автор: Абильмагжанова Зулейха Ильдаровна

воспитатель МАДОУ “Детского сада № 35” г. Казани

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 7 Тема: «Путешествие в страну сказок»

 

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 7

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Выполнила: Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 35»

Абильмагжанова З.И.

 

                                                                  2018 г.

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (сказка, потешка, загадка, пословица, песня). Учить понимать переносное значение образных выражений, формировать выразительность, точность речи. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

  1. Закреплять знания русских и татарских народных сказок, умение выделять их поучительный смысл и подбирать пословицы по смысловому содержанию.

2.Развивать образное и ассоциативное мышление; умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь детей русскими и татарскими народными пословицами.

  1. 3. Воспитывать положительное и осмысленное отношение к народной мудрости, как к возможности правильно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты: проявляют интерес к устному народному творчеству. Овладевают навыками практического использования различных жанров устного народного творчества в речи.

Предшествующая работа: знакомство детей с разными жанрами устного народного творчества в различных видах деятельности детей.

Материал: Иллюстрации к русским и татарским народным сказкам, Картинки животных, сюжетные картинки по количеству детей. Дидактическая игра «Найди пару».  Методическое пособие «Ковродром», «Солнышко»

Ход.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

– посмотрите ребята, какой чудесный сундучок я нашла у нас в группе.

– Посмотрим. Здесь письмо. Сейчас прочитаем и все узнаем.  

– Здравствуйте ребята.  Я сказочница. Прошу вас о помощи.  

Взбунтовалась Баба – яга на героев сказок и заколдовала их, теперь не добро в сказках побеждает, а зло, исчезла из них народная мудрость. Очень вас прошу помогите расколдовать сказки.  

Воспитатель:

– Поможем, ребята?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

–  Для того чтобы попасть в сказку вам надо выполнить два волшебных задания и пройти через волшебный круг.

Игра «Загадай загадку».  Каждый ребенок берет по картинке и загадывает загадку, а дети должны отгадать.

Игра «Найди пару». Дети берут по одной карточке ищут пару. Называют пословицу один ребенок ее начало второй конец.

Воспитатель:

– Приглашаю вас на волшебный круг.

Игра напольная «Подбери пословицу».

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь пословицами. Воспитывать умение выслушивать товарищей.

– 1 –

Ход игры: Дети становятся по кругу перед изображениями на полу. Под музыку дети бегают по кругу.  Останавливаются перед картинкой и составляют по ней предложение так, чтобы в него вошла подходящая пословица.

Материал к игре:

  1. Мальчик один, ему грустно, правильно говорят: «Человек без друзей , что дерево без корней».

2.Саша и Коля друзья. Нет друга ищи , а нашел береги.

3.Мальчик и девочка читают книгу, ведь ученье свет , а не ученье тьма.  

  1. Мальчик занимается по книге, а родители его хвалят, больше узнаешь-сильнее станешь.
  2. Мальчик ловит рыбу, даже пришлось войти в воду, что бы вытащить рыбу. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Мальчик собрал все игрушки и никому не дает и сам не играет. Он жадина. Про таких говорят: «Ни себе не людям».
  4. Мальчик упал с велосипеда, ему больно, а друг ему помогает, друг познается в беде.
  5. Мальчик заступается за девочку.  За правое дело, стой смело.
  6. Мальчики вместе ехали на велосипедах, один мальчик решил всех обогнать, он разогнался и упал. Поспешишь – людей насмешишь.
  7. Девочка, разбросала игрушки, а сестра ей говорит, надо убраться. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  8. Мальчик сидит рядом с мамой, ему с мамой хорошо и спокойно. При солнышке тепло, а при матери – добро.

Музыка

Мы с вами и очутились в сказке.

Дети оказываются перед «заколдованными» картинками из сказок.

Дидактическая игра «Расколдуй сказку».

Цель: Учить детей находить смысловые несоответствия, продемонстрированные в изображениях, называть их, и подбирать соответствующие пословицы, восстанавливающие поучительный смысл сказок.

Ход игры: Дети находят смысловые нарушения в сказках, называют их и подбирают подходящие пословицы, сказки «расколдовываются».

  1. «Репка»

Воспитатель: ребята, что это за сказка? А что в ней не так?

Дети:

– Дед зовет своих родных помочь тянуть репку, а к нему никто не идет. Какие они? Они не дружные.

Воспитатель:

– Попробуем их расколдовать. Какая пословицы нам помогут? Про семью, про дружбу.

Дети:

– Один за всех, все за одного. Не нужен и клад, если в семье лад.

  1. «Лиса и волк»

 Воспитатель:

–  Ребята что тут наколдовала Баба – яга? Какая была лиса в сказке?

Дети:

– Хитрая.

Воспитатель: Лиса была хитрая, а волк был глупым. А здесь что мы видим?

– 2 –

Дети:

– Лиса и волк оба глупые.

Воспитатель:

– Какие пословицы помогут нам расколдовать сказку?

– Чужим умом жить, добра не нажить. Плохие дела, где сила без ума.

