автор: Коростелёва Марина Эдуардовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №103»
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Тема: «Помощь мышонку»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию
элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.
Группа: младшая группа (3-4 года)
Тема: «Помощь мышонку»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Планируемый результат:
- Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.
- У детей развивается наглядно-действенное мышление;
- Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”
- Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
- Дети понимают вопрос «Сколько?»
- Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
- Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)
- Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Цель: Формирование представлений у детей о множествах, умения сравнивать два равных и неравных по количеству элементов множества, а также умения уравнивать их двумя способами, в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
|
Карина: Развивать умение при ответе пользоваться словом «много». |
Список использованной литературы:
- Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности
Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова
Оборудование: игрушка Белочка, набор одинаковых игрушек (шишки и орешки), корзинка.
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на
совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность |
Эмоциональное стимулирование, беседа, создание проблемной ситуации | Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Дети подходят к воспитателю, она держит Мышонка.
-Ребята к нам в гости пришел Мышонок, но почему-то он грустит, а грустит он, потому что, его мама попросила собрать орешки и зернышки. но собрать их надо поровну. Он собрал, но не знает поровну их или нет. Давайте поможем ему разобраться! |
Дети внимательно слушают воспитателя, участвуют в диалоге. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2. Основная часть.
2.1. Сравнение равных по количеству элементов множеств Задачи: Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Учить сравнивать две равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?” Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; |
Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение | Воспитатель выкладывает на стол в разброс картинки зернышек и орешков.
-Интересно, как вы думаете, чего больше зернышек или орешек? -Я вам предлагаю положить зернышки и орешки парами. Сначала в один ряд положить зернышки, а потом под каждым зернышком положим орешек. Карина, подойди и попробуй выложить. Воспитатель проговаривает вместе с ребенком. – Одно зернышко – один орешек, одно зернышко – один орешек, одно зернышко – один орешек. Молодец, Карина! – Ребята, у нас есть лишние зернышки? А есть лишние орешки? Ответы детей (нет). – Так чего же больше, зернышек или орешков? -Правильно, их поровну! – Ребята, зернышек столько же, сколько и орешков, а орехов столько же, сколько и зернышек. – Ребята, а сколько зернышек? -Правильно, много! – А сколько орешков? -Орешков тоже много! Зернышек столько же, сколько и орехов, а орехов столько же, сколько и зернышек! -А сколько зернышек? -Правильно, много! -А сколько орешков? -Правильно, много! -Зернышек и орешков поровну, по много! |
дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.
Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” У детей развивается наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов) |
2.2. Сравнение неравных по количеству элементов множеств и первый способ уравнивания
Задачи: Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?» Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем убавления одного предмета из большей группы. Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; |
Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение,поощрение | -Теперь Мышонок знает, что все правильно собрал, но на дне его корзинки я нашла еще одно зернышко!
Воспитатель добавляет одно зернышко. -А теперь посмотрим есть ли у нас лишние зернышки? -Правильно, есть! Чего же теперь больше зернышек или орешков? -Да, зернышек больше чем орешков, а орешков меньше чем зернышек! -Как так получилось, что зернышек стало больше чем орешков? -Правильно, мы добавили одно зернышко! -А что нужно сделать что бы зернышек и орешков стало поровну? -Я предлагаю вам убрать одно зернышко! Воспитатель убирает одно зернышко. -Есть ли лишние зернышки! -Правильно, нет! -Есть ли лишние орешки? -Правильно, нет! Да к чего же больше зернышек или орешков? -Правильно, их поровну! -Зернышек столько же, сколько и орешков, а орешков столько же, сколько и зернышек! -А сколько зернышек? -Правильно, много! -А сколько орешков? -Правильно много! -Зернышек и орешков поровну, по много! -Но Мышонок хочет вернуть зернышко , давайте добавим его! Воспитатель добавляет одно зернышко. –Давайте подумаем, что нужно сделать, что бы зернышек и орешков стало поровну? -Правильно надо добавить один орешек, но у меня нет орешка и у Мышонка тоже нет! -Я предлагаю вам отдохнуть, а в это время Мышонок сходит в лес и принесет еще один орешек!
|
дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь. Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” У детей развивается наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов) |
2.3 Физминутка
«Белка» Задачи: способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания |
показ образца действий, упражнение, чтение художественного слова | -Давайте в станем в круг и повторяйте за мной!
«Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться) – Молодцы, ребята. Вы были как настоящие бабочки! -Ну вот мы и отдохнули , теперь вернемся к столу! |
дети повторяют за воспитателем | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности |
2.4. Второй способ уравнивания и сравнение равных по количеству элементов множеств
Задачи: Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?» Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Карина: Развивать умение при ответе пользоваться словом «много». |
Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение | -Сейчас я проверю корзину Мышонка, да Мышонок принес недостающий орешек!
Воспитатель добавляет один орешек. –А теперь есть лишние зернышки? -Правильно, нет! -А орешки есть лишние? -Правильно, нет! -А чего больше зернышек или орешков? -Правильно, их поровну, зернышек столько же сколько и отрешков, а орешков столько же сколько и зернышек! -А сколько зернышек? -Правильно, много! -А сколько орешков? -Правильно, много! -Зернышек и орешков поровну, по много! -А что мы сделали чтобы зернышек и орешков стало поровну? -Правильно, мы добавили один орешек! – Молодцы, ребята! |
дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.
У детей развивается наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” Карина при ответе использует слово много. |
3.Подведение итогов ОД.
Задача: формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод |
беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование | -Спасибо вам ребята! Вы помогли Мышонку разобраться и теперь он знает что в его корзинке поровну зернышек и орешков. | Дети слушают воспитателя, прощаются с белочкой. | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость.
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
беседа, эмоциональное стимулирование | Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность в режимных моментах.
– Ребята, мы сегодня с вами помогли Мышонку и благодарность, он оставил вам раскраски и цветные карандаши! Предлагаю их раскрасить ! |
дети слушают воспитателя, отвечают на вопрос | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |