автор: Кондратова Светлана Викторовна

Учитель начальных классов МКОУ “Григорьевская основная общеобразовательная школа”

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников “Диафильм своими руками”

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

Тема проекта: «Диафильм своими руками»

Проблема: современные школьники младших классов не знают, что такое «диафильм» ,что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий.   Сегодня домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами наших детей. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми.

Цель: создание коллективного диафильма на основе литературного произведения.

Задачи:

– познакомить детей с понятием «диафильм», с профессиями людей, которые создают диафильмы;

–  научить детей проявлять творческий потенциал  и творческие способности, создавая «диафильмы» по  сюжетам литературных произведений;

– формировать навыки работы с литературным произведением: деление на части, анализ художественного текста,  выразительное чтение;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

– воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.

Актуальность проекта: диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму.

Гипотеза: создание диафильмов способствует проявлению творческих способностей и интереса к литературному чтению у младших школьников.

 

Этапы работы над проектом

  • Погружение в проектную деятельность. Постановка проблемы, определение цели, задач деятельности.

На обобщающем уроке литературного чтения я предложила ребятам познакомиться с рассказами В. Драгунского необычным способом- просмотром диафильма. Оказалось, что среди учащихся 4 класса такие  понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) знали далеко не все. Но двое учащихся рассказали, что у них дома есть такой специальный прибор и плёнки к нему. И сразу же всем захотелось узнать, что такое диафильм, фильмоскоп. Кто участвует в создании диафильма? А самое главное – ребята задались целью создать диафильм своими руками.

  • Организация деятельности: конкретный замысел, планирование. Разработка плана мини-проекта.

Для осуществления  цели нашего проекта мы разбились на мини- группы и наметили план действий.

1). Сбор информации о словах- терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр.

2). Выбор произведения, деление текста на части и выбор основных цитат. Набор текста на ПК.

3). Рисование кадров диафильма. Сканирование картинок.

4). Копмановка слайдов в программе  Power Point (под руководством учителя).

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

  • Осуществление деятельности.

1). Что такое диафильм? Кто трудился над созданием диафилмов?

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Диафильмы производились студиями «Диафильм» основанной в 1930 г., “Укркинохроника”, киностудиями Тбилиси и Ленинграда.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или

фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь.  Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия “Диафильм” выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

2). После того, как мы познакомились со словами – терминами, мы приступили к  выбору литературного произведения. Споров было много! Но постепенно мы пришли к единому мнению. Выбор пал на рассказ М.Пришвина «Выскочка». В мини- группах шла работа над делением текста на части, выбором цитат из рассказа, набором текста на ПК.

3). После того, как сценаристы поработали с текстом М.Пришвина «Выскочка» пришло время иллюстраторов. Учащиеся с большим интересом  и старанием работали над рисованием кадров к диафильму. Были и трудности: необходимо было соблюдать единство в изображениях героев данного рассказа.

Когда же  все рисунки- кадры были готовы, учащиеся совместно с у чителем отсканировали данные работы и сохранили их в единой папке с файлами.

4). Компановка слайдов происходила под чутким руководством учителя. Для этого учащимся  была дана не только подробная инструкция действий, но и показан весь ход работы в программе Power Point  нагляднно.

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

  • Презентация результатов. Планируемые результаты.

После того, как диафильм был готов дети продемонстрировали его своим родителям и другим членам семьи. Через систему «Школьный портал» диафильм  был выслан всем учащимся 4 класса (прикрепленый файл к домашнему заданию по литературному чтению).

Официальное  представление данного проекта проходило на общешкольном мероприятии в рамках «Недели детской книги».

 

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников “Диафильм своими руками”