  1. «Заюшкина избушка»

Воспитатель:

– Что в этой сказке неправильно?  

Дети:

– Петушок не помогает зайке, испугался лисы и уходит.

Воспитатель:

– Какие пословицы помогут расколдовать петушка и сделать его храбрым и смелым, настоящим другом? Про дружбу.

Дети:

– Друг познается в беде. За правое дело, стой смело.

  1. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель:

–  Что в этой сказке не так?

Дети:

– Лиса уносит петушка, а кот радуется.

Воспитатель:

– Какая пословица поможет нам расколдовать кота?

Дети:

– Про дружбу.

– Друг познается в беде.

  1.  «Морозко»

Воспитатель:

– Ребята, что случилось в этой сказке?

Дети:

– Морозко награждает ленивицу, а не рукодельницу.

Воспитатель:

– Как нам это исправить? Вспомните пословицы про труд.

Дети:

– Труд кормит, а лень портит.

– Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

  1. «Три дочери»

Воспитатель:

– Что неправильно в этой сказке?

Дети:

– За мамой ухаживает белочка, а не дочка.

Воспитатель:

Какая пословица поможет расколдовать эту сказку?

Дети:

– Кто родителей почитает, тот горя не знает. При солнышке тепло – при матери добро.

 

– 3 –

Воспитатель:

– Расколдовали мы наши сказки, теперь все встало на свои места. Пора возвращаться в детский сад.

Звучит грозная музыка. Появляется Баба –яга:

– Ладно, ладно.  Сказки то вы расколдовали, а вот из сказок я вас не выпущу, останетесь здесь навсегда. Уходит.

Воспитатель:

– Ребята, как же нам вернуться из сказки обратно – в детский сад? Что может развеять злые чары Бабы- яги и преодолеть страх и злобу?

Дети:

– Конечно радость и веселье.

Воспитатель:

–  Помогут нам в этом наши любимые потешки и волшебный круг.

Игры: «Развесели потешкой».

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь детей загадками, потешками, пословицами. Воспитывать умение выслушивать товарищей.

Ход игры: Дети становятся по кругу перед изображениями на полу. Под музыку дети бегают по кругу.  Останавливаются перед картинкой, подбирают потешу.

Материал к играм:

Петух загадка: 1. Кто громко поет о том, что солнышко встает?

2.Он в мундире ярком, шпоры для красы- днем он забияка, утром он часы.

Потешка:

  1. Петушок, петушок, Золотой гребешок!

Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

  1. Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?

Кошказагадка: 1. мягкие лапки, а в лапках царапки.

2.Часто умывается, а с водой не знается.

Потешка:

1.Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку самому ли сьесть, или Ване снесть? Я и сам укушу, Да и Ванечке снесу.

  1. Киска -киска -киска –брысь на дорожку не садись

Наша деточка пойдет через кошку упадет.

3.Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

  1. Раз, два, три четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

 

– 4 –

Собаказагадка: лает, кусает в дом не пускает.

Гладишь ласкается, дразнишь кусается.

Потешка: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты собачка, не скули, 
Мою Таню не буди.

Зайка загадка:

  1. комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко любит морковку.
  2. по снегу бежит, петляет

К лету шубку он меняет

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно.   

Потешка:.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Козазагадка: идет, бородой трясет. Ме-ме –дайте травки мне.

Потешка: Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая –

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Мишказагадка: 1. летом ульи ворошит, а зимой в берлоге спит.

  1. летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Потешка: Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенки поет.

Вдруг упала шишка

Прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою “топ”

Мышказагадка:

  1. Под полом таится, кошки боится.
  2. Живет в норке грызет корки.

– 5 –

Потешка: Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьет весь хоровод

Волк – Загадка: кто осенью холодной, ходит злой, голодный.

Потешка: Баю. Баюшки баю не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит во лесок.

Сороказагадка: 1.непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Потешка:

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

“Мал, мал, не хорош!

Ты водички не принес.

Кыш, пошел!”

Солнышкозагадка: 1. В дверь, в окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит.

Потешка

  1. Солнышко-солнышко,
    Выгляни в окошко,
    Твои детки плачут,
    По камушкам скачут.
  2. Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

3.Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать

Дождикзагадка: 1. Кто всю ночь по крыше бьет и бормочет, и поет.

 2.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду покуда он идет.

Потешка:

1.Дождик-дождик,
Полно лить,
Наших детушек
Мочить!
2.Дождик-дождик, пуще!
Дам тебе гущи,

– 6 –

Дадим тебе ложку

Хлебай по нем ножку.

  1. дожди, дождик кап, кап. Кап

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять

Наденем мы сапожки.

Звучит музыка:

Воспитатель:

– Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие мы с вами молодцы смогли расколдовать любимые сказки и развеять злые чары Бабы-яги. Что нам в этом помогло?

– Пословицы, загадки, потешки..

–  А что люди делают, когда им весело?  Они поют да играют. Приглашаю вас в хоровод «Весняночка».  Татарская игра по выбору детей «Миңлебай».

 

– 7 –

 

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 7 Тема: «Путешествие в страну сказок»