автор: Шарова Оксана Юрьевна

Школа искусств

МБОУ гимназии  №44  г. Иванова

   
   
   
   
   

«ПО СТРАНИЦАМ  ДЕТСКОГО  АЛЬБОМА П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

(Литературно-музыкальная композиция)

   
   
   
   
   

Работу выполнила

преподаватель Школы искусств

   

Шарова Оксана Юрьевна

 г. Иваново   2017

   
   
   
   

Можно назвать немало выдающихся композиторов, создавших прекрасную музыку для детского исполнения. На это у них имелась простая житейская причина: подрастали  их собственные дети.

Так Р.Шуман создал свой «Альбом для Юношества» с адресатом к семилетней дочери.

Подрастали сыновья у Прокофьева и появилась его «Детская музыка».

Росла дочь у Д.Шостаковича и была написана «Детская тетрадь».

У Чайковского своих детей не было. Что же заставило тридцативосьмилетнего   композитора обратиться к детскому музыкальному творчеству?

            Весной1878г. П.Чайковский вернулся в Россию после заграничного путешествия. Он поехал на Украину, в Каменку, где и раньше часто гостил у своей сестры Александры Ильиничны*(она жила там с мужем и детьми)

«Лучезарный край»- так называл П.Чайковский Украину. Он любил её живописную природу, её белые хатки «мазанки», её жизнерадостных людей и их звонкие песни.

                                Ты знаешь край, где всё обильем дышит

                                Где реки льются чище серебра

                                Где ветерок степной ковыль колышет

                                В вишнёвых рощах тонут хутора. (А.К. Толстой)

Среди дубовых рощ, на скалистых берегах реки , композитор всегда чувствовал прилив творческих сил, работая с особым подъёмом и отдыхая в обществе близких его сердцу людей. Почти всё свободное время П.Чайковский проводил в кругу молодёжи и детей: своих племянников и племянниц. Он очень любил детей и считал их лучшим украшением жизни. И что он  только не придумывал для своих маленьких друзей- весёлые походы в лес, музыкальные спектакли, танцевальные вечера, где сам сидел за роялем. В этой счастливой многодетной семье своих родных Чайковский согревался душой. Дети его сестры отчасти были и его детьми. Отсюда и желание создать цикл детской музыки.

           Все дети занимались музыкой, но особенно серьёзно относился к муз. занятиям шестилетний Володя Давыдов или попросту Боб, Бобик. Слушая игру маленького Боба и размышляя о том, что сочинений, предназначенных для детей не так уж и много , с удовольствием принялся за работу. Через месяц альбом был закончен и вскоре напечатан. К тому времени композитор уже  покинул Каменку,  и  выслав отцу Володи ноты написал: « Скажи бобику, что эти ноты сочинил дядя Петя и на них написано ПОСВЯЩАЕТСЯ ВОЛОДЕ ДАВЫДОВУ»

В первом издании к  каждой пьесе были даны рисунки, выполненные по заказу Чайковского художником А.Степановым.  «Чудесное издание! Детям будет занятно»- говорил о нотах с картинками композитор.

И вот мы перелистываем страницы «Детского Альбома». Здесь 24 маленькие пьесы. В них мир  жизни ребёнка; обстановка того времени, настроения, чувства, мысли и впечатления. Все пьесы выстраиваются в сюжетный ряд «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

     Утро

     Развлечения

     Танцы и игры

     Прогулка в деревню Мечты и путешествия о дальних странах

     Вечерняя молитва и мысли перед сном.

Все пьесы «Д.А» можно поделить на небольшие микроциклы:

Утренний               

                -Утреннее размышление

                -Зимнее утро

                -Мама

Домашние игры и танцы

                 -Игра в лошадки

                 – Марш деревянных солдатиков

                 – Кукольная трилогия

                 – Вальс

                 – Полька

                 -Мазурка

Прогулка в деревню

                 -Русская

                 -Мужик на гармонике играет

                 – Камаринская

Путешествие по Европе

                   – Итальянская песенка

                   – Французская песенка

                   -Немецкая песенка

                   -Неаполитанская песенка

Возвращение домой

                   -Нянина сказка

                   -Баба-Яга

                   -Сладкая грёза

Вечерний  покой

                   – Песня жаворонка

                    – В  церкви

                    – Шарманщик поёт

                                     Бом, Бом, Бом, Бом

                                     Открывается альбом.

