автор: Абильмагжанова Зулейха Ильдаровна
воспитатель МАДОУ “Детского сада № 35” г. Казани
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 7 Тема: «Путешествие в страну сказок»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 7
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 35»
Абильмагжанова З.И.
2018 г.
Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (сказка, потешка, загадка, пословица, песня). Учить понимать переносное значение образных выражений, формировать выразительность, точность речи. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
- Закреплять знания русских и татарских народных сказок, умение выделять их поучительный смысл и подбирать пословицы по смысловому содержанию.
2.Развивать образное и ассоциативное мышление; умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь детей русскими и татарскими народными пословицами.
- 3. Воспитывать положительное и осмысленное отношение к народной мудрости, как к возможности правильно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты: проявляют интерес к устному народному творчеству. Овладевают навыками практического использования различных жанров устного народного творчества в речи.
Предшествующая работа: знакомство детей с разными жанрами устного народного творчества в различных видах деятельности детей.
Материал: Иллюстрации к русским и татарским народным сказкам, Картинки животных, сюжетные картинки по количеству детей. Дидактическая игра «Найди пару». Методическое пособие «Ковродром», «Солнышко»
Ход.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
– посмотрите ребята, какой чудесный сундучок я нашла у нас в группе.
– Посмотрим. Здесь письмо. Сейчас прочитаем и все узнаем.
– Здравствуйте ребята. Я сказочница. Прошу вас о помощи.
Взбунтовалась Баба – яга на героев сказок и заколдовала их, теперь не добро в сказках побеждает, а зло, исчезла из них народная мудрость. Очень вас прошу помогите расколдовать сказки.
Воспитатель:
– Поможем, ребята?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
– Для того чтобы попасть в сказку вам надо выполнить два волшебных задания и пройти через волшебный круг.
Игра «Загадай загадку». Каждый ребенок берет по картинке и загадывает загадку, а дети должны отгадать.
Игра «Найди пару». Дети берут по одной карточке ищут пару. Называют пословицу один ребенок ее начало второй конец.
Воспитатель:
– Приглашаю вас на волшебный круг.
Игра напольная «Подбери пословицу».
Цель: Развивать умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь пословицами. Воспитывать умение выслушивать товарищей.
– 1 –
Ход игры: Дети становятся по кругу перед изображениями на полу. Под музыку дети бегают по кругу. Останавливаются перед картинкой и составляют по ней предложение так, чтобы в него вошла подходящая пословица.
Материал к игре:
- Мальчик один, ему грустно, правильно говорят: «Человек без друзей , что дерево без корней».
2.Саша и Коля друзья. Нет друга ищи , а нашел береги.
3.Мальчик и девочка читают книгу, ведь ученье свет , а не ученье тьма.
- Мальчик занимается по книге, а родители его хвалят, больше узнаешь-сильнее станешь.
- Мальчик ловит рыбу, даже пришлось войти в воду, что бы вытащить рыбу. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Мальчик собрал все игрушки и никому не дает и сам не играет. Он жадина. Про таких говорят: «Ни себе не людям».
- Мальчик упал с велосипеда, ему больно, а друг ему помогает, друг познается в беде.
- Мальчик заступается за девочку. За правое дело, стой смело.
- Мальчики вместе ехали на велосипедах, один мальчик решил всех обогнать, он разогнался и упал. Поспешишь – людей насмешишь.
- Девочка, разбросала игрушки, а сестра ей говорит, надо убраться. Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Мальчик сидит рядом с мамой, ему с мамой хорошо и спокойно. При солнышке тепло, а при матери – добро.
Музыка
Мы с вами и очутились в сказке.
Дети оказываются перед «заколдованными» картинками из сказок.
Дидактическая игра «Расколдуй сказку».
Цель: Учить детей находить смысловые несоответствия, продемонстрированные в изображениях, называть их, и подбирать соответствующие пословицы, восстанавливающие поучительный смысл сказок.
Ход игры: Дети находят смысловые нарушения в сказках, называют их и подбирают подходящие пословицы, сказки «расколдовываются».
- «Репка»
Воспитатель: ребята, что это за сказка? А что в ней не так?
Дети:
– Дед зовет своих родных помочь тянуть репку, а к нему никто не идет. Какие они? Они не дружные.
Воспитатель:
– Попробуем их расколдовать. Какая пословицы нам помогут? Про семью, про дружбу.
Дети:
– Один за всех, все за одного. Не нужен и клад, если в семье лад.
- «Лиса и волк»
Воспитатель:
– Ребята что тут наколдовала Баба – яга? Какая была лиса в сказке?
Дети:
– Хитрая.
Воспитатель: Лиса была хитрая, а волк был глупым. А здесь что мы видим?
– 2 –
Дети:
– Лиса и волк оба глупые.
Воспитатель:
– Какие пословицы помогут нам расколдовать сказку?
