству выбранных для изучения стран. Каждая группа представляет собой туристическое агентство и должна, в качестве домашнего задания, составить рекламный проспект одной из выбранных стран, придерживаясь плана-характерисики в учебнике. Каждая группа готовит название своей туристической фирмы и представляет свою страну. При проверке домашнего задания по географической номенклатуре, использую тестовые задания, фрагменты контурных карт, на которых цифрами обозначены географические объекты и их необходимо отгадать. Практически всегда доверяю проверить задания с географической номенклатурой друг у друга детям. В качестве эталона здесь выступает географический атлас, по которому ребята с легкостью выявляют неверные ответы. Третий уровень используется или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Это лишь небольшая часть приемов, методов, форм обучения, которыми я пользуюсь на уроках, все они помогают стимулировать развитие познавательного интереса на уроках географии. А ведь доказано, что интерес познания это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от его решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения, могут стать движущим фактором воспитания всесторонне развитой личности. На мой взгляд, если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать свои способности, то повысится познавательная активность ученика. А как следствие повысится качество образования выпускника и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру своего края, своей страны.

Развитие познавательной активности школьников на уроках географии средствами элементов краеведения