                                     Не простой, а музыкальный

                                     То весёлый, то печальный.

                                     Сочиненный для ребят

                                     Много-много лет назад.

« УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ»

Первая страница альбома –« Утреннее размышление». Музыка этой пьесы, исполненная светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в самом серьёзном тоне.

Образный мир в «утренней молитве» (это второе название пьесы) – мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге и душе. В эпоху создания цикла с утренней молитвы начинался день ребёнка. Молясь, он настраивался на добрые дела и поступки. Создавая «Д.А.», композитор проводил долгие часы в сельской церкви Каменки и близлежащем монастыре. Он любил православное хоровое пение и не мог сдерживать слёзы умиления во время службы.

Пьеса сложна технически:   -медленный темп

                                              -мягко-певучая поступь аккордов

                                              -фактура хорального типа  (многоголосие)

В заключительных тактах голоса словно поднимаются ввысь и растворяются в воздухе.

                      

« МАМА»

Добрые воспоминания хранил о своей матери композитор. Всю жизнь он помнил её чудные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу.

Считанные дни отделяли время написания «Д.А.» от одной печальной  даты – двадцать четвёртой годовщины смерти матери. Композитор признавался, что всегда помнил свои страдания от тоски по матери, которую любил «болезненно страстной любовью». Эти слова можно поставить эпиграфом к пьесе, где нежность и чувства соединены с тревогой.

      На первый взгляд «МАМА»- лирически светлая пьеса спокойного вальсообразного движения с ласковыми интонациями. Мелодия будто успокаивает, объясняет что-то. Но в то же время дыхание мелодии учащённое. Фразы состоят из беспокойных коротких мотивов.  Здесь слышится сбивчивая речь (может быть самого Пети), взволнованно «признающегося в любви» обожаемой матери.

      Авторская ремарка в начале пьесы указывает   molto espressivo  e dolce    что значит очень взволнованно и нежно.

                                                                                      

  « МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

Это игра мальчиков. В забавном марше отчеканивает шаг игрушечное войско. Перед нами не солдаты, а крошечные солдатики с их миниатюрной воинственностью.

                     Деревянные солдатики

                    Маршируют до зари

                    А из школьной математики

                    Знают только раз, два, три..

Поэтому и размер этого марша 2\4, вместо традиционных 4\4.Среди динамических нюансов   р  и  рр. Обилие пауз даёт прозрачную звучность. Бравый марш приобретает грациозный юмористический колорит.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»

Девочки как всегда играют в куклы. Печальная музыка повествует нам о грустном настроении девочки, баюкающей «заболевшую куклу». Может быть это – детская игра-воображение, а может и рассказ о болезни самой девочки.

                     Тихо, тихо, тишина

                     Кукла бедная больна

                     Просит музыки она

                     Дайте! что ей нравится

                     И она поправится.

За что же так любят эту пьесу педагоги и дети?

Композитор доступно и необычно ярко выразил содержание

                       -мерный колыбельный ритм

                       -вздохи нисходящих секунд

                       -печальные звуки мелодии

                       -разделительные паузы, похожие на слезинки, капающие на личико ребёнка.

«НОВАЯ  КУКЛА»

Сколько искрящейся радости и  восторга в  этой пьесе.  Кажется, что маленькая героиня стремительно вбегает в комнату и с радостью кружится с новой, только что  подаренной куклой.

Музыка словно захлёбывается радостью, стремительно взлетая мотивами мелодии.

                                                                     

 «ВАЛЬС»

Во времена Ч. Вальс был излюбленным бытовым танцем. Его танцевали и взрослые и дети.

                  Куклы вальс танцуют старый

                  Пара кружится за парой.

Очень часто в Каменке на детских праздниках, во время именин или просто вечерами  дядя Петя играл бесконечные вальсы, а племянники с удовольствием танцевали.  Бесконечной вальсовостью пронизаны почти все произведения Чайковского. При различном содержании это всегда полёт мечты и упоение от сбывшихся желаний.

  «ПОЛЬКА»

Беззаботно и  весело звучит полька.

