автор: Красиков Михаил Анатольевич
Преподаватель МАУ “Школа искусств” г. Когалым
Статья на тему:
«Формирование и развитие навыков звукоизвлечения в классе баяна ДШИ»
Работу выполнил:
Красиков Михаил Анатольевич,
Преподаватель по классу баяна
МАУ «Школа искусств»
г. Когалым 2018 г.
Ведение
В современном мире дети имеют огромную нагрузку в общеобразовательных школах, одновременно с этим посещают спортивные секции, различные кружки в учреждениях дополнительного образования, ходят к репетиторам и т.д. При такой загруженности детям трудно сосредоточиться на одной сфере деятельности.
Для полноценного обучения ребенка необходимо учитывать все факторы которые влияют на его будущее развитие. Но в музыкальной сфере особое внимание на развитие ребенка нужно делать акцент на начальный навык обучения – динамику. Конечно без таких элементов как (постановка рук, посадка инструмента и правильное меховедение) – не обойтись, но главное же в музыке – это звук, всё начинается с него.
По данной теме издано достаточное количество работ, но нет источника, объединяющего в себе основные идеи и направления в концентрации нужной информации и определении форм и методов работы. Поэтому тема является актуальной на современном этапе обучения игре на баяне.
Цель данной работы – рассмотреть особенности работы над звукоизвлечением на баяне на начальном этапе обучения в ДШИ.
Для достижения данной цели нам необходимо решить ряд следующих задач:
- Изучить литературу по выбранной теме;
- Рассмотреть роль занятий музыки в развитии ученика;
- Дать определение понятия и роль динамики;
- Рассмотреть особенности посадки и постановки рук за инструментом;
- Проанализировать формирование навыков меховедения и звукоизвлечения;
- Рассмотреть упражнения на динамическую выразительность, используемые на начальном этапе обучения;
- Проанализировать процесс разбора музыкального произведения;
Работа состоит из Введения, оглавления, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Младший школьный возраст – это особый период для ребенка, именно здесь формируется фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение ученика, на базе которого строится отношение к музыкальному искусству. Часто школа искусств для ученика, является первой школой как в жизни так и самой учебной деятельности. Учитель музыки – это первый учитель, с кем он общается. Педагог должен помочь ребенку освоить навыки игры на баяне.
Игра на музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов деятельности учащегося школы искусств, которая требует большой труд, внимание, мышление, память, фантазию и воображение.
Важными аспектами успешного музыкально-исполнительского развития ученика являются:
- Выработка у него свободного и естественного положения за инструментом
- освоение целесообразных движений, обусловленных техническими и художественными задачами.
- правильная посадка и исходное положение рук, а так же всего корпуса;
Что помогает сформировать первоначальный навык звукоизвлечения на баяне.
Обязательным условием успеха является сосредоточенность, четкость и внимательность. Ведь важно не количество проведенных занятий за инструментом, а их качество, качество затраченного внимания.
Работа может заинтересовать преподавателей ДШИ и студентов изучающим методику обучения игре на инструменте.
Формирование и развитие навыков звукоизвлечения в классе баяна ДШИ.
Одной из основных задач, решаемых на занятиях в классе баяна, является изучение и применение всех богатств выразительных возможностей инструмента. Для этого нужно целенаправленно работать над способами звукоизвлечения, развитием музыкального воображения и красочной реализации их на инструменте. С первого занятия обучения нужно непременно работать над качеством звуковедения.
«Музыка – по выражению Г. Нейгауза, – это искусство звука. Раз музыка – есть звук, то главной заботой первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком». Задача педагога на начальном этапе формирования исполнительского аппарата у учащихся младших классов ДШИ состоит в том, чтобы научить ребенка естественными движениями передавать музыкальные мысли и чувства.
Для развития навыков звукоизвлечения каждый музыкант достаточно много времени и усилий затрачивает на решение вопросов постановки, особенно на начальном этапе обучения. И это закономерно, так как от этого зависит успешность дальнейшей исполнительской деятельности.
