автор: Санарова Мария Васильевна

воспитатель МДОБУ д/с №30 “Росинка” конспект НОД

тема: «Обитатели крайнего севера»

 

Минусинское дошкольное образовательное  бюджетное учреждение комбинированного вида д/с № 30 «Росинка».

Конспект учебного занятия с учетом ФГОС ДО

Направление: познавательно – речевое развитие

Область «Ребенок и окружающий мир»

Тема: « Обитатели крайнего севера»

Разработала: воспитатель Санарова Мария Васильевна

Группа: старшая

 

Цель: систематизация ранее приобретенных знаний об обитателях крайнего севера.

Задачи:

Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей об обитателях крайнего севера.

Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, животным.

Методические приемы:

  • игровой;
  • наглядный;
  • словесный (стихотворение, загадки).

Оборудованиеиллюстрации животных крайнего севера (олень, белый медведь, писец, полярная сова); разрезные картинки животных крайнего севера, картинки с изображением лишайника, мха, рыбы, мышей; глобус.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроим глазки, представим что-нибудь хорошее, приятное…. Откройте теперь глазки. Давайте друг другу улыбнемся, улыбнемся нашим гостям.

И так… Ребята, какое время года сейчас? (ответ детей). А перед весной какое время года? (ответ детей). А вы знаете, где у нас на планете всегда весна? (ответ детей). Давайте посмотрим на нашем глобусе, где же находится северный полюс. Как вы думаете, где он находится и почему именно там (ответ детей). А вы хотели бы побывать на северном полюсе?

А как вы думаете, на каком транспорте можно добраться на северный полюс? (ответы детей). А на каком хотели бы вы отправиться? (ответы детей). Все хотят полететь в путешествие на самолете? Давайте тогда заведем наш самолет и полетим. Повторяйте за мной движения и слова по кругу:

 Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели (Вращение руками, согнутыми в локтях)

Руки в стороны – в полёт (Стойка ноги врозь, руки в стороны)

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, (Поворот вправо)

Левое крыло вперёд. (Поворот влево)

 Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолёт. (Лёгкий бег в разных направлениях).

Педагог: Ребята, смотрите какие сугробы? Я что-то вижу… Это же животные крайнего севера. Вы узнали их? Кто это? (ответ детей). А что вы сможете о нем рассказать? (ответ детей, педагог дополняет рассказ). Молодцы, ребята!

Педагог:- Давайте ребята немного отдохнем. Повторяйте за мной движения и слова: (проводится   физминутка «Как олени резво скачем…»)

Как олени резво скачем

(Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.

(Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,

(Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.

(Остановиться)

Мы немного отдохнём

(Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Присесть на импровизированные льдинки)

Педагог:- Ребята, посмотрите, какая сильная была метель. Что это там под большим сугробом? Давайте посмотрим? Вы только посмотрите, это же животные и их так много. А они все обитают на крайнем севере? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Лишний»).

Педагог: – Ребята. Что бы нам дальше было легче путешествовать, нам надо поделиться на две команды. По какому принципу мы будем делиться? (ответы детей). У меня в мешочке цветные круги, выбирайте себе любой. Какой вам попадется, в той команде вы и будите путешествовать дальше.

Наше путешествие продолжается. Ох, ребята, что – то здесь не так. Посмотрите, что же с животными произошло? Это все браконьеры. Вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Как же мы можем спасти животных? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Собери картинку»). Ребята, наши животные голодны. Чем мы можем их накормить?( ответы детей; проводится дидактическая игра «Подбери картинку»). Молодцы! Мы с вами спасли животный, накормили их.

Педагог: – Ребята, посмотрите, на картинках изображены животные крайнего севера. Как вы думаете, чем они схожи между собой, а в чем их различие? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Сходство и различие»).

Педагог:- Посмотрите, ребята, белый медведь оставил нам записку « Дорогие путешественники, все жители крайнего севера вам очень благодарны за вашу помощь. Вы нас спали от неминуемой гибели. Спасибо!» А кто же эти жители, давайте отгадаем загадки:

  • Посмотри, по снегу мчится

То ли волк, то ли лисица..

Где же он достать сумел

Шубку белую, как мел?

(песец)

  • Хоть пушиста и бела,

Но не скажешь, что мила!

Ярко-жёлтые глазищи

По ночам добычу ищут!

(Полярная сова)

  • Он для всех хороший друг

В тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это …….(Северный олень)

  • Этот зверь – небоскрёб!

Крупный, белый, как сугроб.!

Спрятав нос, вразвалку

Вышел на рыбалку!

(белый медведь).

Педагог:- Ребята, на этом наше путешествие подходит к концы. Давайте собираться в дорогу. Вставайте в круг, заводите моторы на самолетах, мы отправляемся в детский сад.

Рефлексия. Педагог: – Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад. Что вам понравилось сегодня больше всего? (ответы детей). Что вы узнали нового? (ответы детей). Куда бы вы хотели отправиться в путешествие в следующий раз? (ответы детей).

 

Конспект НОД “Обитатели крайнего севера”