                                 А вот весёлый танец полька

                                Здесь счёт другой. Раз-два! И только.

                                Чтоб не кружилась голова

                                Считаем мы «Раз-два! Раз-два»

                                                                                      

 

 «МАЗУРКА»

Другая танцевальная миниатюра цикла – МАЗУРКА. Она кокетливая, гибкая и капризная. Композитор тонко выписал в музыке мазурки штрихи и динамику. В чередованиях  mf  и   р    слышится диалог танцующей пары – контраст мужских и женских образов.

Что же здесь изображено? Танец мальчика и девочки или диалог влюблённых? Однозначного ответа нет.

                                                                                                       

 «РУССКАЯ ПЕСНЯ»

        

  «КАМАРИНСКАЯ»

  «МУЖИК НА ГАРМОНИКЕ ИГРАЕТ»

Удивительно хороши в «Д.А.» картинки русского быта. Они оживают  в трёх пьесах цикла.

«Русская песня» – плавная, словно девичий хоровод.

«Мужик на гармонике играет» – шуточная зарисовка, где будто нехотя, с ленцой, разводит музыкант  меха гармоники.

«Камаринская» – зажигательно- плясовая пьеса. Сколько же камаринской пляске лет? Может 500 или 1000? Ведёт она своё начало с приплясывания, когда мужик с балалайкой под напев или наигрыш стал приплясывать. Пляска –  значит танец без правил. Пляскам никто не учит. Их пляшут как душа просит, как того требуют ноги. Её место на гуляниях, где бурлит жизнь. Плясуны друг перед другом выплясывали, коленца небывалые выкидывали. Каждый по-своему «выкомаривал». Отсюда и пошло название пляски камаринская.

На страницы своего «Детского Альбома» П.Чайковский записал  мелодии, привезённые из путешествий по дальним странам..

  «ИТАЛЬЯНСКАЯ   ПЕСЕНКА»

Её мелодия была записана во Флоренции. Однажды вечером ,гуляя с братом по парку, Пётр Ильич услышал пение. Пробравшись сквозь толпу народа они  увидели мальчика лет 10-11, который пел под аккомпанемент гитары. По словам  Чайковского он «пел чудным голосом с большой теплотой и законченностью».

Спустя месяц  композитор вновь посетит Флоренцию,  найдёт юного певца и  запишет у него несколько песен. Одна из этих мелодий – «Итальянская песенка».

В стаккатном аккомпанименте острое «щипковое» прикосновение – будто звуки гитары.

В мелодии- итальянская вокальная манера : ферматы, остановки на высоких нотах, мягкое  legato  переходящее в лёгкое  stakkato.

 «НЕМЕЦКАЯ   ПЕСЕНКА»

Юмористическая муз. картинка, передающая атмосферу немецкого застолья.

Остроумно переданы здесь особенности тирольской песни- ЙОДЛЯ. Для этого альпийского жанра характерны частые переходы от низкого грудного регистра к высокому горловому фальцету. Отсюда и прыгающая мелодия.

  «ФРАНЦУЗСКАЯ    ПЕСЕНКА»

Пьеса связана с атмосферой детства композитора. Мать Чайковского  имела французские национальные корни. А первые уроки музыки давала Пете его гувернантка – француженка Фанни Дюрбах.

Нежная и задумчивая «Старинная французская песенка» очень любима маленькими пианистами. Композитор использовал здесь подлинный французский напев 16века, простой и неторопливый, родственный старинной балладе.

Музыка напоминает картины старых мастеров с их приглушённо-тёмной палитре красок. Из глубоких теней этих картин проступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живущих в давние времена.

 «НЯНИНА    СКАЗКА»

Вот появляется няня. Она рассказывает сказки. Ч. даёт муз. портрет сказочницы старушки-няни. Он тонко передаёт интонации няниного голоса – по-старчески, чуть ворчливо, но с напевностью. Её сказки и смешные и страшные, о таинственных видениях, волшебных превращениях или злоключениях героя.

«БАБА-ЯГА»

Одна из няниных сказок – сказка о Бабе-Яге.

Это виртуозная пьеса-картина сказочного полёта. В наше время Баба-Яга – героиня многочисленных мультфильмов – имеет чаще комические черты.