В понятие постановки баяниста входит три компонента: посадка, положение инструмента и постановка рук.
Особое влияние на развитие постановки и формирование и навыков игры оказывают качество инструмента, его акустические возможности (точность настройки инструмента, окраска звука, динамические возможности и др.), герметичность инструмента, расхода воздуха звука, исправность и отрегулированность механики, клавиатуры, а также вес инструмента.
Посадка баяниста определяется конструктивными особенностями инструмента. Она должна обеспечивать устойчивость положение инструмента и максимальное удобство игры на нем.
Очень важно правильно подобрать высоту стула в соответствии с ростом ученика: бедра должны быть параллельно полу, если стул высоковат для учащегося, то нужно использовать подставку под ноги.
Смотрите рисунок 1.
Прежде чем извлечь звук на баяне, педагог должен отрегулировать для ученика два плечевых и левый рабочий ремни. Левый рабочий ремень следует отрегулировать так, чтобы при игре на разжим ладонь учащегося не отходила от корпуса инструмента. Слишком тесный ремень будет сковывать движения руки на левой клавиатуре, свободный ремень не даст ученику выполнить качественно приемы меховедения. Сильно ослабленный левый ремень не даст ощущения опоры. Опираться ученик должен на три точки. Первая – это соприкосновение левого рабочего ремня с запястьем, вторая — соприкосновение ладони с передним краем крышки левого полукорпуса, третья — соприкосновение предплечья с задним краем крышки левого полукорпуса.
Правый наплечный ремень регулируется так, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Если ремень короткий, то помимо зажатости правой руки, неправильной постановки инструмента, при игре на сжим потеряется устойчивость инструмента.
Натягиваться левый ремень должен так, чтобы при полном вдохе ученика, корпус инструмента плотно соприкасался с его грудью. От регулировки правого ремня будет зависеть владение меховедения инструмента на разжим, свобода и естественность движения правой руки. Регулировка левого ремня влияет на устойчивость инструмента при игре на сжим. При извлечении звука мех должен стоять на левой ноге ученика. Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках.
Положение рук определяется естественностью и целесообразным удобством. Передвижения по клавиатурам должны быть свободными и рациональными.
Если мы свободно опустим руку вниз, то пальцы приобретут естественную полусогнутую форму. Согнув в локте правую руку, мы подносим ее к грифу. Кисть руки должна находиться над грифом, пальцы располагаются ближе к черным клавиша. Левая рука продевается в рабочий левый ремень в таком же полусогнутом состоянии так, чтобы нижняя часть второй фаланги большого пальца находилась на переднем ребре левого полукорпуса. Обе руки должны находиться в состоянии тонуса, то есть легкого поддерживания.
Естественно, описанные положения рук – это исходная позиция для выполнения огромного количества самых разнообразных сложнейших движений, которые совершаются музыкантом в процессе игры на инструменте.
Одна из сторон звукоизвлечения заключается в управлении звуком посредством ведения меха, в управлении воздушными струями, которые по-разному воздействуют на металлические язычки баяна, формируют динамические, интонационные и, в какой-то мере, тембральные характеристики звука. Мех – как легкие у вокалиста. Он дышит многими способами. И значит вести его нужно по-разному: мягко, робко, ласково, активно, упруго, остро, резко и т.д. Вся эта гамма ощущений в сочетании с разнообразнейшими способами туше являет богатейшую палитру музыкально-художественной выразительности этого инструмента.
Освоение навыков меховедения должно начаться до того, как ребенок начнет извлекать звуки на инструменте.
На разжим и сжим меха баяна должен использоваться естественный вес левой руки, направленный на тыльную сторону запястья при разжиме, и нижнюю часть ладони при сжиме. Если не будет применяться естественный вес руки, то тогда будут применяться хватательные движения. А они могут использоваться для нормального функционирования руки в процессе игры на инструменте.
