автор: Санарова Мария Васильевна
воспитатель МДОБУ д/с №30 “Росинка” конспект НОД
тема: «Обитатели крайнего севера»
Минусинское дошкольное образовательное бюджетное учреждение комбинированного вида д/с № 30 «Росинка».
Конспект учебного занятия с учетом ФГОС ДО
Направление: познавательно – речевое развитие
Область «Ребенок и окружающий мир»
Тема: « Обитатели крайнего севера»
Разработала: воспитатель Санарова Мария Васильевна
Группа: старшая
Цель: систематизация ранее приобретенных знаний об обитателях крайнего севера.
Задачи:
Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей об обитателях крайнего севера.
Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, животным.
Методические приемы:
- игровой;
- наглядный;
- словесный (стихотворение, загадки).
Оборудование: иллюстрации животных крайнего севера (олень, белый медведь, писец, полярная сова); разрезные картинки животных крайнего севера, картинки с изображением лишайника, мха, рыбы, мышей; глобус.
Ход занятия.
Педагог: – Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроим глазки, представим что-нибудь хорошее, приятное…. Откройте теперь глазки. Давайте друг другу улыбнемся, улыбнемся нашим гостям.
И так… Ребята, какое время года сейчас? (ответ детей). А перед весной какое время года? (ответ детей). А вы знаете, где у нас на планете всегда весна? (ответ детей). Давайте посмотрим на нашем глобусе, где же находится северный полюс. Как вы думаете, где он находится и почему именно там (ответ детей). А вы хотели бы побывать на северном полюсе?
А как вы думаете, на каком транспорте можно добраться на северный полюс? (ответы детей). А на каком хотели бы вы отправиться? (ответы детей). Все хотят полететь в путешествие на самолете? Давайте тогда заведем наш самолет и полетим. Повторяйте за мной движения и слова по кругу:
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели (Вращение руками, согнутыми в локтях)
Руки в стороны – в полёт (Стойка ноги врозь, руки в стороны)
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, (Поворот вправо)
Левое крыло вперёд. (Поворот влево)
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт. (Лёгкий бег в разных направлениях).
Педагог: – Ребята, смотрите какие сугробы? Я что-то вижу… Это же животные крайнего севера. Вы узнали их? Кто это? (ответ детей). А что вы сможете о нем рассказать? (ответ детей, педагог дополняет рассказ). Молодцы, ребята!
Педагог:- Давайте ребята немного отдохнем. Повторяйте за мной движения и слова: (проводится физминутка «Как олени резво скачем…»)
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились,
(Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились.
(Остановиться)
Мы немного отдохнём
(Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
(Присесть на импровизированные льдинки)
Педагог:- Ребята, посмотрите, какая сильная была метель. Что это там под большим сугробом? Давайте посмотрим? Вы только посмотрите, это же животные и их так много. А они все обитают на крайнем севере? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Лишний»).
Педагог: – Ребята. Что бы нам дальше было легче путешествовать, нам надо поделиться на две команды. По какому принципу мы будем делиться? (ответы детей). У меня в мешочке цветные круги, выбирайте себе любой. Какой вам попадется, в той команде вы и будите путешествовать дальше.
Наше путешествие продолжается. Ох, ребята, что – то здесь не так. Посмотрите, что же с животными произошло? Это все браконьеры. Вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Как же мы можем спасти животных? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Собери картинку»). Ребята, наши животные голодны. Чем мы можем их накормить?( ответы детей; проводится дидактическая игра «Подбери картинку»). Молодцы! Мы с вами спасли животный, накормили их.
Педагог: – Ребята, посмотрите, на картинках изображены животные крайнего севера. Как вы думаете, чем они схожи между собой, а в чем их различие? (ответы детей; проводится дидактическая игра «Сходство и различие»).
Педагог:- Посмотрите, ребята, белый медведь оставил нам записку « Дорогие путешественники, все жители крайнего севера вам очень благодарны за вашу помощь. Вы нас спали от неминуемой гибели. Спасибо!» А кто же эти жители, давайте отгадаем загадки:
- Посмотри, по снегу мчится
То ли волк, то ли лисица..
Где же он достать сумел
Шубку белую, как мел?
(песец)
- Хоть пушиста и бела,
Но не скажешь, что мила!
Ярко-жёлтые глазищи
По ночам добычу ищут!
(Полярная сова)
- Он для всех хороший друг
В тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это …….(Северный олень)
- Этот зверь – небоскрёб!
Крупный, белый, как сугроб.!
Спрятав нос, вразвалку
Вышел на рыбалку!
(белый медведь).
Педагог:- Ребята, на этом наше путешествие подходит к концы. Давайте собираться в дорогу. Вставайте в круг, заводите моторы на самолетах, мы отправляемся в детский сад.
Рефлексия. Педагог: – Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад. Что вам понравилось сегодня больше всего? (ответы детей). Что вы узнали нового? (ответы детей). Куда бы вы хотели отправиться в путешествие в следующий раз? (ответы детей).