– Чужим умом жить, добра не нажить. Плохие дела, где сила без ума.
- «Заюшкина избушка»
Воспитатель:
– Что в этой сказке неправильно?
Дети:
– Петушок не помогает зайке, испугался лисы и уходит.
Воспитатель:
– Какие пословицы помогут расколдовать петушка и сделать его храбрым и смелым, настоящим другом? Про дружбу.
Дети:
– Друг познается в беде. За правое дело, стой смело.
- «Кот, петух и лиса»
Воспитатель:
– Что в этой сказке не так?
Дети:
– Лиса уносит петушка, а кот радуется.
Воспитатель:
– Какая пословица поможет нам расколдовать кота?
Дети:
– Про дружбу.
– Друг познается в беде.
- «Морозко»
Воспитатель:
– Ребята, что случилось в этой сказке?
Дети:
– Морозко награждает ленивицу, а не рукодельницу.
Воспитатель:
– Как нам это исправить? Вспомните пословицы про труд.
Дети:
– Труд кормит, а лень портит.
– Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- «Три дочери»
Воспитатель:
– Что неправильно в этой сказке?
Дети:
– За мамой ухаживает белочка, а не дочка.
Воспитатель:
Какая пословица поможет расколдовать эту сказку?
Дети:
– Кто родителей почитает, тот горя не знает. При солнышке тепло – при матери добро.
– 3 –
Воспитатель:
– Расколдовали мы наши сказки, теперь все встало на свои места. Пора возвращаться в детский сад.
Звучит грозная музыка. Появляется Баба –яга:
– Ладно, ладно. Сказки то вы расколдовали, а вот из сказок я вас не выпущу, останетесь здесь навсегда. Уходит.
Воспитатель:
– Ребята, как же нам вернуться из сказки обратно – в детский сад? Что может развеять злые чары Бабы- яги и преодолеть страх и злобу?
Дети:
– Конечно радость и веселье.
Воспитатель:
– Помогут нам в этом наши любимые потешки и волшебный круг.
Игры: «Развесели потешкой».
Цель: Развивать умение творчески использовать слово, способствовать формированию образной речи детей. Обогащать словарь детей загадками, потешками, пословицами. Воспитывать умение выслушивать товарищей.
Ход игры: Дети становятся по кругу перед изображениями на полу. Под музыку дети бегают по кругу. Останавливаются перед картинкой, подбирают потешу.
Материал к играм:
Петух – загадка: 1. Кто громко поет о том, что солнышко встает?
2.Он в мундире ярком, шпоры для красы- днем он забияка, утром он часы.
Потешка:
- Петушок, петушок, Золотой гребешок!
Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.
- Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Масляна головушка, Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?
Кошка – загадка: 1. мягкие лапки, а в лапках царапки.
2.Часто умывается, а с водой не знается.
Потешка:
1.Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку самому ли сьесть, или Ване снесть? Я и сам укушу, Да и Ванечке снесу.
- Киска -киска -киска –брысь на дорожку не садись
Наша деточка пойдет через кошку упадет.
3.Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Раз, два, три четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.
– 4 –
Собака – загадка: лает, кусает в дом не пускает.
Гладишь ласкается, дразнишь кусается.
Потешка: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты собачка, не скули,
Мою Таню не буди.
Зайка – загадка:
- комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко любит морковку.
- по снегу бежит, петляет
К лету шубку он меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно.
Потешка:.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
Коза – загадка: идет, бородой трясет. Ме-ме –дайте травки мне.
Потешка: Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая –
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Мишка– загадка: 1. летом ульи ворошит, а зимой в берлоге спит.
- летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Потешка: Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою “топ”
Мышка– загадка:
- Под полом таится, кошки боится.
- Живет в норке грызет корки.
– 5 –
Потешка: Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьет весь хоровод
Волк – Загадка: кто осенью холодной, ходит злой, голодный.
Потешка: Баю. Баюшки баю не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит во лесок.
Сорока – загадка: 1.непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Потешка:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
“Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!”
Солнышко – загадка: 1. В дверь, в окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит.
Потешка
- Солнышко-солнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут. - Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
3.Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать
Дождик – загадка: 1. Кто всю ночь по крыше бьет и бормочет, и поет.
2.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду покуда он идет.
Потешка:
1.Дождик-дождик,
Полно лить,
Наших детушек
Мочить!
2.Дождик-дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
– 6 –
Дадим тебе ложку
Хлебай по нем ножку.
- дожди, дождик кап, кап. Кап
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять
Наденем мы сапожки.
Звучит музыка:
Воспитатель:
– Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие мы с вами молодцы смогли расколдовать любимые сказки и развеять злые чары Бабы-яги. Что нам в этом помогло?
– Пословицы, загадки, потешки..
– А что люди делают, когда им весело? Они поют да играют. Приглашаю вас в хоровод «Весняночка». Татарская игра по выбору детей «Миңлебай».
– 7 –