Для того чтобы понять, каким образом применяется вес руки можно сделать следующие упражнения:
- Опереться нижней частью ладони на горизонтальную поверхность весом руки от плеча, при этом локтевой сустав сохраняет подвижность и не напряженность, кисть легко поднимается и опускается, пальцы также сохраняют свою подвижность. Это движение применяется при сжиме, но только сила направляется не вниз на поверхность, а на боковую крышку левого полукорпуса.
- Перевернуть руку ладонью вверх и опереться весом на тыльную сторону запястья, сохраняя при этом подвижность в локтевом суставе и в пальцах. Это движение обеспечивает разжим, но только его сила направляется на рабочий ремень левого полукорпуса.
И в первом и во втором упражнениях важно чтобы рука представляла собой своеобразный рычаг: плечо – кисть, где локтевой сустав не является главным действующим лицом. Ведение меха и на разжим и на сжим должно производиться от плеча, а не от локтя. Напряжение в области локтевого сустава характерно для хватательного движения.
Еще одно упражнение можно предложить сделать. Учитель ставит в горизонтальном положении параллельно друг другу на небольшом расстоянии ладони своих рук. Кисть левой руки ученика помещается между ними. Учащийся должен выполнить движения рукой имитирующие разжим и сжим меха, соблюдая условия, о которых говорилось выше. Педагогу так легче проконтролировать насколько правильно выполняется движение. При необходимости можно поменяться ролями, чтобы показать ученику как должна работать левая рука.
После того, как это упражнение будет выполнено, нужно ученику взять инструмент, продеть левую руку в рабочий ремень и без звука, не нажимая клавиши поработать рукой с мехом, чередуя кратковременные движения на разжим и сжим, внимательно контролируя при этом правильность выполняемых весовых движений от плеча.
На первом занятии с инструментом необходимо сразу объяснить ученику, что свобода – это понятие относительное. Нельзя допускать напряжения в мышцах при посадке за инструментом, постановке рук при игре. Мышцы должны быть свободными, но не вялыми. Излишняя инертности и вялость за инструментом недопустимы так же, как и скованность игрового аппарата.
Прежде всего, необходимо изучить различные состояния мышц: расслабленное, напряженное и состояние тонуса.
Чтобы почувствовать напряжение в мышцах достаточно сжать руки в кулаки, для этого состояние будет характерно чувство скованности. Подняв руки перед собой, а затем, сняв напряжение в плечах и уронить их вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Это будет расслабленное состояние. Оно характеризуется ощущением тяжести, малоподвижности. Ни одно из этих состояний не может лечь в основу формирования игровых навыков. Очень часто в педагогической практике употребляется выражение «мышечная свобода», под понятием свобода должен подразумеваться мышечный тонус. Тонус – это длительное, не сопровождающееся утомлением, возбуждение мышц. Можно сказать, что тонус являет собой легкое поддерживание мышц в каком-то положении. Это состояние характеризуется ощущениями легкости, «воздушности», «прозрачности» мышц. Именно оно и должно быть основой, отправной точкой для формирования игровых навыков. Для того, чтобы ученик не чувствовал скованности рук, педагогу необходимо предложить учащемуся упражнение на раскрепощение и свободу рук на физкультминутке, которое называется «Объединяющий круг». Делается оно кругообразными движениями рук, при этом запястья должны быть мягкими и свободными.
Подчеркнем, что в методике работы над навыками звукоизвлечения и меховедения важным моментом служит стремление решить определенную музыкальную задачу, в связи с которой и надо развивать соответствующие приемы. Такой подход будет формировать мышление ученика в нужном направлении, воспитывать у него правильное понимание соотношения художественной цели и средств, необходимых для ее достижения.
Заключение
Младший школьный возраст – это особый период для ребенка, именно здесь формируется фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение ученика, на базе которого строится отношение к музыкальному искусству. Часто школа искусств для ученика, является первой школой как в жизни так и самой учебной деятельности. Учитель музыки – это первый учитель, с кем он общается. Педагог должен помочь ребенку освоить навыки игры на баяне.
