автор: Ланская Лариса Степановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 «Малышок»
Консультация для педагогов с элементами тренинга
Тема: «Адаптация детей к дошкольному учреждению»
Педагог-психолог: Ланская Л.С.
г. Шадринск
Для начала представьте впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Для этого предлагаю пофантазировать:
Вы в незнакомом городе, жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что все это значит.
Согласитесь, картина не из приятных. Но это и есть, видение ситуации ребенком в детском саду: кругом незнакомые взрослые, которые что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют.
Адаптация в момент начала посещения ребенком дошкольное учреждение затрагивает и родителей, и воспитателей, и детей.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать, успокоить, выслушать его.
- Для этого первой задачей для педагога является установление тесного контакта с семьей.
В беседе с родителями необходимо выяснить индивидуальные особенности ребенка: – Преобладающее настроение (бодрое, подавленное, неустойчивое). – Характер засыпания (быстрый, медленный). – Длительность сна и его характер. – Аппетит ребенка. – Нежелательные привычки. – Навыки самообслуживания. – Особенности поведения. – Любимая игрушка, сказка. – Как ласково называют родители.
Так же в беседе с родителями выяснить их педагогические запросы, потребности (т.е. выяснить педагогическую просвещенность родителей) и, таким образом, выстраивает систему психолого-педагогического сопровождения семьи через такие инструменты, как индивидуальные беседы, родительские клубы, собрания, папки-передвижки и т.д. Это очень важный пункт, который позволяет продуктивно работать с ребенком через семью, так как малыш не существует вне семьи и, следовательно, домашняя обстановка оказывает сильное влияние на адаптацию к детскому саду, психическое развитие и социализацию ребенка.
- Второй задачей педагога является необходимость определить зону ближайшего развития ребенка.
Для этого, впервые дни посещения ребенком детского сада, нужно провести мониторинг. В исследовании педагог в основном использует метод наблюдения. Прежде всего в:
– коммуникативной деятельности ребенка с детьми и взрослыми.
– уровне развития игровых навыков (нуждается ли ребенок в присутствии педагога в игре, может ли он сам организовать свою деятельность, может ли найти сам партнера по игре среди сверстников).
– самостоятельной деятельностью (уровнем самообслуживания).
- Следующей очень важной задачей является организация собственной деятельности.
Использование различных методов – элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, приобнять, поглаживания), элементы релаксации (периодически включать негромкую, спокойную музыку, использовать игры на расслабление), театрализацию, игровую деятельность и т.д. Но все методы необходимо использовать тогда, когда они отвечают запросу ребенка.
В организации деятельности детей следует ориентироваться на детей, чей уровень развития и адаптации выше остальной массы детей. Здесь мы опираемся на особенности ребенка раннего возраста – стремление к подражанию и повторению за взрослым.
Проблемные моменты в адаптации.
Самый трудный момент для ребенка и мамы — расставание в первые дни посещения детского сада. Воспитатель ласково разговаривает с малышом в присутствии мамы, помогает переодеться, предлагает ему интересную игрушку. После того, как малыш успокоится, мама говорит ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется. Расставание не затягивать.
Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе.
Очень часто в первые дни посещения детского учреждения ребенок стремится к постоянному физическому контакту со взрослым, не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу воспитателя, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема может стать еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием таких детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2–3 ребенка в неделю. Самое главное для воспитателя — завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.
Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?
1.Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет «мама придет», — он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет, и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
2.Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Так он научиться понимать, что вы всегда рядом.
3.Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы что-то делаете, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми, и т.п. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.
4.Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто, на первый взгляд чувствует себя спокойно. Равнодушие, апатия — один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
5.Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры — такие, как «сорока-ворона», «догонялки», «прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
6.Организуйте такие игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.
- Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома, перед тем как заснуть, слушать колыбельную, спойте ее, положите рядом с малышом мягкую игрушку, приласкайте его. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, посадите его напротив малыша, который есть быстро и с аппетитом. Привлеките к нему внимание ребенка. Возможно, подражая сверстнику, ребенок будет есть охотнее.
Что делать, если ребенок капризничает?
Помните, что плач – это естественная реакция на стресс. Плачем, ребенок не только снимает физиологическое возбуждение, но и отреагирует негативные эмоции, связанные с разлукой с матерью. Для того, чтобы ребенку быстрее адаптироваться к ДОУ, ему нужно «проплакать» свое горе. Поэтому в первое время стоит позволить ребенку плакать. Обнимите его, уверьте в своей любви, будьте с ним рядом в этот период. Предложите вместе погрустить, а когда увидите, – что плач ребенка сходит на нет отвлеките его игрушкой.
Если ребенок не идет на контакт с вами и хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Сохраняйте спокойствие, не навязывайте общение, но давайте ребенку понять, что вы его видите, слышите и не забываете о нем.
Постарайтесь поменьше устанавливать запреты. Если в группе детского сада делать что-то нельзя (обрывать цветы, играть с водой в умывальнике и т.д.), мягко скажите ребенку «нельзя» и предложите другой вид деятельности.
Мероприятия помогающие снять эмоциональное напряжение у ребенка и помогающие смягчить протекание процесса адаптации:
- Добровольное участие в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
- Непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
- Многократное повторение игр (дети по-разному в разном темпе принимают и усваивают новое);
- Специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);
Помните!
- Маленький ребенок может воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают, призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого;
- Ребенок раннего возраста не может регулировать свое поведение посредством слова. Дети реагируют на выразительность мимики, эмоциональность и «заразительность» воспитателя.
Упражнение «Грецкий орех»
Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти. Затем соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на стол. Вы должны найти каждый свой орех.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)
На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. А это все в наших силах.