Виргиния Лобачева
Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Выполнила:
Воспитатель1-ой категории
МБДОУ – д/с № 24 «Капитан»
Лобачёва Виргиния Вацлововна
г. о. Химки, мкр. Сходня
2017.
Здравствуйте гости!
Сегодня я познакомлю вас с техникой пластилинографии. Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать.
Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Понятие пластилинография имеет два смысловых корня:
–пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
-графия – создавать, изображать
В пластилинографии используются следующие материалы:
– Пластилин разных цветов.
– Пластиковые дощечки для выполнения работ.
– Стеки.
– Картон (однотонный и цветной, желательно плотный).
– Бросовый материал (фантики от конфет, бумага разной фактуры, семечки, зернышки и т. д.).
Цели и задачи данного направления.
– знакомство с новым способом изображения- пластилинография
– формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке
– развитие мелкой моторики рук, глазомера, координации движения рук
– снятие мышечного напряжения
– развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца
– воспитывать усидчивость, аккуратность
– обучение умению ориентироваться на листе бумаги
– развивать воображение, фантазию, эмоции, пространственное мышление
– ознакомление с окружающим миром.
С помощью основных приемов лепки: отщипывание, сплющивание, скатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, раскатывание, разрезание, заострение и соединение деталей, нанизывание- дети создают лепные картины на горизонтальной поверхности. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.
Работа по пластилинографии строится по трем основным этапам:
– подготовительный;
– основной;
-итоговый.
Пластилинография превращает лепку в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, тренировке мелкой моторики рук. Рука становится более послушной, более подготовленной для успешного обучения письму в будущем, в школе.
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребёнка и его мышления.
Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно–образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности.
Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются стихотворения, потешки, загадки. Занятие длится 15 -20 мин. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.
Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.
С детьми старшего дошкольного возраста кроме индивидуальных работ можно создавать целые композиции. Например: картины, мультфильмы, сказки и многое другое.