Игра на музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов деятельности учащегося школы искусств, которая требует большой труд, внимание, мышление, память, фантазию и воображение.
Важными аспектами успешного музыкально-исполнительского развития ученика являются:
- Выработка у него свободного и естественного положения за инструментом
- освоение целесообразных движений, обусловленных техническими и художественными задачами.
- правильная посадка и исходное положение рук, а так же всего корпуса;
Обязательным условием успеха является сосредоточенность, четкость и внимательность. Ведь важно не количество проведенных занятий за инструментом, а их качество, качество затраченного внимания.
Важно так же уметь контролировать себя, свою игру. Умение предслышать, осознанно владеть двигательным аппаратом, умение поставить удобную аппликатуру- все это неоспоримо приведет к «чистому» прочтению нотного текста, а в дальнейшем к ясному воспроизведению художественного замысла.
Изучение себя, совершенствование методов работы, неустанный творческий поиск – важнейшие слагаемые успеха на пути к мастерству.
Cписок литературы
- Брызгалин В. «Я играю на баяне» / В. Брызгалин Репертуарно-иетодический сборник – Курган: Мир нот 1995.
- Кочетов В. В. Роль интонационного слуха в развитии речевой выразительности студентов-актёров театра // Педагогика и психология. 2009. № 6 (8). С. 1649—1654.)
- Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» / В.В. Крюкова издательство «Феникс», 2002 г.
- Кузьмин А. Р. Нотация в музыке XX века : учебно-методическое пособие Изд. 2. Челябинск, 2010. 100 с.
- Липс Ф. «Искусство игры на баяне» / Ф. Липс – М.: Музыка, 1985. – 158с.
- Малютина О. В. Методическая разработка «Формирование художественного образа музыкального произведения.» // О. В. Малютина Курск 2015.
- Мирек А. Основы постановки аккордеониста / А. Мирек – М.: Молодая гвардия, 1991.
- Паньков О.О. становлении игрового аппарата баяниста / О. Паньков // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: сб. ст.: вып. 2. / сост. Л. Бендерский. – Свердловск, 1990. – С. 3–12.
Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М., 2004 - Пиляк М. В «Звукоизвлечение на баяне и аккордеоне» / М. В. Пиляк М. 2010.
- Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне / Пуриц И.Г. – Москва 2001
- Семёнов В.А. Методическое пособие. Современная школа игры на баяне / В.А. Семенов – М.: Музыка, 2003
- Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин – М. : Музыка 1975.
- Шульга В.Н. Самостоятельная работа студентов вузов культуры и искусств по дисциплине «Специальный инструмент (баян)»: Учеб. пособие/ ЧГАКИ. – Челябинск, 2007. – 104 с.
- ЩаповА.П. Фортепианная педагогика / А.П. Щапов. – М.: Сов. Россия, 1960.
Приложение
Список произведений для разбора на начальном этапе обучения.
1. Р.Н.П. «Ах вы, сени, мои сени»
2. А. Филипенко «Цыплята»
3. Р.Н.П. «Как пошлинаши подружки» обр. В. Медведева
4. А. Денисов «Полька»
5. Р.Н.П. «Ах, во саду, саду»
6. У.Н.П. «Веселые гуси»
7. Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде»
8. М. Качурбина «Мишка с куклою танцуют полечку»
9. Р.Н.П. «Я на горку шла»
10. П. Чайковский «Старинная французкая песенка»
11. Ф. Шуберт «Форель»
12. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
13. Русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом»
14. Ф. Шуберт «Лендлер»
15. Р.Н.П. «Как под яблонькой»
16. Б.Н.Т. «Крыжачек»
17. В. Моцарт «Азбука»
18. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
19. Детская песня «Василек»
20. В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»
21. С. Майкапар «Вальс»
22. Р.Н.П. «Не летай, соловей»
23. В. Иванов «Полька»
24. А. Книппер «Полюшко-поле»
25. Р.Н.П. «Утушка луговая» обр. Чайкина Н.