У Чайковского Баба-Яга – страшная, злая колдунья, ведьма. Она изображена в стремительной погоне за кем-то, летя  над лесами и долами в своей ступе. Пестом погоняет, помелом след заметает. Слышим её хриплый и жуткий голос, сказочные заклинания, дробный перестук её костяных ног.

В среднем разделе пьесы – ужас и беспомощность ребёнка перед этой злой силой.

«СЛАДКАЯ  ГРЁЗА»

Пьеса звучит как лирический фортепианный романс, нежный и очаровательный.

Уже засыпая, ребёнок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия пьесы.

«ПЕСНЯ    ЖАВОРОНКА»

«Люблю природу русскую больше всякой другой»- говорил Пётр Ильич.

Пора весны – любимая пора композитора. Он писал : «Ждём не дождёмся когда наступит пост, а с ним  и  первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна со своей внезапностью, со своей раскошной силой! Как я люблю, когда по улице текут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее. С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуется прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских гостей»

Пение жаворонка в русском искусстве символ весны, утреннего пробуждения и обновления души.

«Песня жаворонка» с её нежными трелями, искрящимся узором мелодии, прозрачным регистром, пленительно светлым колоритом- одна из лучших зарисовок пробуждающейся природы.

  «В   ЦЕРКВИ»

Молитвой ребёнок не только встречал, но и провожал прожитый день, всегда  вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.

Замысел пьесы родился у композитора в древнем монастыре местечка Браилова. Большое впечатление на Чайковского произвёл хор певчих под управлением старушки  регентши.

Музыка пьесы – суровый стройный хорал, напоминающий пение церковного хора. Пьеса состоит из двух разделов:

  1. Здесь можно узнать мелодию 50-го церковного псалма «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей».
  2. Здесь слышится мрачный (погребальный?) звон церковных колоколов.

«ШАРМАНЩИК   ПОЁТ»

В Италии, к венецианской гостинице  где останавливался композитор, каждый день приходил шарманщик со своей маленькой дочкой. Светлый, умиротворённый мотив их напева запомнился  композитору. Однажды вечером он заснул, утомлённый долгой прогулкой, а спокойные и  мирные сновидения сплелись со слышимой сквозь сон песенкой.                                                            

Шарманка – своего рода маленький органчик. Вращая рукоятку шарманки певец аккомпанирует себе.  «Гудящее» шарманочное сопровождение мягкой дымкой окутывает напев уличного музыканта. Мы слышим его как бы из далека.

                                    Вот и песня отзвучала

                                    Вот и танцы позади

                                    Если хочешь, то с начала

                                    Ты пластинку заведи.

Жалко закрывать последнюю страницу «Детского Альбома». Жалко расставаться с чудесным миром музыки великого П.И. Чайковского.  Великого и в крупных сочинениях и в маленьких пьесах.

Некоторые персонажи пьесок «Детского Альбома» ушли в далёкое прошлое и незнакомы современным детям ( мы не слышим на улицах скрипучих звуков шарманки, в домах не звучат старинные песнопения и т.д.) Вас окружают другие звуки, другие образы. Но большинство пьес и в наше время доступно и понятно детям, т.к.  в музыке простым и ясным языком рассказывается о том, что и сейчас близко каждому ребёнку.

«Детский  Альбом» всё чаще исполняется взрослыми пианистами. Смысл сюжета «Детского Альбома»  – жизнь человека, жизнь самого Чайковского: пробуждение личности, размышления о религии, восприятие окружающего мира, радость юности и первые утраты, годы странствий и возвращения домой, мысли о смерти и покаянии, итоговое обобщение своей жизни. Этот глубокий взрослый подтекст связан с самыми сокровенными чувствами, воспоминаниями и мыслями великого композитора.

Обращаясь к пьесам «Детского Альбома»  происходит приобщение к миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры, и делая жизнь музыки великого П.И. Чайковского вечной.

Библиография:

 1.Сергей Айзенштадт  “Детский альбом” П. И. Чайковского

  1. П. И. Чайковский  “Детский альбом”  24 пьесы.
  2. Павлова В.  ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО
«ПО СТРАНИЦАМ  ДЕТСКОГО  АЛЬБОМА П.И. ЧАЙКОВСКОГО»