автор: Константинова Гюльнара Халидовна

Директор Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 9

Эссе “Успешный директор – успешная школа”

Эссе “Успешный директор – успешная школа”

Константинова Гюльнара Халидовна, директор МАОУ Видновской СОШ № 9 Ленинский муниципальный район

 

Для любого директора успешность его школы начинается с момента либо вступления в должность, либо с момента открытия нового образовательного учреждения. У меня становление как руководителя сложилось одновременно под двум сценариям. Ровно 10 лет назад была открыта МАОУ Видновская СОШ № 9, когда в школу вошли первые 130 ребят, а к концу первого учебного года было уже около 300 человек. Школа, построенная в новом микрорайоне стремительно набирала своих учеников и каждый год прибавлялось около 150 человек. Все ребята приезжали в новый микрорайон из разных уголков нашей страны, с разным уровнем подготовки, с разными требованиями к обучению и воспитанию, с разными ожиданиями… Как педагогическому коллективу собрать воедино всех ребят, заинтересовать их общей идеей? Это была одна из первых задач, стоящая перед администрацией и учителями школы.

Педагогический коллектив на момент открытия школы насчитывал чуть больше десятка человек. Чтобы стать успешной школой с успешыми учениками приходилось много работать над соамомобразованием не только директору, но и педагогам. И наша работа дала свои первые результаты уже в первом выпуске одиннадцатиклассников в 2010 году: из стен школы вышла первая «золотая» медалистка, мастер спорта по художественной гимнастике.

На сегодняшний день качество обучения составляет 55%, в первую очередь, за счет начальной школы, которая ежегодно показывает около 75%. Более 60 учащихся школы закончили учебный год с похвальными грамотами в 2018 году. Кроме того, в каждом выпуске 9-х и 11-х классов есть ученики, получившие аттестаты особого образца и золотые медали «За особые успехи в учении». В 2017 году выпускница получила 100 баллов на государственной итоговой аттестации по русскому языку. В 2018 году по итогам ГИА наша школа заняла 4 место в районе по количеству выпускников, набравших 220 баллов и выше. Наша цель — 70% качества обучения.

Каждый год школа двигалась вперед, покоряя новые вершины, принимая участие в областных конкурсах, чтобы зарекомендовать себя в социуме, подтвердить свое право на существование. В 2011 году школа стала пилотной площадкой для дистанционного образования детей-инвалидов, а в 2012 году стала лучшим учреждением в рамках областного конкурса среди школ, реализующих инновационные программы. До сих пор мы работаем с особыми детьми, имея весьма неплохие результаты: «золотой» медалист 2014 года, ныне студент МГУ, успешная социализация и определение во взрослой жизни наших выпускников. Но хотелось бы идти дальше, и мы стали развивать дистанционное обучение для детей-спортсменов, для детей, имеющих особое рвение и желание развиваться, организуя для них дистанционные конкурсы, олимпиады, подготовку к государственной итоговой аттестации. На сегодняшний момент число таких участников растет, и сейчас составляет около 5%, но это для нас только стартовая площадка. Наша цель — довести эту цифру до 10%, тем самым давая возможность нашим ученикам реализовывать себя в разных сферах, позволяя им проходить более успешно все этапы социализации. С 2014 года наша школа – участник  международной программы «Афлатун». В 2017 году МАОУ Видновская СОШ № 9 победитель областного конкурса «Лучший публичный доклад» в номинации «Доклад-навигатор».

Успешность школы проявляется не только в достойном качестве образования, но и в высоком уровне воспитательной работы. С момента создания детско-юношеской организации «Мы вместе» прошло уже 10 лет. Можно сказать, что на сегодняшний день уровень самостоятельности, самоорганизованности, эффективности ее деятельности достиг наивысшего уровня. Школьное ученическое самоуправление не раз становилось главным вопросом обсуждения на педагогических советах. Педагоги направляют деятельность ребят, подсказывая правильные векторы движения в разных областях воспитательной работы, будь то волонтерство, массовая спортивно-оздоровительная работа, организация досуговой деятельности и т. п. Являясь базовой площадкой в районе по гражданско-патриотическому воспитанию, проводим и районные мероприятия. Визитной карточкой нашей организации является тематическая программа «После уроков», на которую приглашаются известные люди, и ребята со всех школ могут задать интересующие и вопросы, обсудить один на один волнующие их темы. Несмотря на креативность, активность наших членов детско-юношеской организации, часть ребят не видят в их работе позитивных моментов, что-то недопонимают. Задача педагогического коллектива помочь активистам подключить сомневающихся и недоверчивых к общему делу.

