автор: Коростелёва Марина Эдуардовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №103»

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Тема: «Помощь мышонку»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию 

элементарных математических представлений   у детей второй младшей группы.

 

Группа: младшая группа (3-4 года)

Тема: «Помощь мышонку»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Планируемый результат: 

  • Дети  проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.
  • У детей развивается наглядно-действенное мышление;
  • Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” 
  • Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; 
  • Дети понимают вопрос «Сколько?»
  • Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
  • Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)
  • Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Цель: Формирование представлений у детей о множествах, умения сравнивать два равных и неравных по количеству элементов множества, а также умения уравнивать их двумя способами, в процессе совместной образовательной деятельности.

 

 

Задачи непосредственно-образовательной деятельности Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; 

Развивающие:

  • Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», «поровну», 
  • Развивать наглядно-действенное мышление;

Обучающие:

  • Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»
  • Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
  • Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)
  • Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Карина: Развивать умение при ответе пользоваться словом «много». 

Список использованной литературы:

  1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания:  создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. 

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова

Оборудование: игрушка Белочка, набор одинаковых игрушек (шишки и орешки), корзинка. 

 

Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на предстоящую деятельность

Эмоциональное стимулирование, беседа, создание проблемной ситуации Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Дети подходят к воспитателю, она держит Мышонка.

-Ребята к нам в гости пришел Мышонок, но почему-то он грустит, а грустит он, потому что, его мама попросила собрать орешки и зернышки. но собрать их надо поровну. Он собрал, но не знает поровну их или нет. Давайте поможем ему разобраться!

Дети внимательно слушают воспитателя, участвуют в диалоге.  Дети смотивированы на предстоящую деятельность
2. Основная часть.

2.1. Сравнение равных по количеству элементов множеств

Задачи:   

Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Учить сравнивать две равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов

Развивать умение  при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?”

Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; 

Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение  Воспитатель выкладывает на стол в разброс картинки зернышек и орешков.

-Интересно, как вы думаете, чего больше зернышек или орешек? 

-Я вам предлагаю положить зернышки и орешки парами. Сначала в один ряд положить зернышки, а потом под каждым зернышком положим орешек.

 Карина, подойди и попробуй выложить.

Воспитатель проговаривает вместе с ребенком. 

– Одно зернышко – один орешек, одно зернышко – один орешек, одно зернышко – один орешек. Молодец, Карина!

– Ребята, у нас есть лишние зернышки? А есть лишние орешки?

Ответы детей (нет).

– Так чего же больше, зернышек или орешков?

-Правильно, их поровну!

– Ребята, зернышек столько же, сколько и орешков, а орехов столько же, сколько и зернышек. 

– Ребята, а сколько зернышек?

-Правильно, много!

– А сколько орешков?

-Орешков тоже много! Зернышек столько же, сколько и орехов, а орехов столько же, сколько и зернышек!

-А сколько зернышек?

-Правильно, много!

-А сколько орешков?

-Правильно, много!

-Зернышек и орешков поровну, по много!

дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети  проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

У детей развивается наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; 

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)

2.2. Сравнение неравных по количеству элементов множеств и первый способ уравнивания

Задачи:

Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем 

убавления одного предмета из большей группы.

Развивать умение  при ответе пользоваться словами «много», “поровну”;

учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; 

Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение,поощрение  -Теперь Мышонок знает, что все правильно собрал, но на дне его корзинки я нашла еще одно зернышко!

Воспитатель добавляет одно зернышко.

-А теперь посмотрим есть ли у нас лишние зернышки?

-Правильно, есть! Чего же теперь больше зернышек или орешков?

-Да, зернышек больше чем орешков, а орешков меньше чем зернышек!

-Как так получилось, что зернышек стало больше чем орешков?

-Правильно, мы добавили одно зернышко!

-А что нужно сделать что бы зернышек и орешков стало поровну?

-Я предлагаю вам убрать одно зернышко!

Воспитатель убирает одно зернышко.

-Есть ли лишние зернышки!

-Правильно, нет!

-Есть ли лишние орешки?

-Правильно, нет! Да к чего же больше зернышек или орешков?

-Правильно, их поровну!

-Зернышек столько же, сколько и орешков, а орешков столько же, сколько и зернышек!

-А сколько зернышек?

-Правильно, много!

-А сколько орешков?

-Правильно много!

-Зернышек и орешков поровну, по много!

-Но Мышонок хочет вернуть зернышко , давайте добавим его!

Воспитатель добавляет одно зернышко.

Давайте подумаем, что нужно сделать, что бы зернышек и орешков стало поровну?

-Правильно надо добавить один орешек, но у меня нет орешка и у Мышонка тоже нет!

-Я предлагаю вам отдохнуть, а в это время Мышонок сходит в лес и принесет еще один орешек!

 

дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

 Дети  проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

У детей развивается наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)

2.3 Физминутка

«Белка» 

Задачи:

способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания

показ образца действий, упражнение, чтение художественного слова -Давайте в станем в круг и повторяйте за мной!

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,  (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,  (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,  (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.  (Покружиться)

– Молодцы, ребята. Вы были как настоящие бабочки!

-Ну вот мы и отдохнули , теперь вернемся к столу!

дети повторяют за воспитателем Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности
2.4. Второй способ уравнивания и сравнение равных по количеству элементов множеств

Задачи:

Воспитывать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; 

Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета  к меньшей по количеству группе

Развивать умение  при ответе пользоваться словами «много», “поровну”;

учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Карина: Развивать умение при ответе пользоваться словом «много».

Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение -Сейчас я проверю корзину Мышонка, да Мышонок принес недостающий орешек!

Воспитатель добавляет один орешек.

А теперь есть лишние зернышки?

-Правильно, нет!

-А орешки есть лишние?

-Правильно, нет!

-А чего больше зернышек или орешков?

-Правильно, их поровну, зернышек столько же сколько и отрешков, а орешков столько же сколько и зернышек!

-А сколько зернышек? 

-Правильно, много!

-А сколько орешков?

-Правильно, много!

-Зернышек и орешков поровну, по много!

-А что мы сделали чтобы зернышек и орешков стало поровну?

-Правильно, мы добавили один орешек!

–  Молодцы, ребята!

дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы Дети  проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

У детей развивается наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

 Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

Карина при ответе использует слово много. 

3.Подведение итогов ОД.

Задача:  

формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод

беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование -Спасибо вам  ребята! Вы помогли Мышонку разобраться и теперь он знает что в его корзинке поровну зернышек и орешков. Дети слушают воспитателя, прощаются с белочкой. Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод
4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

беседа, эмоциональное стимулирование Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность в режимных моментах.

– Ребята, мы сегодня с вами помогли Мышонку и благодарность, он оставил вам раскраски и цветные карандаши! Предлагаю их раскрасить !

дети слушают воспитателя, отвечают на вопрос Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

 

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Тема: «Помощь мышонку»