автор: Кряжева Екатерина Петровна

Инструктор физической культуры Иркутская область, Иркутский район, село Хомутово, МДОУ ИРМО “Хомутовский детский сад №4”

О пользе плавания

О пользе плавания

Большое значение умению плавать придавали славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Саркизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».

Плавание имеет оздоровительное значение. Даже простое нахождение в воде без движений вызывает повышение обмена энергии в следствии теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной скоростью.

У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличены размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.

Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат. У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся. Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внутри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кровенаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

Плавание способствует развитию функции дыхания. На грудную клетку пловца действует большое гидростатическое давление. Это затрудняет вдох и выдох, в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь имеет большое профилактическое значение. При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физических упражнений зависит главным образом от размера активной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее оптимизации. Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный динамический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение – расслабление) удачно оптимизирует нагрузку.

Любое нахождение в воде – это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10-12 градусов ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно связано с центральной нервной системой. Улучшение качественных характеристик нервных процессов способствует улучшению координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распространяется на жизнедеятельность всего организма человека.

Спасение жизни

За последние 20 лет в России погибли на воде около 350 тыс. человек. По сравнению со многими другими странами, количество несчастных случаев на воде остается очень высоким. Если Во Франции, Италии, США, Японии, Великобритании, странах Скандинавии коэффициент погибших из расчета 100 тыс. населения составляет в среднем1-2, то у нас в стране его величина колеблется в пределах 7-13 и даже выше.

Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25-30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде – ребенок.

Число потерпевших значительно больше: ведь многие из них оказываются спасенными. От этого проблема становиться еще значительнее.

Причины  несчастных случаев на воде многочисленны, но одна из самых главных – не умение плавать. Последнее становиться особенно значимым в отношении детей. Многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что к 7-летнему возрасту более 90% городских школьников не умеют держаться на воде. Около 50% учащихся общеобразовательных школ не умеют плавать, а те из них, кто умеет плавать, немногих можно назвать хорошими пловцами. В редких случаях дети в совершенстве владеют спортивными способами плавания, а ведь в спортивной технике сосредоточены, по сути, оптимальные способы передвижения в воде.

Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом(Австралия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и др.), число несчастных случаев на воде значительно ниже.

Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми бассейнами, проблему массового обучения детей(школьников) уже сегодня можно успешно решать. Теоретические подсчеты показывают, что при умелой организации дела на имеющейся площади плавательного бассейна со всеми третьеклассниками можно организовать 36-часовой курс начального обучения, предусмотренного программой, рекомендуемой Национальной федерацией плавания для обязательного обучения. В ряде городов России есть положительный опыт такой работы.

Вода- колыбель нашей жизни. По сути, она – сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в плавании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой.

О пользе плавания