Без сомнения, в каждой школе работа педагога направлена на раскрытие талантов, «звездочек», и дальнейшее их продвижение вперед по «лестнице» образования. В нашей школе созданы все условия для научно-исследовательской деятельности по различным направлениям. В результате школьники активно участвуют в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах различных уровней, работает школьное научное общество обучающихся “Эврика”. Ежегодно на школьных научно-практических конференциях ребята со своими руководителями представляют исследовательские, познавательные, реферативные проекты. После проведенного отбора жюри часть работ выдвигается на дальнейшее участие в районной научно-практической конференции «Шаг в науку». Несколько работ напечатаны в сборниках различного уровня.  

В 2018-2019 учебном году ключевой темой методической работы всех педагогов школы является работа со способными и талантливыми детьми. Особенно усилен акцент на успешное выступление ребят на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам, на сегодняшний день уже 31 победитель и призер, определились и участники областного этапа. Подана заявка на региональную площадку Герценовской олимпиады школьников по географии. Активно педагоги школы принимают вместе с учащимися участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Для развития познавательной деятельности обучающихся на протяжении 7 лет организуем на базе нашей школы проведение Турнира имени М.В. Ломоносова. Ежегодно растет число участников и наших победителей (в 2017 году – 10 победителей). Педагоги стараются грамотно подготовить детей к участию в этом турнире, мотивируя их, оказывая необходимую методическую поддержку, заинтересовывая их в участии и в получении качественного результата.

       Меня, как и многих руководителей, волнует вопрос: как повысить привлекательность педагогической  профессии и уровень квалификации руководящих и преподавательских кадров? Успешность школы нельзя рассматривать в отрыве от состава педагогов, работающих в ней. Здесь учитывается все: квалификация, курсовая подготовка (насколько она разносторонняя), желание работать, внутренняя и внешняя мотивация.  На протяжении 5 лет мы являемся базовой районной Школой молодого педагога. У нас работает около 20% молодых педагогов со стажем до 5 лет. Всегда с радостью приветствую молодых педагогов, понимая, что с ними порой легче перестроиться под современные требования к образованию и воспитанию. Чтобы базовые познания молодых педагогов в психологии и методике преподавания достигли своих высот, активно развиваем наставничество, которое, несомненно, имеет свои положительные результаты. Почти ежегодно на церемонии награждения в районе по результатам конкурса «Педагог-наставник» побеждают наши учителя.

В школе работают учителя, которые состоят в педагогических ассоциациях и сообществах. Они помогают осуществлять инновационный проект «Единомышленники» – модель развивающегося профессионального сообщества педагогов». Педагоги сотрудничают не только в кругу своих коллег и коллег по району, но и далеко за пределами муниципального образования, тем самым повышая свой опыт, свою квалификацию, что, несомненно, приведет к успешности школы. Сама я ежегодно принимаю участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы», делюсь с коллегами своими наработками.

Одна из задач руководителя и всей педагогической команды – формирование у школьников позитивного образа школы, учителя и процесса обучения, развитие инструментов и форм информирования граждан о
результатах деятельности школы (средства массовой информации,
брошюры, журналы, буклеты и  др.) Здесь, как нельзя кстати, выручают социальные сети, сайт, личные странички педагогов, на которых транслируются наиболее яркие и значимые мгновения и события школьной жизни, создается открытый позитивный образ школы. Символика школы — гимн, герб, а также совместные мероприятия с педагогами и родителяи помогают ребятам сплотиться, почувствовать себя частичкой школьного братства, в котором разумно сплетены педагоги — дети — родители. Проведение Дней открытых дверей с четко продуманными тематикой, планом позволяет также создать свой облик школы, ее особенный стиль. Конечно, удовлетворить каждый притязательный взгляд не получится, и это нормально. Отрицательные отзывы не дают расслабиться, заставляют искать новые пути решения для успешности школы.

Подведем итоги! Хочется верить в то, что достигнуто немало, но останавливаться на этом мы не собираемся. Необходимо и дальше искать новые подходы, новые методы и технологии для достижения  еще более высоких результатов, для того, чтобы стать «лицом» нашего микрорайона, о котором будут пусть не 100%, но большинство положительных отзывов. Будем стремиться к тому, чтобы школа могла максимально удовлетворить возрастающие каждый год потребности детей, родителей, социума, достойно отвечать на их запросы.

Эссе “Успешный директор – успешная школа”